Сегодня «Ак Барс» сыграет с «Нефтехимиком». Казанская команда подходит к матчу не в лучшем состоянии: 9 поражений в 10 последних встречах и 7-е место в Восточной конференции. При этом почти после каждого матча хоккеисты и тренеры «Ак Барса» говорят о заметном улучшении своих действий. Что конкретно изменяет команда, специально для «БИЗНЕС Online» разбирает эксперт «Ак Барс Шоу», воспитанник нижнекамского хоккея, бывший капитан «Барса», экс-игрок «Нефтехимика» и «Динамо» (времен Знарка) Максим Пестушко.
Тактические изменения «Ак Барса» разбирает эксперт «Ак Барс Шоу», воспитанник нижнекамского хоккея, бывший капитан «Барса», экс-игрок «Нефтехимика» и «Динамо» Максим Пестушко
Раскаты
Особенностью «Динамо» при Олеге Знарке было разнообразие раскатов — каждое звено знало по три-четыре варианта и по ситуации выбирало свой. Так что меня не удивило, что за 20 матчей этого регулярного чемпионата мы увидели сразу несколько более-менее постоянных вариантов раската.
Первый вариант — самый стандартный хоккейный раскат на полборта. Он «прожил» три-пять матчей. Защитник брал шайбу за воротами, катил до середины зоны, скидывал шайбу второму защитнику на левый борт. Этот защитник должен был продлевать атаку длинной передачей наискосок — или в центр, или на дальний от себя борт. Форварды при этом уже набрали скорость и ожидали передачу в движении на синей линии.
Такой раскат требует большого мастерства от защитников и отсутствие прессинга на них. Соперники поняли схему и стали двумя форвардами «накрывать» защитников. Так что штаб «Ак Барса» быстро отказался от этого варианта.
Второй вариант — это схема 1–2–2, одна из вариаций финского раската. В такой расстановке защитник с шайбой находится внизу, а ближе к нему центральный форвард и защитник. Крайние нападающие же на самом верху у бортов. В чем плюс такой схемы? У игрока с шайбой всегда две опции для передачи, ему легче пройти среднюю зону, доставить шайбу в зону атаки.
Третий вариант — раскат четверкой, когда один форвард стоит на синей линии и ждет партнеров. Тем самым он оттягивает на себя соперников и освобождает место для прохода игрока с шайбой. Он может либо стать спиной к синей линии и сделать передачу накатывающемуся защитнику/форварду, либо развернуть клюшку и вести шайбу в зону, чтобы ее на скорости подхватил одноклубник. Эту схему команда стала применять недавно, на фоне последних поражений.
Четвертый вариант — раскат с пасом-скидкой. Он применяется только в большинстве. Защитник бежит с шайбой вперед, оборона ожидаемо встречает его и откатывается к своей синей, чтобы сопровождать дальше. В этот момент шайба скидывается назад, ее подхватывает нападающий и на скорости проходит стоящих соперников.
Видно, что штаб ищет варианты, меняет схемы, упрощая их для исполнителей, снижая потери на выходе из зоны и на чужой синей линии. В чем проблема раскатов сейчас? На тренерском планшете они все работают хорошо, сложность в исполнении. Во-первых, все эти вещи нужно долго отрабатывать на тренировках. Не в смысле по 2–3 часа, а 2–4 месяца, для чего и есть регулярный чемпионат. Во-вторых, игроки должны выполнять задание, не брать шайбу и идти напролом, ломая рисунок игры. И не терять шайбу при первой же передаче. «Ак Барс» потому почти отказался от длинных передач при начале атаки, чтобы сократить потери. В-третьих, скорости должны быть выше — и катания, и передач.
Оборона в средней зоне
Ранний «Ак Барс» нынешнего сезона — это очень высокий форчекинг, два игрока за воротами, давление на защитников и перехваты передач за счет движения. Подход работал с соперниками пониже классом, когда календарь усложнился, уровень защитников на том конце площадки вырос, физическое состояние «Ак Барса» уже не позволяло так активно накрывать шайбу у ворот. И тренеры других команд тоже сделали выводы — стали раскатываться ниже все пятеркой, страхуя защитников.
Главное тактическое изменение «Ак Барса» в последних матчах — применение схемы 1–3–1 в средней зоне. К примеру, финский раскат Уфы бессмысленно встречать высоко, их нужно встречать ниже, и важно, чтобы пятерка обороны тоже была на скорости. И вот пример, как эта схема работает.
А это пример, как не работает, но не потому, что игроки не так встали. А потому, что защитник оступился — это несчастный случай.
В этой ситуации еще важно оценить дистанцию между атакой и обороной, возможно, со временем «Ак Барс» отойдет еще глубже к красной линии, чтобы защитникам не приходилось «нырять» к синей линии соперника. Тогда в случае индивидуальной ошибки кого-то из пятерки его партнеры будут успевать подстраховать оборону и предотвратить выход 2 в 1.
Здесь мы тоже видим желание тренеров сократить вероятность ошибки, играть правильнее и четче.
Позиционная атака
Лучшей тройкой «Ак Барса» на старте сезона было звено Кирилла Семенова, но все сломалось после травмы Станислава Галиева — пока оно не может вернуть свою химию. А залогом успеха были стандартные положения (они есть не только в футболе), вбрасывания в зоне атаки. Семенов — лучший центр «Ак Барса» по игре на точке, это первый фактор успеха. Второй — смена флангов Радулова и Галиева, после вбрасывания они делали перекат (смену сторон), запутывали соперников, блокировали центрального и выкатывали шайбу на пятак. Соперники такие действия разбирают, готовятся, потому нужно постоянное творчество тренеров и игроков, а еще готовность лезть под ворота и получать в спину.
Сейчас лучшее звено «Ак Барса» — тройка Бурмистрова, и там лучше всех умеют продлевать атаку «каруселями». Они не глядя отдают передачи вдоль борта, потому что знают, что в той стороне будет партнер. И их особенность — постоянная нацеленность на ворота, они всегда ждут момента доставки шайбы на пятак. Не всегда это удается, нам кажется, что они просто катают шайбу, но поверьте, в их взаимодействии есть то, чего не хватает другим звеньям. Это и химия, и физическая готовность принять силовой, и возможность укрыть шайбу корпусом. Как раз такие действия позволяют легко проводить наложения звеньев, о которых рассказывал Знарок на пресс-конференциях.
Чего сейчас не хватает атаке — большого числа быстрых и коротких передач, пока игроки передерживают шайбу. Это сложно настраивать, особенно когда у хоккеистов уходит уверенность и когда нет физических сил. Но в нескольких матчах мы это уже видели, это ровно то, что необходимо команде. Смена мест, движение и шайбы, и игроков, частые броски. Увеличить количество вот таких ситуаций — и голы тоже пойдут.
Зона обороны
Еще на предсезонке в Альметьевске Знарок признавал, что у команды могут быть проблемы при возврате в оборону, это сказывалось во многих матчах. Но дело сейчас не только в скорости игроков, а в желании защитников подключиться к атаке и в несогласованных действиях при бэкчекинге. Довольно много шайб команда пропустила, когда два игрока в обороне сваливались на одного с шайбой, забывая об адресате передачи.
Это в первую очередь несогласованные действия, каждый надеялся на партнера, не было коммуникации на льду. Сейчас мы видим улучшения — защитники общаются, показывают руками, кого и кому брать, спокойно нейтрализуя момент.
К сожалению, позиционные ошибки не ушли насовсем, например, четвертая шайба «Салавата Юлаева» в последнем «зеленом дерби» случилась как раз из-за такой неточности. Проблему можно решить постоянным общением и отработкой подобных ситуаций на тренировках, прогресс уже виден.
Очень важное изменение, благодаря которому «Ак Барс» чуть не выиграл матч в Магнитогорске. Индивидуальные ошибки неизбежны, особенно в регулярном чемпионате. Посмотрите, сколько ошибаются в НХЛ, даже претенденты на «Норрис Трофи» привозят так, что в России их бы отправили в ВХЛ. Вопрос в том, как команда страхуется от ошибок.
В начале сезона расстояние между игроками «Ак Барса» в лучшем случае было метра 2–3, соперник этим пользовался и наказывал за потерю, неточную передачу, неровности льда.
Теперь же при потере шайбы моментов у ворот стало меньше. Причина — высокая плотность игроков «Ак Барса» в своей зоне. Это показывает, что спортсмены стали внимательнее обращаться с шайбой, играть ближе друг к другу и помогать партнерам.
Вместе с тем пошли блокшоты — Артем Лукоянов вернулся в состав и показывает постоянную волю к победе, принимая броски на себя. За ним стали подтягиваться и Илья Сафонов, и Дмитрий Кагарлицкий, и даже Александр Радулов. «Ак Барс» в этом сезоне редкие матчи выигрывал по показателю блокированных бросков, сейчас ситуация начала выправляться.
Будут изменения и в позиционной обороне — Зинэтула Билялетдинов уже работает со штабом первой команды и дает свои рекомендации. Принимает участие в тренировках и лично руководит занятием, объясняя, куда и как стоит двигаться защитникам при затяжной атаке соперника. Опыт и знания такого специалиста востребованы и тренерским штабом, и игроками, сейчас такая помощь очень нужна.
Пара побед должна вернуть коллективу уверенность, а нынешняя ситуация — только сплотить команду
Перспективы
Большая сложность текущей ситуации — в календаре. За месяц «Ак Барс» сыграл по два-три матча с лидерами конференции, не будь этих наложений, и таких затяжных серий не было бы, и сейчас все выглядит крайне драматично. Другой момент, что, не будь такого календаря, мы бы и не увидели всех игровых проблем, которые есть у команды. Серия неудач откладывается в игроках, появляется неуверенность. Я знаю по себе, что в хороших условиях ты просто на секунду-две быстрее бросаешь, не перекладываешь шайбу лишний раз, не думаешь о решении.
К тому же сейчас тренерский штаб занимается физическим состоянием игроков. А я помню, что Владимир Васильевич Крикунов всегда говорил: после баллонов будет спад на три-четыре игры. Отличие в том, что наши тренировки были жестче, болело все так, что на горшок сесть не могли. И проходили эти тренировки в паузы на Евротур, в свободное от игр время. В нынешней ситуации давать такие нагрузки нецелесообразно.
Тренеры и члены команды уже видят очень много улучшений в игре, их не всегда замечают болельщики, потому что для них главный показатель — результат. Он и для спортсменов важен, но в регулярном чемпионате есть возможность пробовать разное, менять схемы и искать работающие тактики. Все эти изменения «Ак Барса» направлены на улучшение контроля шайбы и снижение рисков, плюс тренеры теперь строже требуют выполнения игрового задания. Со временем это перерастет в результат.
За счет чего должна улучшиться ситуация в ближайшее время: физическая подготовка, концентрация как следствие прилива сил, привыкание к новым тактическим схемам. Пара побед должна вернуть коллективу уверенность, а нынешняя ситуация — только сплотить команду.
Максим Пестушко
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 0
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.