Автоконцерн Ford объявил о выходе из «Соллерс Форд». Совместное предприятие контролировалось через Ford Sollers Netherlands B.V., где у американской компании было 49%, у «Соллерса» — 51%. Автоконцерн Ford объявил о выходе из «Соллерс Форд». Совместное предприятие контролировалось через Ford Sollers Netherlands B.V., где у американской компании было 49%, у «Соллерса» — 51% Фото: «БИЗНЕС Online»

Ford вышел из «Соллерс Форд», но это еще не точно

Автоконцерн Ford объявил о выходе из «Соллерс Форд». Совместное предприятие для американцев фактически было последним звеном присутствия на российском рынке после закрытия выпуска легковых авто в 2019 году. СП контролировалось через Ford Sollers Netherlands B.V., где у американской компании было 49%, у «Соллерса» — 51%.

Согласно заявлению автоконцерна, доля будет передана в СП по номинальной стоимости. «Ford сохраняет возможность выкупа акций в течение пяти лет, если ситуация в мире изменится», — говорится в сообщении американского автопроизводителя. Впрочем, это уже стандартная схема ухода крупных иностранных предприятий из России, которые не готовы мириться с текущим положением дел, но в будущем не исключают своего возвращения.

В Ford также пояснили, что продажа следует за полным прекращением всех операций в РФ, включая производство, поставку комплектующих, IT- и другую поддержку. Это произошло еще 2 марта, когда компания заявила о «немедленной» приостановке работы. 3 марта завод «Соллерс Форд» остановил выпуск машин и ушел в простой.

Напомним, Ford Motor Company и ПАО «Соллерс» объявили о запуске СП в октябре 2011-го, а через год на заводе в ОЭЗ «Алабуга» стартовало производство автомобилей. Изначально там выпускали модели Kuga, Explorer и Transit, но в 2019-м Ford «в рамках масштабной реорганизации бизнеса в Европе» ушел из легкового сегмента в России, сохранив лишь елабужский завод для производства модели Transit.

Вскоре «Соллерс» выкупил у Ford завод по выпуску двигателей в Елабуге. На заводе трудились 1,4 тыс. сотрудников. Дела шли в гору. По данным ассоциации европейского бизнеса (АЕБ), в 2021 году продажи Ford Transit в России подскочили аж на 48% — 20,9 тыс. машин. Компания занимала 2,3% рынка легковых и легких коммерческих автомобилей, а основной конкурент ГАЗ — 4,8%. Но уже в этом году случилось резкое падение: за 9 месяцев продажи Ford Transit в РФ упали на 61,5% — 5,4 тыс. машин.

Ранее, напомним, сообщалось о намерениях Ford продать свои два оставшихся завода в РФ. Пока реализовать удалось лишь один, во Всеволожске под Санкт-Петербургом, который в конце прошлого года приобрел корейский Sungwoo Hitech.

Что касается завода «Соллерс Форд» в Набережных Челнах, то сообщалось об интересе к активу со стороны гендиректора КАМАЗа Сергея Когогина и миллиардера Рубена Варданяна, которые подыскивают площадку для производства электромобилей «Кама». На приобретение челнинского завода выделено $20 млн, сообщал ранее RTVI. Но даже в случае удачной сделки актуальным остается вопрос, сможет ли Ford в нынешних условиях получить средства и вывести их на свои американские счета?

Модель будет схожа по характеристикам с Ford Transit и Mercedes Sprinter, а основой для него станет китайская JAC Модель будет схожа по характеристикам с Ford Transit и Mercedes Sprinter, а основой для него станет китайская JAC Sunray Фото: © Cfoto / Keystone Press Agency/ www.globallookpress.com

«Соллерс» уже нашел замену американцам

Между тем в минпромторге РФ подтвердили намерения «Соллерс» о запуске в Елабуге производства легких коммерческих автомобилей (LCV) под собственным брендом в конце 2022 года. «В рамках подписанных изменений в СПИК (специнвестконтракт прим. ред.) на площадке СП „Соллерс Форд“ „Соллерс“ уже в конце этого года запустит производство новой линейки LCV под своим брендом с высокими обязательствами по локализации. Таким образом, после ухода Ford рынку в скором времени будут предложены новые продукты российского производства», — приводит ТАСС сообщение ведомства.

Ранее в пресс-службе «Соллерс Авто» сообщали, что в ОЭЗ планируют наладить выпуск двух моделей легких коммерческих автомобилей (LCV) бескапотной и полукапотной компоновки полной массой от 2,5 т до 4,5 т под брендом «Соллерс». Общий объем инвестиций в новый проект с учетом инвестиций ООО «Соллерс Алабуга» (принадлежит «Соллерс Авто») и компаний-поставщиков составит более 5,5 млрд рублей. При этом совокупные инвестиционные обязательства ПАО «Соллерс Авто» в рамках СПИК вырастут с 7 млрд до 9,9 млрд рублей.

«Цена должна быть сравнима с автомобилями, выпускаемыми на ГАЗе»: что ждет китайцев в «Алабуге»?

Планируется, что выпускаемая «Соллерс» модель будет схожа по характеристикам с Ford Transit и Mercedes Sprinter, а основой для него станет китайская JAC Sunray. СМИ относят данные автомобили к конкурентам «Газели NN». Новую модель представили в России только в мае, ее производят на заводе «СарыаркаАвтоПром» в Казахстане.

Удобство азиатского аналога уже сегодня могут ощутить, например, в Набережных Челнах, где местные жители тестируют новый сервис КАМАЗа «Челнок». К слову, это не первый опыт сотрудничества автогиганта с азиатским концерном JAC, который все больше интегрируется в российский рынок. Азиаты также, напомним, выступают партнерами челнинцев в выпуске легких грузовиков «Компас», а также ведут работу по проекту возрождения легендарного автомобильного бренда «Москвич» на базе завода «Рено Россия».

«Тут еще и политическая составляющая играет роль, компании нет смысла подставляться под санкции и поэтому на данный момент она уходит» «Тут еще и политическая составляющая играет роль, компании нет смысла подставляться под санкции, и поэтому на данный момент она уходит» Фото: © Yorick Jansens / ZUMAPRESS.com / www.globallookpress.com

«Когда мы говорим, что китайцы замещают ушедшие компании, это ведь обман»

Эксперты «БИЗНЕС Online», рассуждая на тему ухода Ford, отметили, что существует вероятность возвращения компании на российский рынок. Вместе с тем они скептически относятся к пришедшим взамен китайским концернам.

Роман Гуляев — автоэксперт:

— По факту Ford ушел из России еще два года назад. Здесь осталось только производство коммерческой техники. Как я понял по словам коллег из «Соллерс», их тогда уговорили, чтобы здесь остались хотя бы Transit, а лазейку они оставляют, просто чтобы быть как все. Вряд ли они захотят возвратиться. Мне кажется, у Ford меньше всего шансов вернуться. 

С JAC, скорее всего, будет пиар-ход, что-то типа тестового запуска. Вряд ли они смогут выпустить большую партию автомобилей за такой короткий срок. Смогут ли JAC заместить Ford — вопрос хороший. Не знаю, какой модельный ряд будет у JAC на этот раз, и вообще рынок коммерческого транспорта претерпевает сейчас серьезные изменения, уходят такие компании, как DHL, у которых большой спрос на малотоннажники. Зависит от того, насколько «Соллерс» развернет сервисно-сбытовую сеть, не возникнет ли проблем с запасными частями. В коммерческом транспорте эти факторы очень важны. Сложно заранее предугадать, что будет. 

Сделка по продаже завода Ford в Челнах Когогину для проекта «Кама» возможна. Вопрос в сумме сделки. Если они договорятся о сумме и возможности вывода этих денег, думаю, сделка совершится.


Максим Кадаков — главный редактор журнала «За рулем»:

— На мой взгляд, оставить себе такую лазейку для возвращения — вполне логичное решение со стороны Ford. Это бизнес, компания рассчитывает работать там, где ей выгодно. Сейчас на нашем рынке работать им нет смысла, они уходят, продавая свои акции. Но, если ситуация изменится, есть вероятность, что они захотят вернуться. Россия — большой рынок, не самый крупный и не самый важный, но это и не Словакия с населением 8 миллионов человек. Если возвращение на наш рынок станет ложиться на стратегию развития компании, будет сбыт, платежеспособность населения вырастет, все может быть. Конечно, тут еще и политическая составляющая играет роль, компании нет смысла подставляться под санкции, и поэтому на данный момент она уходит. 

Что касается сборки автомобилей под брендом «Соллерс» в партнерстве с китайским JAC, нет ничего невозможного, конечно, но не думаю, что это случится до конца года. Если производство заточено под выпуск Transit, то на нем вы можете начать выпуск чего-то другого только крупноузловым методом, когда почти собранная машина приходит, и вы ее дособираете. Серьезную же сборку, такую как была на Transit, когда на соседнем производстве в «Алабуге» штамповали панели кузова, перевозили на «Соллерс» и окрашивали уже на месте, быстро организовать вряд ли получится. К тому же одно дело технические возможности, а другое — реальные договоренности, контракты, логистика, деньги из банков — все это сложно. Чтобы привезти машинокомплект, нужны контейнеры, а их нет. На каждом шагу проблемы. Их можно решить, но реально ли это до конца года — вопрос. 

Способен ли JAC заменить «американцев»? Если JAC раньше был способен заменить Ford, то почему не заменил? Когда мы говорим, что китайцы замещают ушедшие компании, это ведь обман. За 9 месяцев 2022-го китайских легковых автомобилей продано меньше, чем за тот же период прошлого года. Автоматически растет их доля рынка из-за ухода конкурентов, но в штуках продается меньше машин. По грузовым «китайцам» тоже вопрос — у них есть разные модели, которые можно собрать и пользоваться, но никто вам не скажет, что там с надежностью и уровнем комфорта, соотношением цены и качества. Будет ли автомобиль JAC в нашем исполнении равноценен Ford? Я не знаю. Может, и лучше будет, а может, и нет. Можно ли в штуках «китайцев» выпускать столько же? Да. Но тут должна быть поддержка по запчастям, гарантия, дилерская сеть. Машины нужно обслуживать, должен быть запас запчастей и расходников. Это не так просто, как пытаются преподнести. 

Если же говорить о возможной реализации завода в Челнах Когогину, то все подобные продажи в нашей стране сейчас предмет трехсторонних договоренностей между собственником, потенциальным собственником и государством. Все такие сделки подписываются на высоком уровне и чисто теоретически возможны разные варианты. Государство, конечно, не хочет, чтобы производства уходили из России, да их и не вывезешь. Передача в государственную собственность оставленных предприятий за символическую плату — лучший вариант в экономическом и политическом смысле. Так что возможны любые варианты.