Чаще всего нарушители выявляются на Кировской дамбе, Миллениуме, проспекте Ямашева и Южной трассе, а ещё на эстакаде над танковым кольцом. Чаще всего нарушители выявляются на Кировской дамбе, «Миллениуме», проспекте Ямашева и Южной трассе, а еще на эстакаде над Танковым кольцом Фото: Егор Алеев / ТАСС

«Все таксисты обсуждают: «С фига ли эти камеры заработали? Все же было хорошо!» 

С конца прошлой недели в чатах таксистов бурно обсуждают внезапно «проснувшиеся» камеры, которые фиксируют выезд на полосу для движения маршрутных транспортных средств. Жалобы на новую напасть водители подкрепляют скриншотами «писем счастья», где изображены автомобили с указанием времени и места нарушения. Первые штрафы датированы началом октября, есть свидетельства и более поздних выездов на маршрутную полосу. 

«Все таксисты теперь активно это обсуждают, причем водители поделились на две категории. Первые — те, у кого есть лицензия такси. Они рады тому, что камеры наконец-то заработали и автобусная полоса для движения освобождается. Водители без лицензии огорчились, типа „С фига ли эти камеры заработали? Все же было хорошо!“» — рассказал корреспонденту «БИЗНЕС Online» один из водителей.

В ПДД выезд на полосу для маршрутных ТС обозначен знаком 5.14 и выделяется характерной буквой А, а также прерывистой или сплошной линией разметки.

Выезжать на эту полосу по ПДД имеют право автобусы, троллейбусы и маршрутки. Кроме того, по выделенным полосам могут двигаться школьные автобусы, лицензированные легковые автомобили такси, а также велосипедисты. Штраф за езду по выделенной полосе в 2022 году ст. 12.17 КоАП РФ устанавливает  в размере 1,5 тыс. рублей (в Москве и Санкт-Петербурге — 3 тыс. рублей). 

Первые сообщения о том, что камеры «Автодории» начали фиксировать нарушения в виде выезда на автобусную полосу, появились в ноябре 2014 года, а установлены они были в 2013-м.  

Собеседник издания, связанный с правоохранительной системой, подчеркнул, что камеры как работали, так и работают, перерывов в фиксации правонарушений не было. «Речь о камерах „Автодории“, они фиксируют нарушения скорости движения и выезд на полосу для маршрутных транспортных средств», — заметил собеседник издания. Впрочем, источник согласился с тем, что на ряде маршрутов действительно наблюдается некоторая активность в «разгоне нарушителей». Например, чаще всего нарушители выявляются на Кировской дамбе, «Миллениуме», проспекте Ямашева и Южной трассе, а еще на эстакаде над Танковым кольцом. «Это стратегически важные сооружения, необходимо обеспечивать там безопасность, чтобы легковые автомобили не ездили и тем более не останавливались на данных объектах», — заключил он. 

Однако опыт таксистов говорит об одном — камеры будто по приказу начали выдавать нарушителей, хотя до этого на протяжении нескольких лет были к ним равнодушны. Почему «дремавшие» средства фотовидеофиксации вдруг «проснулись», неизвестно, как и то, много ли в последние дни было направлено штрафов нарушителям. Корреспондент «БИЗНЕС Online» по этому поводу направил запрос в УГИБДД МВД по РТ и пресс-службу «Автодории», но ответа пока не последовало. 

В начале эксперимента было закуплено 7 камер по типу «Паркон-А», а полностью оснастить автобусы столицы РТ этими приборами планировалось в 2022 году. Однако пока этого не произошло В начале эксперимента было закуплено 7 камер «Паркон-А», а полностью оснастить автобусы столицы РТ такими приборами планировалось в 2022 году. Однако пока этого не произошло Фото: «БИЗНЕС Online»

«Паркон-А» так и не расчистил дорогу автобусникам? 

Стационарные камеры в Казани не единственный способ наказать любителей прокатиться или припарковаться на автобусной полосе. В декабре 2021 года глава ассоциации АТП Татарстана Сергей Темляков объявил об очередном способе борьбы с автохамами. На вооружение автобусникам инспекция ГИБДД РТ поставила 7 видеокамер «Паркон-А», которые фиксируют нарушения в виде остановки или движения по полосам для маршруток. Камеры водители устанавливали на автобусы в надежде расчистить выделенную для них полосу. 

«В Казани на автобусных полосах автохамы паркуют свои автомобили, бросают машины на остановках общественного транспорта, в „карманах“. Из-за таких автомобилистов нарушается график движения общественного транспорта. Есть вопросы и к водителям такси», — так объясняли в конце прошлого года в ассоциации АТП РТ необходимость установки «Парконов-А».

В начале эксперимента было закуплено 7 камер по типу «Паркон-А», а полностью оснастить автобусы столицы РТ такими приборами планировалось в 2022 году. Однако пока этого не произошло, рассказал нашему корреспонденту Темляков. Более того, ожидалось, что «одноглазых охотников» на нарушителей разместят на остановочных павильонах, в «карманах» которых любят вставать автомобилисты, но и они пока не появились.

Зато водители, прежде всего таксисты, быстро вычислили маршруты, где установлены опасные камеры, и чистые автобусные полосы появились только на отдельных направлениях. В ответ в АТП сменили тактику — начали регулярно переставлять камеры с одних маршрутов на другие. «Насколько мне известно, первые данные АТП начала присылать в ГИБДД летом этого года», — заметил осведомленный источник издания. По-видимому, в помощь автобусникам было принято решение оживить стационарные камеры. 


«Чем больше камер, тем больше порядка на дорогах. Штрафы крохотные и воспринимаются как оплата за «услугу»

По просьбе «БИЗНЕС Online» эксперты высказались о том, будут ли эффективны камеры в борьбе за приоритет общественного транспорта.

Рамиль Хайруллин — представитель федерации автомобилистов России (ФАР) в РТ:  

— Камеры уже много лет работают, просто в какой-то момент перестали, а сейчас, видать, их опять запустили. Я до сих пор не вижу практического смысла в этих полосах, вернее, во всех местах, где их нарисовали. На широких проспектах — понятно, а зачем на узких дорогах выделять полосу для автобусов, которые там редко ездят? 

Они (ГИБДД по РТ — прим. ред.) так долго не разрешали ездить по этим полосам, убеждали, что те нужны, но тогда почему не контролировали их до сих пор? По сути, те превратились в общественные полосы для всех. Естественно, сейчас людям тяжело, они столько лет по ним двигались. Гаишникам до этого не было никакого дела, а сейчас вдруг... Я тоже хочу понять — а что изменилось-то? Что такого произошло, что внезапно начали это контролировать?


Леонид Ольшанский — адвокат, вице-президент движения автомобилистов России:

— Есть цитата президента РФ Владимира Путина о том, что камеры и штрафы должны служить не средством наживы, а  средством борьбы за безопасность движения, а в других случаях — за экологию и так далее. Очевидно, что это делается для набивания карманов. Деньги в некоторых субъектах идут в равной мере фирме, которая ставит камеры, и региональным властям. Я предполагаю (утверждать не могу), что все делается в целях бизнеса. Вот деньги нужны — думали, думали, налог же тяжело ввести новый, а камеры — раз! — и поставили, и все. 

Что касается выделения полос, это спор инженеров, специалистов по дорогам — одни за, другие против. Я считаю, что это пустая полоса, а машины жмутся по одной-двум другим. Я противник выделенных полос, а уж тем более серьезных штрафов за это.

В большинстве регионов нашей страны, к сожалению, растет количество камер на улицах и даже в переулках. Это бизнес.


Руслан — движение Stop City Racing:

— Информацию о штрафах с камер «Автодории» (ныне «Автодория 3.5») мы обнаружили недавно совершенно случайно, изучая «штрафной профиль» одного из нарушителей.

Если мы говорим о необходимости развивать общественный транспорт, то, когда полоса для маршруток занята автолюбителями, это сводит многую работу на нет. 

Камеры в автобусах — это «маст хэв». Водители должны понимать, что они всегда под колпаком, и отношение к автобусной полосе как к платной прекратится. Ведь сейчас эта «оплата» вносится, только когда камеры заметят нарушителя, а теперь шанс быть замеченным куда выше. 

Вообще, чем больше камер, тем больше порядка на дорогах. То, что это ведет к увеличению сборов, связано лишь с тем, что сами штрафы крохотные и воспринимаются как оплата за «услугу».