Сервис «Челнок» вот уже больше месяца колесит по проспектам Набережных Челнов. Пока китайские маршрутки доступны лишь в зоне Нового города и частично в промзоне — режим тестовый Сервис «Челнок» вот уже больше месяца колесит по проспектам Набережных Челнов. Пока китайские маршрутки доступны лишь в зоне Нового города и частично в промзоне — режим тестовый

«Не скажу, что мы прямо валимся от заказов, но и без работы не стоим»

Сервис «Челнок» вот уже больше месяца колесит по проспектам Набережных Челнов. Пока китайские маршрутки доступны лишь в зоне Нового города и частично в промзоне — режим тестовый.

Познакомили с сервисом и Рустама Минниханова. Президент РТ на праздновании Дня машиностроителя в автограде 1 октября побывал на испытательном полигоне КАМАЗа, где ему и показали «Челнок». В результате Минниханов новый сервис оценил позитивно. Отметил, что нужно внедрять и пробовать использовать все, что работает на благо граждан и может быть востребовано ими. После этого пошел слух, что сервис якобы начнут внедрять и в других городах. А накануне в Казани на заседании в госкомитете по тарифам замминистра транспорта РТ Тимур Никонов заявил, что эксперимент могут провести и в казанском поселке Константиновка. Правда, пока непонятно, за чей счет — может, автогигант расщедрится?

На первый раз местом посадки мы выбрали самую знаменитую башню в городе — бизнес-центр «2.18», а конечной точкой указали остановку «Центральная проходная» по улице Автосборочный проезд На первый раз местом посадки мы выбрали самую знаменитую башню в городе — бизнес-центр «2.18», а конечной точкой указали остановку «Центральная проходная» в Автосборочном проезде

А пока корреспонденты «БИЗНЕС Online» решили опробовать удобство на себе. Скачали необходимые приложения, привязали карту и вызвали машину, чтобы лично поездить в разное время из разных точек Набережных Челнов и оценить новинку. Цена поездки на момент тестирования сервиса символическая: 1 рубль. Чего б не покататься! Ведь в будущем обещают «драть» 51 целковый. Чтобы заказать машину, необходимо вступить в чат в «Телеграме», где расписана инструкция по скачиванию приложения для смартфонов на базе операционных систем Android и iOS. Сервис IT-маршруток уже тестируется с 6 утра до 11 часов вечера.

«Челнок» — это гибрид общественного транспорта и такси. Маршрут поездки будет формироваться в зависимости от пожеланий пассажира. Его главная суть в том, что транспорт адаптивен и отвечает запросам различных пассажиров. Автобус на ходу может менять маршрут исходя из новых заказов, собирать пассажиров по пути следования, выбирая в качестве остановки любую точку в зоне обслуживания.

Проект разработала «Цифровая платформа „КАМАЗ“». Руководит сервисом 26-летний Даниял Гарифуллин — сын Альфии Когогиной от первого брака.

Впервые систему начали испытывать в Москве под брендом «По пути» в 2021 году. Микроавтобусы перевозили людей в Троицком и Новомосковском административных округах. В Челнах пассажиров перевозят на китайских микроавтобусах JAC Sunray. Цена поездки по городу после завершения тестирования сервиса составит 51 рубль.

На первый раз местом посадки мы выбрали самую знаменитую башню в городе — бизнес-центр «2.18», а конечной точкой указали остановку «Центральная проходная» в Автосборочном проезде. Приложение быстро назначило машину — а нам, пассажирам, указало, что мы должны пройти через подземку и встать на местной дороге за ближайшей остановкой. Мы подчинились требованиям системы и стали ждать. Спустя пару минут на горизонте появился микроавтобус с характерной для сервиса окраской и надписью «Челнок» на передней двери. Но вопреки нашим ожиданиям водитель остановился на магистральной дороге.

Перед нами автоматически открылась дверь, салон был совершенно пустым. Внутри чисто и даже как-то свежо. Можно занять любое из свободных мест Перед нами автоматически открылась дверь, салон был совершенно пустым. Внутри чисто и даже как-то свежо. Можно занять любое из свободных мест

«Да, есть шероховатости в работе приложения, — извинился водитель. — Навигационная система немного подтупливает. Или после отклонения от маршрута навигатор долго переключается. Думаю, что из-за этого старую часть города пока не включают в работу».

Это не шутки, Когогин влез в маршрутки: КАМАЗ запускает в Челнах большой транспортный эксперимент

Перед нами автоматически открылась дверь, салон был совершенно пустым. Внутри чисто и даже как-то свежо. Можно занять любое из свободных мест. Над креслом водителя висят цифровые часы, навигатор, который снимает и дорогу, и салон. Под видом любопытных клиентов расспрашиваем водителя о работе. Молодой человек признался, что и ранее работал водителем, но из-за сложившихся обстоятельств пришлось искать новую работу. На одном из собеседований его попросили помочь с тестом сервиса и на пару месяцев отправили рулить «Челноком».

«Не скажу, что мы прямо валимся от заказов — но и без работы не стоим. Вот вчера, например, я ездил с 6 утра до обеда без пауз, заказы идут, — признается он. — В основном катается молодежь. Большинство заказов шло в районе центра обслуживания бизнеса, но недавно это направление отключили. Слишком много заказов шло туда, что мешало честно проводить тест».

Над креслом водителя висят цифровые часы, навигатор, который снимает и дорогу, и салон. Под видом любопытных клиентов расспрашиваем водителя о работе Над креслом водителя висят цифровые часы, навигатор, который снимает и дорогу, и салон. Под видом любопытных клиентов расспрашиваем водителя о работе

«Комфортабельная поездка за 1 рубль. Чаще всего в одиночку»

Всего минуты за две доехав до промзоны Челнов, отпускаем водителя. Ждем пару минут и снова вызываем сервис. На этот раз конечной точкой мы указали остановку «32-й комплекс» на улице Нариманова, где маршрутные автобусы города — довольно редкие гости.

Вновь ждем пару минут — и вот уже перед нами стоит другой микроавтобус Jac. Других пассажиров мы вновь не застали. Водитель рассказал, что сам уже на пенсии, но время от времени выходил таксовать, чтобы немного заработать. «Сын рассказал, что запускают новый сервис в IT-парке. Посоветовал попробовать. Пока нравится, — признался он. — Лично для меня это лучше, чем работать таксистом. Обслуживание машины и расходы на топливо оплачивает компания. Здесь, кстати, расход топлива 12,8 литра на 100 километров».

Ждем пару минут и снова вызываем сервис. На этот раз конечной точкой мы указали остановку «32 комплекс» по улицы Нариманова, где маршрутные автобусы города довольно редкие гости Ждем пару минут и снова вызываем сервис. На этот раз конечной точкой мы указали остановку «32-й комплекс» на улице Нариманова, где маршрутные автобусы города — довольно редкие гости

К конечной точке нашего следования мы поехали по магистральной автодороге №1, не заезжая в город. «Приложение само составляет оптимальный маршрут. Время в пути — 6 минут. Но если сейчас поступит заказ в том же направлении, в котором едете вы, то придется свернуть, забрать этого человека, — объясняет он нам правила работы „Челнока“. — И может быть даже так, что мы сначала повезем его. Вы потеряете немного времени, хоть и первые заказали. Ничего не сделаешь. Таковы правила сервиса. Для этого и есть тест». Но до конечной точки мы вновь доехали без попутчиков.

«Пока народ привыкает, — говорит уже другой наш шофер. — Машина мне нравится. Это лучше, чем работать на маршрутных „Газельках“. Сегодня, кстати, ехал. Те же „газелисты“ выравниваются на светофорах и расспрашивают, что да как. Считаю, что моя работа лучше, чем ездить как набитая селедка. Плюс в том, что я только водитель. Не делаю работу кондуктора и бухгалтера. Просто еду, а не судорожно считаю мелочь на остановке и не даю сдачу».

Вновь ждем пару минут — и вот уже перед нами стоит другой микроавтобус Jac. Других пассажиров мы вновь не застали Вновь ждем пару минут — и вот уже перед нами стоит другой микроавтобус Jac. Других пассажиров мы вновь не застали

Водитель считает, что новый сервис в будущем способен переманить пассажиров магистральных маршрутов: «Есть такой момент. Люди будут выбирать. Это же даже хорошо, когда выбора больше. Не все же ездят на отечественных авто, кому-то хочется комфорта. Сейчас у нас еще и цена привлекательная — 1 рубль. Комфортабельная поездка, чаще всего в одиночку. При мне на проспекте сегодня стояла девушка. Передо мной остановилась подходящая ей маршрутка, но она все равно вызвала „Челнок“. Почему? Потому что есть разница между 1 рублем и 27!»

«Конкурентом такси „Челнок“ вряд ли станет, — добавил собеседник. — Человек привык, что его за определенную сумму забирают от подъезда и довозят до подъезда. А мы ездим только по определенным остановкам. Есть остановки реальные, есть виртуальные. Пока идет тест, мы даем рекомендации сервису: точки, где лучше сделать виртуальные остановки. Думаю, для заводчан проезд на „Челноке“ будет очень выгодным».

«Люди спрашивают и ждут, когда другие районы Челнов начнем возить. Особенно часто спрашивают о Замелекесье, откуда тяжело уехать», — рассказал об ожиданиях горожан очередной наш водитель.

Мнение о китайских микроавтобусах JAC у водителей разные: кто-то доволен новой машиной, кто-то крайне разочарован Мнение о китайских микроавтобусах JAC у водителей разное: кто-то доволен новой машиной, кто-то крайне разочарован

Доверять «Челноку» свое расписание пока нельзя

В ходе наших тестовых поездок и бесед выяснилось, что водителям обещают зарплаты от 40 тыс. до 50 тыс. рублей. В период, когда нет заказов, машины должны ехать на точки парковок — их в городе несколько. Пока по городу катается пять машин.

Мнение о китайских микроавтобусах JAC у водителей разное: кто-то доволен новой машиной, кто-то крайне разочарован. «Это самая дешевая машина в своей серии. Еще и китайский турбированный двигатель… Долго ли она прослужит? Большой вопрос. У машины пробег меньше 5 тысяч, но на кочках уже слышны скрипы салона. Три машины в парке стояли, у которых обнаружились неполадки с дверью», — признались нам. Но есть и другое мнение. «Ну и что, что китаец? У нас сейчас вся бытовая техника китайская. И? Машина нравится, — говорит уже другой наш извозчик. — Люди сидят, светлый, комфортный салон, мягкие сиденья с подлокотниками. Люди в основном все в телефонах сидят. Человек уже не обращает внимания на дорогу. С утра контингент повзрослее. Сегодня водитель один удивился — пенсионерка попалась. А так в основном студенты. Молодежь более продвинутая».

Лучше бы побольше больших автобусов впустили. Вон приехала очередная маршрутка, где ни сесть, ни встать. Все полное, в час пик не очень приятно ездить. Поэтому я жду большой автобус!
Мария Пенсионерка, пассажир с остановки
Мария пенсионерка, пассажир с остановки

Все поездки мы совершили в течение дня, поэтому для чистоты эксперимента заказываем машину утром, чтобы добраться до работы. Время ожидания увеличилось. Изначально приложение указывало 12 минут ожидания, но по пути водитель подобрал другого попутчика и время прибытия до нас выросло. Вскоре по навигации машины видим, что машина свернула в другую строну, что вновь добавило нам пару минут ожидания. Таким образом, машина приехала до нас лишь спустя 20 с небольшим минут. И в салоне вновь никого не было. В конце рабочего дня пытаемся уехать домой. Тут-то мы и встретились с главной трудностью: «К сожалению, мы не можем предложить поездку по выбранным адресам», — отвечал нам сервис. Попытки вызвать микроавтобус в час пик раз за разом ничего не давали. Вскоре машина нашлась, но ожидание превышало 40 минут. Делаем вывод: доверять свое расписание новому сервису на этапе тестирования нельзя. Об этом нас предупреждал один из водителей сервиса, который рассказал, что утром ему поступил заказ от молодого человека, который куда-то спешил. Но из-за попутчиков и отклонения от маршрутов ему пришлось здорово понервничать.

«Для работников КАМАЗа и жителей Замелекесья это, возможно, и удобно. Но лично я живу недалеко от остановки, и до работы с остановки мне не так далеко идти, автобусы ходят. Переплачивать смысла за это я не вижу», — призналась нам местная жительница по имения Мария, которая ждала автобус на одной из остановок проспекта Мира.

Слова девушки поддержали стоявшие рядом пенсионерки: «Так и напишите, что на „Газельках“ ездить вечером неудобно. Днем еще куда ни шло, они пустые, а вечером едешь и дышишь перегаром и потом мужика перед собой, который только что смену отработал. Автобус в этом смысле поприятнее будет. И едет спокойнее».

«Рад, что такой сервис первым появился в Челнах, — говорит Алмаз, который тоже ждал свой автобус. — На проспекте Мира с транспортом проблем нет. А вот на условном Чулмане ночью надо постоять. Зачем я буду это делать, если за дополнительные 24 рубля буду уверенно знать, что меня заберут через N минут?»

Опрошенные «БИЗНЕС Online» эксперты говорят, что сейчас схема работы очень похожа на ту, что была в девяностые, когда юркие «газельки», обходя большие автобусы, просто увозили весь платежеспособный спрос Опрошенные «БИЗНЕС Online» эксперты говорят, что сейчас схема работы очень похожа на ту, что была в 90-е, когда юркие «Газельки», обходя большие автобусы, просто увозили весь платежеспособный спрос

Эксперты отрасли: «Отличная схема — позволяет забрать сладкий кусок и не возить льготников»

Что ж, мнения пассажиров и водителей разные. Кому-то нравится, кому-то нет. Опрошенные «БИЗНЕС Online» эксперты с большим опытом работы в отрасли отмечают, что этот эксперимент в большом городе хорош как эксперимент, но не более того. И говорят, что сейчас схема работы очень похожа на ту, что была в 90-е, когда юркие «Газельки», обходя большие автобусы, просто увозили весь платежеспособный спрос. В итоге городской транспорт загибается, предприятия банкротятся, а затем наступает коллапс — «Газельки» не способны вывезти на себе весь пассажиропоток. Так что массовое применение «Челнока» — те же грабли, только в профиль. 

«Я слышал об этом эксперименте. Ну что сказать? Отличная схема — позволяет забрать сладкий кусок и не возить льготников, — заметил в разговоре с „БИЗНЕС Online“ один из перевозчиков. — Чисто „шахид-маршрутки“ в нулевые». Это мнение отчасти разделяют и челнинские перевозчики. «Допускаю, что новый сервис отберет пассажиров у больших автобусов, которые принадлежат муниципалитету», — говорил ранее газете гендиректор «Пассажирских перевозок» Николай Тятюшкин.

«Челнок», конечно, имеет право на существование. Но этот сервис не городской, а подвозочный: по крайней мере, так он позиционируется в городах Европы и США. Он позволяет собрать пассажиров там, где невыгодно пускать большие автобусы — в тех же жилых массивах частных домов, за городом, чтобы люди не ехали в город на машине. И затем довезти таких пассажиров до транспортно-пересадочных узлов городского общественного транспорта. В любом случае все необходимо просчитывать — для этого есть комплексные схемы организации дорожного движения. Нужны расчеты пассажиропотоков, отмечает еще один эксперт.

Может, сервис будет хорош в небольших райцентрах, где сейчас вообще нет никакого транспорта? Вряд ли. Во-первых, у людей должна быть привычка пользоваться общественным транспортом и рассчитывать на него, иначе маршруты придется долго раскатывать себе в убыток. Ни один бизнес на это не пойдет. «Челнок» же недаром седлает уже существующие маршруты с «жирным» трафиком — и даже тут ради рекламы приходится возить почти бесплатно? Во-вторых, это транспорт для продвинутых людей — далеко не у всех пенсионеров есть смартфоны, позволяющие ставить приложения. В-третьих, сервис должен быть включен в схему городского общественного транспорта, ему необходимо назначать определенные районы для работы. Иначе в системе, которая зависит от денег пассажира, он будет отбирать деньги у больших автобусов, которые обязаны возить всех. 

В общем, в городе самое эффективное решение — это развитая сеть общественного наземного транспорта, который ходит четко по расписанию, в назначенное время, с понятным движением по остановкам. А гибридным схемам место в субурбии — если, конечно, не изобретать велосипед, а следовать мировому опыту.