Подход к образованию в частных школах может кардинально отличаться — от авторитарного стиля до демократической вседозволенности «Подход к образованию в частных школах может кардинально отличаться — от авторитарного стиля до демократической вседозволенности» Фото: © Владимир Песня, РИА «Новости»

О герое

У нашего инсайдера 9-летний педагогический стаж. За это время она поработала в пяти школах, как частных, так и общеобразовательных. Частные учебные заведения оставили у нее смешанные впечатления. Сейчас собеседница издания работает в бюджетной организации, здесь ей комфортнее. 

О том, как устроены частные школы

  • Я работала учителем в двух частных школах Казани: в одной всего два месяца, в другой гораздо дольше. Школами их можно назвать условно, ведь у них не имелось аккредитации и возможности выдавать аттестаты, а лицензия была только на дополнительное образование.
  • Схема обучения выглядела так: дети учились у нас, а оформляли их на семейное образование в обычной школе. Они 1 раз в год сдавали аттестацию и получали отметку, которая потом вносилась в личное дело.
  • После карантина-2020 стало возможным дистанционное образование. Дети учились, получали отметки у нас в течение года, а мы передавали их раз в месяц учителям школы, к которой ученик прикреплен. Формально родители могли выбирать форму обучения для своего ребенка, но фактически такого выбора не было: руководство школы настойчиво рекомендовало немотивированным ученикам остаться на семейном обучении.
  • Вторая частная школа гордится тем, что обучает детей «по ФГОС», однако это не более чем рекламный ход, т. к. «по ФГОС» означает лишь системно-деятельностный подход, при котором учителя создают такие условия на уроках, чтобы ученики получали знания сами, «докапывались» до этих знаний. Строго говоря, с приходом ФГОС поменялись лишь инструменты педагога. Все школы сейчас учат по ФГОС, это требование современного образования.
  • Обучение в обоих частных заведениях стоило примерно 32 тыс. рублей. При этом заработная плата штатных учителей — 35–45 тыс., а «приходящим» платили за проведенные занятия.

Об оценках

  • В обеих частных школах отметочная система. Но различия есть. 
  • В одной школе дети получают оценки по 4-балльной шкале, но можно сказать, что она 3-балльная, тут почти не ставят двоек. Их надо отрабатывать, что накладывает дополнительную нагрузку на учителя, поэтому преподаватели стараются вытягивать детей. Принцип оценивания такой же, как в обычной школе, за исключением того, что в бюджетной все же ставятся двойки, если ребенок не готов к уроку.
  • В другой школе внедрили балльную систему. Допустим, за контрольную ребенок мог получить максимум 20 баллов. За весь модуль (аналог общеобразовательной четверти, каникулы наступают через каждые пять недель, всего модулей 6) ученик зарабатывает, например, 178 баллов, и это становится его персональным рейтингом. Никто не знает, сколько баллов можно заработать, никто не знает минимума. Кто-то получил 56 баллов по моему предмету, и это двойка, если у кого-то есть 178? Значит, ребенок не усвоил программу. А по какому-то предмету это могла быть пятерка, если рейтинга выше нет.
  • Балльную систему вводили для стимулирования соревновательности, чтобы ученики хотели быть первыми в рейтинге. В модуле чествуют победителей, это здорово. Но, на мой взгляд, если ребенок не хочет учиться, он не будет ориентироваться на баллы. Некоторые даже не спрашивают, сколько баллов они получили, им неинтересно.
  • Меня и родители спрашивали о баллах. Говорили: «Вот мы захотим перевестись в другую школу. С какой оценкой туда перейдем? С какими знаниями? Я покажу учителю эти 150 баллов, а что это значит?» Опять же там нет сравнения между учениками. Они не могут знать баллы друг друга, если сами об этом не расскажут. И родители в дневнике видят баллы только своего ребенка. Так, не с чем сравнивать знания ученика. Если в обычной школе строгое оценивание по шкале, то тут — нет. Отсутствие сравнения с другими — это огромный плюс школы, но должна быть четкая система оценивания, где ребенок видит и знает, из какой начальной точки он растет. Насколько мне известно, сейчас у них выстраивается эта четкая система.

Об авторитарном стиле воспитания 

  • В частных школах распространена авторитарная система власти. Власть не только над учениками, но и над учителями и родителями. Воспитательная работа проводится и с сотрудниками, и со школьниками, и с родителями. Только если с детьми подобное еще работает, потому что у них гибкая психика, то со взрослыми людьми — уже нет. 
  • В первой школе это выглядело так: родителей приглашали на беседу и обсуждали, с какими трудностями они сталкиваются в процессе воспитания своего ребенка. Вместе с руководством школы искали ответы на вопросы: «Почему ребенок так себя ведет?», «Какие у вас с ним отношения?», «Каким вы хотите видеть своего сына/дочь?» Причем руководство всегда знает правильные ответы на эти вопросы, а родителя к ним надо только подвести.
  • Я согласна, что в начальной школе виноват родитель. Но когда ребенок подросток, родитель должен любить, терпеть, ждать, но он ничего не может сделать. Мы можем лишь просигнализировать ученику, чтобы он скорректировал свое поведение. Прием «отобрать телефон» работает на время, и то когда со школьником доверительные отношения. Родители же на всю эту воспитательную систему реагируют прекрасно! Есть те, кто не согласен с этим, но остаются там, потому что доверяют руководителям. Это в том числе и их знакомые.
  • Во время таких бесед нужно четко понимать разницу между учеником начальной школы и подростком. Последнему нужна только любовь и принятие, и тогда он будет прислушиваться к тем добрым и важным словам, которые мы произносим. Лишь через доверительные отношения можно выстроить с ним воспитательную работу, а не через давление.
  • Для начальной школы такая система воспитания вполне рабочая. Но, как только ребенок переходит в 6-й класс и далее, это перестает работать. Управленцы школы не учитывают возрастную психологию. Они считают, что можно требовать от детей ту степень осознанности, которая есть не у всякого взрослого человека. Например, руководители сетовали на то, что дети не умеют дружить, не чувствуют ценности дружбы. Но, если честно, я не уверена, что в своем возрасте я осознаю всю полноту этого чувства, а уж требовать такого от подростков с их нестабильным мироощущением — совсем странно. Возможно, в подобном и будет отличие выпускников данного учебного заведения от выпускников государственных школ, но это покажет время.
  • Как учат бескорыстию. В летнем лагере старшие ученики работали как взрослые, полный день, но им за это не платили, трудились они фактически только за еду, потому что их кормили в столовой. Только эта схема не работает. Подростки уже осознают, что все в мире стоит денег, что взрослым за ту же работу платят. Мне очень понравилось, как сказал другой педагог: «Вот у меня есть две помощницы, я им по 500 рублей в день заплачу, и они работают от души. Когда мне помогал ребенок за бесплатно, он ходил полуживой. Я бы лучше 500 рублей заплатила, чтобы у меня был хороший помощник».
  • Они же в реальном мире уже живут. В начальной школе это действует, потому что дети «в колпаке». Они с 8 часов утра до 6 вечера в школе, у них нет телефонов, родители все покупают, им и в школе нравоучения читают, и дома. Так воспитывать детей очень удобно. Это действительно «удобные» дети: послушные, достаточно развитые, умные, воспитанные. Но потом появляется интернет, живые люди, новые открытия, и им все равно придется учиться жить в этом мире без «колпака».

О демократичном стиле 

  • Я встречала и демократичный стиль воспитания. Настолько свободный, что все стены в школе были разрисованы учениками. Имущество было испорчено, потому что детям все позволялось. Там развиваются творческие качества и навыки: ребята много работали с деревом да и, в принципе, руками. 
  • Например, одна учительница сказала в столовой фразу: «Когда я ем, я глух и нем», за что ее попросили извиниться, т. к. это унижает достоинство учеников. Если ребенок хочет разговаривать — пусть разговаривает. Но они еще щупают свое направление, потому что школа существует всего год. Руководитель там выступает за супердемократичный стиль воспитания, но есть еще завучи, которые работали в обычных школах, и они знают границы. Они видят перегибы общеобразовательной школы, но при этом понимают, что детям, особенно подросткам, нужна дисциплина, и ее надо добиваться какими-то методами, пусть и более мягкими. Я уверена, что будет найдена золотая середина.
  • Я ушла оттуда, потому что не готова работать с детьми, у которых совсем нет мотивации к учебе. Они очень расслаблены, постоянно ждут, что учитель придет и начнет их развлекать. Мне весьма нравилась концепция развития креативного мышления, но я могу применять эти технологии там, где ребенок готов их хоть как-то принимать. Здесь же дети могли сидеть и напрямую говорить: «Ну воспитайте нас, ну и что?», «А сегодня что будет?» Подобное неприемлемо, на мой взгляд.
  • Это происходит потому, что в данной школе учатся ребята, которые никому не нужны. Родители не заинтересованы в своих детях, ребенок с 8:00 до 18:00 там. Учеников мне было жалко, но если они не нужны собственным родителям, то я не уверена, что смогу их научить чему-то. Говорю не обо всех, конечно, есть там и замечательные дети с не менее замечательными родителями.

О сдаче экзаменов

  • Скорее всего, 10-х и 11-х классов в «авторитарной» школе не будет. Когда я еще там работала, придумали ускоренную программу: дети в 8-м классе сдадут ОГЭ, а в 9-м — ЕГЭ, чтобы начать получать высшее образование в той сфере, которая им наиболее близка. Если окажутся те, кто на это не согласится, то после 9-го ученики сдадут ОГЭ и пойдут либо в колледж, либо в обычную школу.
  • Сдав ЕГЭ в 15 лет, дети будут поступать в университет. На них это может страшно отразиться, я пыталась выступать против подобного. Управленцы же загорелись такой идеей. Они считают, что их дети будут готовы к вступлению во взрослую жизнь. Ученики в итоге поделились на две группы: те, кто сдает ЕГЭ в 9-м классе, и те, кто спокойно учится до 9-го класса и сдает ОГЭ.
  • В делении на группы родители не участвовали, формально от них были собраны анкеты, но в итоге поделили детей учителя на общем собрании. Просто ученики, попавшие в ускоренную программу, могут не сдавать ОГЭ в этом году, если они против.