С некоторой тревогой отечественные пассажиры восприняли пришедшую вчера ближе к полуночи новость о том, что «Аэрофлот» приостанавливает онлайн-регистрацию на рейсы с 02:00 26 октября из-за технических работ, причем без указания конкретных причин С некоторой тревогой отечественные пассажиры восприняли пришедшую вчера ближе к полуночи новость о том, что «Аэрофлот» приостанавливает онлайн-регистрацию на рейсы с 02:00 26 октября в связи с техническими работами, причем без указания конкретных причин

Из-за технических работ?

С некоторой тревогой отечественные пассажиры восприняли пришедшую вчера ближе к полуночи новость о том, что «Аэрофлот» приостанавливает онлайн-регистрацию на рейсы с 02:00 26 октября в связи с техническими работами, причем без указания конкретных причин. Помимо возможности зарегистрироваться на рейс только в аэропорту («Аэрофлот» предлагает пассажирам приезжать сюда за четыре часа до вылета), главный российский авиаперевозчик временно приостановил продажу субсидированных перевозок на официальном сайте и в мобильном приложении.

Часть онлайн-услуг с сегодняшнего дня также недоступна у S7 Airlines, но в данном случае компания официально объявила о переходе на российскую систему бронирования. Авиакомпания приостановила операции с милями. С 26 октября и до окончания работ как на сайте перевозчика, так и в приложении временно недоступна онлайн-регистрация, покупка дополнительных услуг (включая использование подарочных миль), управление бронированием и оплата забронированного билета.

Впрочем, в случае с «Аэрофлотом», судя по всему, речь также идет о переходе на отечественную систему бронирования. Во всяком случае еще 18 октября изменения анонсировал на заседании комитета Совета Федерации по экономической политике гендиректор Сергей Александровский. По его словам, случиться это должно до 1 ноября.

«Отечественное программное обеспечение российской системы бронирования [для „Аэрофлота“] разработали корпорация „Ростех“ и компания Sirena Travel, — отмечают Banki.ru. — Разработчики отмечают, что система призвана защитить личные данные пассажиров и заменить иностранные сервисы бронирования. Необходимость разработки собственной системы поясняется тем, что дальнейшее использование зарубежных платформ несет риски для отрасли пассажирских перевозок. В мае компания „Ростех“ заявляла, что готова экстренно — в течение 24 часов — подключить „Аэрофлот“ и другие авиакомпании к отечественной системе бронирования билетов, если зарубежные будут отключены из-за международных санкций».

В воздушных гаванях последние новости пока не привели к каким-то изменениям. «Аэропорт работает в штатном режиме, на нашей работе этот момент не отражается. Время регистрации не увеличилось», — рассказала нашей газете Ольга Тютлина, пресс-секретарь международного аэропорта Бегишево.

В аэропортах последние новости пока не привели к каким-то изменениям В аэропортах последние новости пока не привели к каким-то изменениям

Финальный виток IT-преобразований в отечественных авиакомпаниях

«Все достаточно тривиально — санкции. Учитывая, насколько „Аэрофлот“ и S7 — крупные компании, „бесшовного“ переезда, то есть без отключения всех систем, не получится, — рассказал „БИЗНЕС Online“ эксперт  в области информационных технологий, независимый аналитик авиарынка Евгений Горбов. — Ничего смертельного для авиакомпаний не происходит. Процедура миграции очень сложная, но посильная, учитывая длительную процедуру подготовки. О переезде стало известно еще с полгода назад, и времени на подготовку, тестирование, отработку всех сценариев было достаточно, хотя для авиакомпаний такого масштаба полгода — это, конечно, сжатый срок».

По информации Горбова, «Аэрофлот» должен полностью восстановить все системы в течение суток, а «в рассылке S7 агентам по продаже билетов говорилось, что первые онлайн-сервисы начнут возвращаться через 8–10 часов с момента отключения». Конечно, по словам собеседника нашей газеты, не все будет работать так же гладко, как раньше, но команды авиакомпаний достаточно компетентны, чтобы исправить все в кратчайшие сроки. 

Также Горбов рассказал о сути новых систем онлайн-бронирования: «„Аэрофлот“ переезжает на систему глобальной дистрибуции Sirena Travel, а S7 — на „Таис“, который сейчас называется „Онлайн Резервейшн Систем“ (ОРС). Эти платформы нельзя назвать старыми, но они многое повидали, и в них каждый день выписывается огромное количество билетов». По мнению эксперта, это финальный виток IT-преобразований в отечественных авиакомпаниях. «Они приземляются в отечественную разработку, которая не контролируется никем из иностранных юрлиц, — констатирует Горбов. — Конечно, говоря начистоту, в Sabre (прежняя система онлайн-бронирования — прим. ред.), по сравнению с российскими аналогами, чуть более развиты дополнительные модули. Возможно, Sirena Travel и ОРС при работе с такими крупными авиакомпаниями, как «Аэрофлот» и S7, придется эти блоки доработать. Это может коснуться сервисов по предоставлению допуслуг — оформления багажа, заказа дополнительного питания на борт, но основной функционал запустят в срок».

Учитывая, насколько „Аэрофлот“ и S7 крупные компании, бесшовный переезд — то есть, без отключения всех систем — не получится, — рассказал „БИЗНЕС Online“ эксперт  в области информационных технологий, независимый аналитик авиарынка Евгений Горбов «Учитывая, насколько «Аэрофлот» и S7 — крупные компании, бесшовного переезда, то есть без отключения всех систем, не получится, — рассказал «БИЗНЕС Online» эксперт  в области информационных технологий, независимый аналитик авиарынка Евгений Горбов»

В России и ближнем зарубежье Sirena Travel уже широко представлена, продолжает независимый аналитик авиарынка: «Большинство агентов к ней уже подключено. Перейти с одного канала продаж на другой не составит труда. Тем, кто подключен к авиакомпаниям напрямую, конечно, придется вносить какие-то изменения в программный код подключения, но это займет всего день-два».

Возникнут ли проблемы у путешественников, оказавшихся в аэропорту на момент отключения системы? «Там подготовят бумажные списки, и путешественники без проблем попадут на рейсы. Небольшой кипеж в аэропортах будет, но ничего нерешаемого», — уверен Горбов.

Представители онлайн-сервиса для организации путешествий OneTwoTrip подтвердили «БИЗНЕС Online» появление некоторых ограничений в работе. «Онлайн-регистрация и некоторые другие сервисы на сайтах указанных авиакомпаний стали временно недоступны в связи с проведением технических работ до их полного завершения, — сообщает комментарий компании. — Ограничения происходят во время перевода базы на другие системы бронирований. Авиакомпании заблаговременно уведомляют о старте и окончании работ. OneTwoTrip также при данном процессе дорабатывает свои системы в соответствии с новыми требованиями. Средства за оформление на OneTwoTrip услуги „Онлайн-регистрация“ будут возвращены, если бронирование пришлось на время проведения работ».

«Это повлияет на время прохождения всех этапов в аэропорту, — в свою очередь, комментирует для „БИЗНЕС Online“ ситуацию генеральный директор туристической компании „Персона Грата“ Рамиль Мифтахов. — Соответственно, туристам, которые планируют вовремя улететь, нужно приезжать еще на час пораньше. Скажем, раньше вы приезжали за два, теперь лучше за три часа. На всякий случай. Когда ты зарегистрирован, нужно всего лишь вбить свою фамилию, нажать на кнопочку, и процесс проходит мгновенно. А теперь понадобится каждого отдельно куда-то сажать, что дополнительно отнимет времени — до 30 секунд или минуты. Так что, если на рейсе 200–300 человек, подсчитайте…»