«К сожалению, затишье кончилось», — признала сегодня на пресс-конференции врио замглавы ГСУ МВД по РТ Марина Шнитенкова. В Татарстане после спада телефонного мошенничества с началом СВО фиксируется его резкий подъем, причем жертвами становятся обеспеченные люди в возрасте от 30 до 50 лет. О том, как мошенники ищут дропов через «Телеграм» и учат их уходить от «уголовки» и что за новый способ «развода» предпринимателей выявили сотрудники УЭБиПК МВД по РТ, — в материале «БИЗНЕС Online».
С августа силовики фиксируют всплеск звонков татарстанцам, причем чаще всего под двумя предлогами — «родственник попал в ДТП» и «кто-то пытается снять деньги с вашей карты»
Интернет-мошенники в Татарстане активизировались после затишья из-за СВО
Волна телефонного мошенничества в Татарстане, которая практически сошла на нет после начала спецоперации на Украине, набирает новые обороты. Это констатируют в МВД по Татарстану. С августа силовики фиксируют всплеск звонков татарстанцам, причем чаще всего под двумя предлогами — «родственник попал в ДТП» и «кто-то пытается снять деньги с вашей карты».
«К сожалению, затишье закончилось. В августе – сентябре – октябре начался стремительный рост данных преступлений, — сообщила сегодня на пресс-конференции врио замначальника ГСУ МВД по РТ Марина Шнитенкова. — Утверждать я не берусь, что это совершено с территории конкретного государства, но определенные предпосылки у нас есть».
Так, с начала года в РТ зафиксировано почти 10 тыс. дистанционных краж и мошенничеств — это самый высокий показатель в ПФО и четвертый по России (в лидерах — Москва, Санкт-Петербург и области, Краснодарский край). «Татарстан, как вы сами понимаете, экономически развивающийся регион с достаточно высокими доходами граждан, поэтому мы привлекательный регион для мошенников», — объяснила такую «большую регистрацию» Шнитенкова. Впрочем, и раскрываемость, по ее словам, не страдает: Татарстан — лидер по стране по числу расследованных телефонных краж и мошенничеств (2 тыс. из общего числа в почти 10 тыс.), а также по числу фигурантов, дела по которым уже направили в суд (1,3 тыс. человек).
Шнитенкова выделила два самых популярных способа таких преступлений. Первый (и, к слову, самый древний) — когда пожилым людям звонят и сообщают, что их родственник попал в беду. В прошлом году их удельный вес в общем количестве мошенничеств был 0,7%. А за этот квартал — уже 7%. «У нас более 90 процентов преступлений под предлогом „родственник попал в беду“ раскрыто, задержаны 98 лиц только за III квартал», — поделилась результатами спикер. Шнитенкова рассказала, кто чаще всего становится жертвами таких мошенников: это люди преклонного возраста, которые наиболее доверчивы. «Люди пожилого возраста обычно верят, когда [по телефону им] представляются сотрудниками прокуратуры, следствия, каких-то госучреждений: все-таки люди, воспитанные в Советском Союзе, привыкли воспринимать эту информацию на слово», — отметила спикер.
В пример она привела случай из Казани: пожилая женщина сняла и отдала мошенникам 1,5 млн рублей. А после этого продала квартиру в центре города, которая на самом деле стоила порядка 13 млн рублей, в 2 раза дешевле — за 7,5 млн рублей, и эти деньги тоже перевела мошенникам. «Осталась без жилья. Слава богу, что ее приютили близкие родственники», — заключила спикер. Она дала совет потенциальным жертвам: прежде чем снимать деньги и куда-то переводить, позвоните в полицию. По словам Шнитенковой, ущерб от такого способа мошенничества только за последние три месяца — 17 млн рублей.
Еще 50 млн рублей в III квартале татарстанцы отдали мошенникам, которые убеждали их перевести деньги на «безопасные счета». Этой схемой пользуются почти четверть всех мошенников, которые «работают» с жителями республики. Причем на уловки звонящих попадается фактически весь цвет нации. «[Потерпевшие] это в основном граждане от 30 до 49 лет. То есть это наиболее, скажем так, обеспеченное население, которое работает, соответственно, у них однозначно есть какие-то сбережения», — описала социальный портрет жертвы преступления врио замглавы ГСУ МВД по РТ.
Шнитенкова в очередной раз напомнила: сотрудники банков не будут звонить с неизвестных номеров и выпытывать коды. Она дала универсальный совет — звонить в полицию вместо того, чтобы продолжать разговор. И добавила: грубить звонящим тоже не стоит.
Всего же с начала года, по словам Шнитенковой, только двумя способами у татарстанцев выманили более 200 млн рублей. Таким образом, по самым примерным подсчетам, каждый день татарстанцы отдавали мошенникам 733 тыс. рублей.
Случай из Казани: пожилая женщина сняла и отдала мошенникам 1,5 млн рублей. А после этого продала квартиру в центре города, которая на самом деле стоила порядка 13 млн рублей, в 2 раза дешевле — за 7,5 млн рублей, и эти деньги тоже перевела мошенникам
Кому «отдают» деньги самые обеспеченные татарстанцы и бизнесмены
Есть и другие способы. Это хищение денег под предлогом продажи товаров по заниженной цене на сайтах бесплатных объявлений. Также мошенники взламывают страницы в соцсетях, а после просят с «друзей» деньги, предлагают различные услуги (в том числе интим) или помощь в инвестировании.
От новой схемы мошенничества, которую выявили сотрудники управления экономической безопасности и противодействия коррупции МВД по РТ, пострадали сотни предпринимателей по всей стране. Преступники «влезли» в сферу госзакупок. Как выявили оперативники УБЭП, мошенники пишут предпринимателям (в основном контактируют по электронной почте), представляются сотрудниками крупных российских госкорпораций и предлагают поучаствовать в закрытых торгах «на выгодных условиях». Бизнесмены отправляют коммерческое предложение и внезапно выигрывают торги. Во всяком случае, такой ответ приходит им.
Но затем мошенники объясняют: для заключения договора, кроме обязательных документов, надо пройти добровольную сертификацию. При этом злоумышленники заранее знают, что такого сертификата у компании нет, а потому предлагают пройти ее за «смешные» 50–100 тыс. рублей. С учетом того, что условия сделки предпринимателю предлагаются максимально выгодные, его таким образом просто вынуждают купить сертификат. Вместе с тем дают иллюзию выбора — якобы предлагают самим решить, в какой организации купить бумажку. Однако центров, которые занимаются выдачей этих сертификатов, немного. Общая сумма, которую таким образом мошенники выманили у бизнесменов, пока не называется.
По словам спикера, в мессенджере буквально «поставили на поток» использование услуг так называемых дропов — лиц, которые обналичивают деньги с карт
В Татарстане «вербуют дропов» через «Телеграм» и по специальным инструкциям
Шнитенкова рассказала, как формируются целые преступные группы для выманивания денег у граждан. «Стараясь оставаться в тени, организаторы преступных групп пользуются возможностями мессенджеров, зарегистрированных на территории иностранных государств, в частности, „Телеграмом“», — рассказала она.
По словам спикера, в мессенджере буквально «поставили на поток» использование услуг так называемых дропов — лиц, которые обналичивают деньги с карт. «Дропы очень активно инструктируются, например, как избежать уголовной ответственности в случае своего задержания, — отметила Шнитенкова. — Дается полный инструктаж: как нужно скрыть свою внешность, надеть маску, сбросить одежду, в которой они, например, приходили к какому-то лицу, либо чтобы не попасть под видеокамеры около банкоматов, что нужно говорить сотрудникам полиции в случае задержания».
«Хочу обратиться к тем лицам, которые пытаются таким образом подзаработать денег, — заявила спикер. — Несмотря на то, что некие лица в „Телеграме“ пытаются вам объяснить, что за совершение обналичивания денег или за такую банальную вещь, как прийти к бабушке домой и забрать деньги, а потом перечислить на расчетный счет, вам ничего не будет, я спешу разочаровать». По ее словам, в отношении таких «дропов» возбуждают дела по ст. 159 УК РФ и мошенникам может грозить наказание вплоть до 10 лет.
«Мы такие преступления раскрывать умеем, несмотря на уловки организаторов, которые задействуют в качестве курьеров и дропов, даже жители других регионов, мы все равно их ловим!» — заявила Шнитенкова, добавив, что направление интернет-мошенничеств стоит на особом контроле министра МВД по РТ Артема Хохорина. «Хотела бы напомнить известное выражение Глеба Жеглова: „Вор будет сидеть в тюрьме“», — подчеркнула Шнитенкова.
«Мошенники, как вы сами понимаете, адаптируются каждый день к сложившейся ситуации. Началась спецоперация, появились беженцы, значит, немедленно был придуман способ — давайте позвоним главе администрации, скажем, что помощь нужна для беженцев»
Какова роль недружественных стран и как обманывают на мобилизации
По данным МВД, значительная часть телефонных мошенников работает из недружественных стран. «[Они] не только пытаются деморализовать наше население, но и получают отличный способ нажиться за счет наших граждан», — высокопарно отметила Шнитенкова. По ее словам, часть звонков действительно фиксируется с заграничных территорий, но с каких конкретно, спикер не уточнила. «Не хотела бы ударяться в политику, поэтому применю выражение „недружественные нам государства“», — сказала она.
Впрочем, объяснила спикер, нужно понимать, что мошенники работают в основном группами и могут быть рассредоточены. В «иерархию преступного сообщества», по ее словам, могут входить «низовая часть», которую наняли в одном регионе для покупки карты, и несколько звеньев, которые занимаются своими задачами: кто-то ищет «дропов», кто-то занимается криптообменниками, кто-то обналичивает, кто-то непосредственно звонит жертвам. «Следующее [звено], условно, которое это придумало, может находиться где угодно, хоть даже в Таиланде», — сообщила Шнитенкова.
При этом, по ее словам, какие-либо мошеннические схемы обмана, связанные непосредственно со спецоперацией, не приобрели популярности. Шнитенкова вспомнила один из самых ярких примеров, когда на уловку мошенника чуть не попался глава Лениногорского района Рягат Хусаинов. «БИЗНЕС Online» писал, что житель Ставропольского края пытался выманить у него 60 тыс. рублей под предлогом сбора средств для помощи беженцам из Донбасса и мобилизованным солдатам. «Несколько эпизодов [в этом деле], в том числе глава администрации Мордовии пострадал. В ближайшее время дело будет направлено в суд», — сообщила Шнитенкова.
«Мошенники, как вы сами понимаете, адаптируются каждый день к сложившейся ситуации. Началась спецоперация, появились беженцы, значит, немедленно был придуман способ — давайте позвоним главе администрации, скажем, что помощь нужна для беженцев. Не скажу, что это какой-то очень распространенный способ, но, естественно, этим воспользовались», — прокомментировала спикер.
При этом, отмечая рост телефонного мошенничества в III квартале 2022 года, она предположила: «Утверждать я не берусь, что это (звонок главе района — прим. ред.) совершено с территории конкретного государства, но определенные предпосылки у нас есть. Массового распространения такое явление, слава богу, не получило».
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 13
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.