«ПО-МОЕМУ, ЭТО ПРОСТО ГРАБЕЖ!»
Сегодня страховая компания «Ингосстрах» начинает перечислять деньги туристам, пострадавшим в результате банкротства туроператора «Ланта-тур». Как сообщил корреспонденту «БИЗНЕС Online» директор татарстанского филиала "Ингосстраха" Ильдар Камалетдинов, всего в Татарстане за компенсациями обратились 138 человек, общая сумма заявленных требований – более 4,2 млн. рублей. Но каждый из туристов получит лишь примерно половину суммы стоимости тура. Как пояснил Камалетдинов, всего в России пострадали 5,8 тыс. человек, сумма потерь – 192 млн. рублей. Между тем риски туроператора были застрахованы на 100 млн. рублей. Этим и объясняется дисконт страховых возмещений для путешествовавших по путевкам «Ланта-тур» россиян.
Интернет кипит от возмущений пострадавших – в целом по стране их более 2,2 тыс. человек. Многие недовольны размером компенсации.
«Ингосстрах» нам заявил, что они только сейчас начали составлять какую-то пропорцию по объему страховых выплат, - рассказала газете «БИЗНЕС Online» туристка из Москвы Инна Каледина, потерявшая около 80 тыс. рублей в результате несостоявшейся поездки во Вьетнам. - Коэффициент там получается в районе 0,51 - то есть мы, пострадавшие туристы, получим только половину из положенной суммы! Конкретную дату выплаты нам так и не назвали, сказали только ждать звонка от некоего агента, который должен пояснять, как мы должны получить свои деньги. Я потеряла около 80 тысяч рулей и не смогу получить их обратно. По-моему, это просто грабеж, нужно как-то менять законодательство, чтобы оно защищало туристов. Честно говоря, после этой ситуации я надеялась, что вернут полную стоимость, как обещали с экранов телевизоров. Что будет дальше – посмотрим! Возможно, люди будут обращаться в суд… А вообще, я пришла к выводу – не стоит обращаться к туроператорам. Можно самостоятельно бронировать авиабилеты и отели через интернет – благо, безвизовых стран в мире достаточно».
В КАЗАНИ ВСЕ СПОКОЙНО
Но казанские туристы, похоже, отнеслись к ситуации философски, хотя в среднем каждый потеряет примерно по 15 тыс. рублей.
«Мы не ожидаем возмущений по поводу недостаточности страхового покрытия – всем обратившимся объяснили ситуацию. Пострадавшим не надо было ездить в Москву, оформлять документы, все делалось в Казани, - пояснил Камалетдинов. - У нас было всего два обращения от туристов, которые требовали полной компенсации, жалобы поступили в марте. Почему затянулся процесс выплат? Возникли проблемы с формированием списков туристов со стороны «Ланта-тур», поэтому "Ингосстрах" принял решение сформировать свой реестр и начать выплаты. В итоге казанцы все-таки поняли, в чем причины меньших сумм компенсации. Хотя мы им советовали – если есть желание, можно обратиться в суд, дальнейших возмущений пока нет».
Тем не менее такая половинчатость страховой защиты туристов не может не тревожить – и не только тех, кто едет за границу, но и самих туроператоров и страховщиков. Госдума сейчас рассматривает законопроект о дополнительной защите выезжающих за границу.
«Представители туриндустрии вышли с инициативой об увеличении лимитов финансовых гарантий - не только туркомпаниям, которые работают на рынке, но и каждому туристу, - рассказал Камалетдинов. – Документ уже находится в Государственной думе, готовится рабочая группа по проработке законопроекта. Все понимают, что лимит очень мизерный по сравнению с оборотами туроператоров. Предлагается серьезный комплекс мер, который будет гарантировать любому, кто выезжает за границу, компенсацию всех убытков и регулирование этих вопросов за границей».
ВЫЕЗД ЗА ГРАНИЦУ – ЭТО ВСЕГДА РИСК
Но пока вопрос на стадии обсуждения - когда этот законопроект выйдет, сказать сложно. А пока участники туристического рынка пребывают в некоторой растерянности: надежность «Ланта-тур», проверенная временем – как-никак, 20-летний опыт работы! – сомнений не вызывала. И крах компании буквально выбил почву из-под ног турфирм.
Светлана Пименова - директор компании «Итиль-тур»:
- Для меня было большой новостью, что такая беда случилось именно с «Ланта-тур». Мне всегда казалось, они наиболее надежные из российских операторов… Стабильности, честно говоря, я не вижу. Что будет завтра - пока не известно, и с кем работать - очень сложный вопрос. Дело в том, что турагенты несут большую ответственность перед туристами, поэтому к выбору туроператоров надо подходить очень осторожно. Выбор осложняется еще и тем, что турагенты могут не знать финансовую ситуацию в компаниях-туроператорах.
Даже не знаю, как можно оградить туристов от таких рисков. Кроме того, сейчас не учтены вообще интересы турагентств, а ведь реализаторами туров являются они, и вся ответственность лежит на них. Я не вижу сейчас защиты турагентов от туроператоров. Думаю, нужно что-то изменять в законодательстве.
В этом сезоне предпочтения туристов в целом пока прежние – популярными остаются Турция и Испания. Мы не рекомендуем посещать Египет, но люди часто хотят отдохнуть именно там. Таиланд тоже нестабилен… Вообще, выезд за границу - это всегда определенный риск, и всегда нужно помнить об этом – готовьтесь к поездке заранее, уточняйте все вопросы.
Камиль Тарзиманов - директор компании «Салават тур»:
- Опасность и риски есть всегда. Если брать операторов, то у тех, кто функционирует России, бизнес порой выстроен наподобие пирамиды. Все об этом прекрасно знают, это структура самого бизнеса… Поэтому предсказать, что будет дальше, довольно сложно. Единственное, на мой взгляд, в ближайшие месяц, два ничего подобного в «Ланте» не будет. Но с середины лета все может быть… Большие операторы, большие обороты – все может обрушиться. Никто практически не знает реальную ситуацию среди туроператоров. Турагентства, как правило, не имеют ни резервов, ни профессиональных знаний в этом плане. Также очень большая проблема - это маленькие страховки.
У очень больших операторов очень маленькие суммы. Мы должны прийти к тому, чтобы страховать каждого отдельного туриста, чтобы за каждого отвечало страховое агентство. Нужно менять законодательство в этом плане. А увеличение страховых сумм - это просто игра между операторами.
Недавно в Москве проходили туристические выставки, которые показали, что количество туроператоров на рынке уменьшается. Кто-то уходит, кто-то объединяется. Так что ситуация меняется. На рынке появился крупный европейский оператор TUI - его появление может заметно повлиять на рынок.
Лидерами останутся те же направления, новых вариантов практически не придумаешь. Цена на Турцию вряд ли уменьшится, скорее, немного увеличится. Резких скачков в изменении направлений не будет.
Рустэм Сабиров - президент союза страховщиков Татарстана, директор филиала «ПСК Казань» ОАО «Страховая группа «МСК»:
- Во-первых, то, что эта страховка у клиентов «Ланта-тур» была, это уже хорошо. Еще 10 лет назад ее вообще могло не быть. Во-вторых, после ряда подобных ситуаций рассматривается вопрос о внесении изменений в законодательство. Суть в том, что чем больше туристическая фирма, тем больше должен быть лимит ответственности. Потому что по большому счету фирмы все разные, а лимит фактически одинаковый. Но это тоже не панацея. Второй вариант - страхование конкретного туриста. То есть владелец путевки сразу может застраховаться от невыезда. Но народ у нас страховаться не любит. Все гонятся за дешевизной, и никто не задумался, почему у «Ланта-тур» путевки были чуть ли не в два раза дешевле, чем у других… Люди не понимали, что рисковали изначально. Человек, покупающий путевку, должен понимать, что он вступает в гражданско-правовые отношения, и должен понимать, кому он отдает свои деньги. А вообще, уход с рынка разных структур не является чем-то необычным. Просто тут мы видим громкий случай.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 6
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.