Скачок популярности пения произошел в 2012-м, когда в финал первого сезона шоу «Голос» вышли сразу две участницы из Татарстана, Эльмира Калимуллина и Дина Гарипова Скачок популярности пения произошел в 2012-м, когда в финал первого сезона шоу «Голос» вышли сразу две участницы из Татарстана, Эльмира Калимуллина и Дина Гарипова Фото: «БИЗНЕС Online»

Как Калимуллина и Гарипова сделали пение модным хобби

«Мы все поем. Все напевают, когда готовят, моют полы, независимо от настроения», — оценивают популярность пения как хобби собеседники «БИЗНЕС Online», среди которых частные преподаватели вокала, владельцы творческих центров и руководители любительских хоров. По их оценкам, пением в Казани занимаются около 2–3 тыс. человек, не считая профессиональных эстрадных и оперных певцов. 2ГИС обнаружил в столице РТ 59 студий вокала для взрослых. На Avito, по нашим подсчетам, ищут учеников 44 казанских преподавателя. Однако эта цифра сильно занижена — в большинстве случаев ученики находят педагогов по сарафанному радио, отмечает Ирина Шипшова, основательница, можно сказать, легендарной творческой мастерской Irine Studio в КФУ, международный эксперт и сертифицированный мастер-тренер по современному вокалу.

Современная история любительского пения в Казани началась с распространения караоке в общепите. Одно из первых общественное караоке появилось в ресторане «Якитория» в 2004 году. Бум популярности такого дополнения к общепиту пришелся на вторую половину 2000-х, и тогда же среди горожан появился устойчивый запрос на уроки вокала — просто петь было недостаточно, люди хотели поразить слушателей своими вокальными способностями.


В Казани есть музыкальный колледж, институт культуры и консерватория, поэтому недостатка в преподавателях вокала никогда не было. Со временем они начали оформляться в коммерческие школы вокала. В 2010-х казанский рынок стал наполняться небольшими студиями местных предпринимателей и филиалами федеральных сетей, в которых обучение уже было поставлено на поток. В 2009-м благодаря гранту минкульта РТ появилась школа рока The Road Айрата Яруллина, которая с 2015 года подведомственна управлению культуры исполкома Казани — в ней среди прочего преподают и вокал.

Следующий скачок популярности этого хобби произошел в 2012-м, когда в финал первого сезона шоу «Голос» вышли сразу две участницы из Татарстана, Эльмира Калимуллина и Дина Гарипова. В результате обе певицы получили звание «Заслуженный артист РТ», а в музыкальных школах прибавилось желающих развить свои вокальные данные. «Произошел вау-эффект, — поделилась Калимуллина в разговоре с „БИЗНЕС Online“. — Многие захотели не просто заниматься музыкой, а получить успех, любовь, потешить свое самолюбие».

Выбрать преподавателя сольного пения едва ли проще, чем психолога. Учитель и ученик должны совпасть в восприятии своего тела, понимании метафор Выбрать преподавателя сольного пения едва ли проще, чем психолога. Учитель и ученик должны совпасть в восприятии своего тела, понимании метафор Фото: © Александр Кондратюк, РИА «Новости»

«У нас очень поющий, музыкальный народ»

Заниматься пением можно в двух формах — соло и хором. В первом случае преподаватель работает с учеником индивидуально, во втором в занятии участвует целый коллектив.

Собеседники «БИЗНЕС Online» отмечают, что в Татарстане особой любви к сольному пению способствует национальный фактор. Татарской народной песне характерно именно сольное исполнение, на татарском застолье вы не услышите многоголосья. По словам руководителя известной Хоровой капеллы КФУ, преподавателя кафедры хорового дирижирования Казанской консерватории Эры Даниловой, такая ситуация сложилась благодаря многолетним усилиям по сохранению татарского языка через национальные песни. «У нас очень поющий, музыкальный народ — в любом доме, у всех бабушек и дедушек есть гармошка, баян или итальянка. Ильгам Шакиров, Альфия Авзалова сподвигли многих писать песни», — рассказывает Калимуллина. Тенденция также поддерживается местной эстрадой — на национальной сцене не так уж много больших коллективов. 

Выбрать преподавателя сольного пения едва ли проще, чем психолога. Учитель и ученик должны совпасть в восприятии своего тела, понимании метафор — Калимуллина считает, что такой традиционный эмпирический подход в преподавании устарел. На смену ему пришел научный, когда ученика посвящают в анатомию голосового аппарата. Кроме того, желательно выбрать преподавателя с родственным голосом. «Сопрано учится у сопрано, бас — у баса. При слушании родственного вокала голосовые связки уже срабатывают и учатся опосредованно», — говорит Данилова.

Поэтому, решая заняться вокалом индивидуально, стоит побывать у нескольких преподавателей — они нередко дают первое занятие бесплатно или за частичную оплату. Преподаватель и сам может отказаться от дальнейших занятий, если не почувствует контакта, не нащупает материал для работы. «Педагог даже за деньги не согласится заниматься с тем человеком, у кого нет слуха, мышления, понимания. Должно быть желание проникнуть в суть сказанного преподавателем», — говорит руководитель хора-студии КНИТУ-КАИ Геннадий Торлупа. По той же причине «своего» преподавателя чаще находят благодаря сарафанному радио. «Стоит кому-то начать петь, как за ним приходят подружки, приятельницы, родители», — рассказывает Шипшова.

В хор приходят за чувством единения — неспроста хоровое пение было популярно на просторах СССР именно после Великой Отечественной войны, когда люди нуждались в ощущении общности, единства В хор приходят за чувством единения — неспроста хоровое пение было популярно на просторах СССР именно после Великой Отечественной войны, когда люди нуждались в ощущении общности, единства Фото предоставлено Татарским народным хором КФУ

Церковные гимны и каверы на t.A.T.u. в исполнении казанских хоров

Пение хором больше подойдет любителям командной работы и тем, кто не хочет оказаться в центре внимания. Любительский хор обычно выбирают по личности руководителя, по компании друзей. В хор приходят за чувством единения — неспроста хоровое пение было популярно на просторах СССР именно после Великой Отечественной войны, когда люди нуждались в ощущении общности, единства. Тогда свои хоры имелись на каждом крупном предприятии и в каждом районном ДК. В XXI веке эту традицию поддерживают университетские коллективы, куда может прийти заниматься любой желающий. Самый крупный на сегодняшний день — Хоровая капелла им. Усцова КФУ. На базе того же вуза действуют Татарский народный хор, камерный хор «Гармония». Большая история и у хора-студии КАИ.

Роль дирижера хора значительно отличается от роли преподавателя вокала — это отдельное направление музыкального образования. Руководитель коллектива относится к певцам как к единому инструменту, управляет его настроением и характером, но при этом различает голос каждого участника. «Сольный певец должен раскрыть всю колористику своего голоса, хоровой — использовать те или иные грани колористики, уметь ансамблировать», — подчеркивает Данилова.

И если татарской песне характерно сольное исполнение, русской песне, напротив, свойственно многоголосье. Традиции российского хора уходят в церковные гимны и в идею, что пение — это служение, а не удовольствие. Интересно, что такой подтекст, сохранившийся благодаря академической музыкальной школе, может вызывать отторжение у более молодого поколения. Миллениалы и люди помоложе рассматривают пение как инструмент осознанности и источник удовольствия. Они не готовы следовать тоталитарным порядкам, распространенным в академических хорах, отмечает Виктор Голумбевский, бывший художественный руководитель хора ИМО КФУ, основатель проекта «Кружок хора». Именно он стоит за созданием завирусившегося в начале 2021 года видео, на котором студентки ИМО исполняют хоровой кавер на песню t.A.T.u. «Я сошла с ума» (более 2 млн просмотров на YouTube). В 2022-м Голумбевский познакомил казанцев с московским проектом HotHorist: на его встречи может прийти любой желающий, чтобы попеть популярные песни под аккомпанемент и снять стресс, — чем-то напоминает посиделки с гитарой у костра, только в городском формате.

Лидеры сообщества

Шипшова — основательница Irine Studio, преподаватель вокала международного класса. Коллеги называют ее «влюбленной в дело» и «легендарной». Среди ее знаменитых учеников, например, певец Ильназ Сафиуллин, телеведущий Максим Шарафутдинов, участники Jukebox trio.

Данилова — руководитель Хоровой капеллы КФУ с 2011 года. Состав хора может доходить до полусотни человек, в основном студентов университета, однако прийти на репетицию в первой физической может любой желающий. В отличие от других коллективов на базе КФУ, капелла не готовит материалы от случая к случаю, как «День первака» или государственный праздник, а репетирует в течение всего учебного года и имеет постоянный репертуар. Так, например, каждое 1 сентября и на особо торжественных мероприятиях вуза коллектив исполняет гимн студенчества Gaudeamus.

Торлупа — бессменный руководитель хора-студии КАИ. В 1970–1980 годах этот коллектив мог насчитывать до 70 человек и путешествовал с концертами по ближнему зарубежью. Параллельно Торлупа руководил несколькими ВИА, зародившимися в стенах КАИ. Все 55 лет руководитель «поставляет» учеников музколледжу и консерватории: заметив выдающийся потенциал у участника хора, он обязательно предложит сходить на прослушивание к профессионалам. Например, из-под его крыла вышла известная в оперном мире ведущая солистка московского театра «Новая опера» Марина Нерабеева. 

Калимуллина — финалистка первого сезона шоу «Голос», заслуженная артистка РТ, преподает вокал. Певица недавно стала мамой, поэтому пока у нее всего 10 учеников, но в сообществе артистку, окончившую Казанскую консерваторию, уже приравнивают к столпам преподавателей эстрады. Заниматься с ней можно как офлайн, так и онлайн. Для встреч преподаватель предпочитает студию «Вивальди» на улице Марджани.

Максим Риф  основатель творческого центра «Счастливые люди». Москвич приехал в Казань в 2018 году на матч чемпионата мира по футболу и решил остаться. В его заведении, кроме пения, обучают игре на фортепьяно и гитаре. 

Из татарстанских VIP’ов за занятиями пением замечены дочери руководителя администрации президента РТ Асгата Сафарова Диана и Элина. По словам Шипшовой, известный в Казани адвокат, депутат Госдумы V созыва Гульнара Сергеева предпочитает разучивать ретропесни. Пением увлекается и шеф «Мисс Татарстан» Изольда Сахарова. Источники «БИЗНЕС Online» сообщили, что вокалом занимается коммерческий директор АО «Казанский жировой комбинат» Наталья Дорохова, экс-гендиректор ОАО «Татмедиа» Фарит Шагиахметов, главный гинеколог РТ Татьяна Шигабутдинова.

Сколько стоит заниматься пением?

Для занятий пением не нужна специальная одежда или оборудование — достаточно вас и педагога. Вузовские коллективы существуют за счет бюджета учебного заведения и различных грантов, поэтому занятия в них зачастую бесплатные и открытые для всех желающих. Там можно потренировать слух и голос, но для более серьезных занятий нужны индивидуальные уроки.

Прайс зависит от опытности преподавателя. Учащиеся консерватории, которые только-только нарабатывают опыт, предлагают занятия по 300–400 рублей за академический час, но проводить их будут в комнате в общежитии. Более-менее опытные преподаватели берут 1,5–2 тыс. рублей, но есть и по 3–4 тыс. рублей за занятие — зависит от статуса и опыта учителя. Чем выше академический статус действующего преподавателя музколледжа или консерватории (а они не брезгуют частной практикой), тем дороже будет его урок.

Индивидуальные занятия часто проходят на дому — у некоторых репетиторов есть специально оборудованные комнаты с пианино, запасом фонограмм на ноутбуке. Можно заниматься и в музыкальной студии: аренда зала обойдется в среднем в 400 рублей в час. Однако в Казани недостает коворкингов для вокала. Например, в Москве есть целый онлайн-сервис, где собраны все студии и кабинеты музыки города, в которых есть возможность забронировать время для занятий.

Точно можно рассчитывать на оборудованный кабинет для занятий в многочисленных школах вокала. Системы абонементов здесь такие же, как в любом другом хобби или спорте: по 4, 8 занятий в месяц, при этом каждое посещение обойдется примерно в 800–1000 рублей. Плюс такой формы обучения — отчетные концерты в рамках одного заведения. Чаще всего подобные мероприятия устраиваются на базе самой студии примерно раз в полгода, но некоторые заведения дают ученикам возможность сиять на сцене ежемесячно, а то и каждые две недели. Для особо торжественных случаев школы арендуют караоке и рестораны с музыкальным оборудованием, где могут собираться по 150–200 человек.

Преподаватели пения отмечают, что нередко к ним приходят с запросом выучить одну песню с нуля для какого-нибудь мероприятия. Определенного ценника за эту услугу нет, имеет значение только то, сколько времени осталось в запасе. Более или менее прилично «натаскать» номер можно и за два дня, считает Шипшова — это примерно 3–4 тыс. рублей за два занятия. А если нужна обстоятельная подготовка качественного номера, ученик должен быть готов к дополнительным расходам на хореографа и преподавателя актерского мастерства.

«Конкурсы в караоке вышли на совершенно другой уровень. Там такие битвы титанов бывают!» «Конкурсы в караоке вышли на совершенно другой уровень. Там такие битвы титанов бывают!» Фото: Изображение от Kireyonok_Yuliya на Freepik

Неустаревающее караоке и продвинутые квартирники

Если вам уже недостаточно восхищения своих близких на домашних посиделках, а ваш учитель не устраивает отчетных концертов, есть несколько способов заявить о себе миру в качестве певца.

Караоке. Собеседники «БИЗНЕС Online» чаще всего называют заведение Domino на улице Профсоюзной, под самыми стенами Казанского кремля, — одно из самых старых и известных мест. Довольно популярен Cocos в противоположном конце той же улицы (на перекрестке с Университетской). Наиболее качественный звук, по словам певцов, — в заведении под названием «Эндорфин». Также караоке есть в «Корстоне», ресторанах Leto, Spletni, Salad — всего в Казани 58 таких точек, если верить 2ГИС. На их базе могут проводиться собственные батлы среди постоянных посетителей. «Конкурсы в караоке вышли на совершенно другой уровень. Там такие битвы титанов бывают!» — отмечает Калимуллина.

Как отмечает исполнительный директор ассоциации рестораторов и отельеров Казани и РТ Галина Шарафутдинова, когда-то караоке было неотделимо от ресторанов, но в последние годы развивается как вид самостоятельных заведений. При этом аудитория заметно помолодела и уже не ограничивается людьми старшей возрастной категории. 

Конкурсы. Конкурсы для взрослых проводятся на коммерческой основе. «По моему опыту конкурсов, они никогда не честные. Всегда платные, всегда будут заинтересованные участники», — считает наш собеседник, основатель творческого центра «Счастливые люди» Риф. Поэтому преподаватели вокала не обещают ученикам обязательную победу, но как минимум помогают выступить достойно.

Конкурсы для взрослых проводятся на коммерческой основе. «По моему опыту конкурсов, они никогда не честные. Всегда платные, всегда будут заинтересованные участники» Конкурсы для взрослых проводятся на коммерческой основе. «По моему опыту конкурсов, они никогда не честные. Всегда платные, всегда будут заинтересованные участники» Фото: Изображение от wavebreakmedia_micro на Freepik

Эксперты не смогли назвать, какой именно из конкурсов заслуживает внимания — выбирайте любой, который предложит выдача Google. Номинации для исполнителей возрастом 19–25 лет и 26+ есть, например, в конкурсах казанского фонда Sforzando. Оргвзнос за участие начинается от 800 рублей, а в среднем стоит 2–3 тыс. рублей. Чуть дешевле участвовать в заочном конкурсе, выслав на суд жюри видео своего выступления, но тогда и диплом будет электронным — его физическую версию предлагается оплатить отдельно.

А если потешить самолюбие на местном уровне вам недостаточно, можно принять участие в отборе на шоу талантов на телевидении. Кто знает, возможно, внутри вас прячется еще одна Гарипова, Калимуллина или Саида Мухаметзянова.

Квартирники. Выступление для близкого круга людей в домашней обстановке можно превратить в личный концерт. По словам преподавателей, ученики готовят программу, арендуют оборудование или приглашают музыкантов для живого аккомпанемента, чтобы вместо посиделок получилось культурное мероприятие. Стоимость проката звуковой аппаратуры стартует от 1 тыс. рублей, заодно можно арендовать свет и дым-машину, если позволяет размер импровизированной сцены.

«Голос — это звукообразующий инструмент. Звук должен быть в теле, а не в микрофоне. Звучит скелет, а не мягкие ткани» «Голос — это звукообразующий инструмент. Звук должен быть в теле, а не в микрофоне. Звучит скелет, а не мягкие ткани» Фото: Vladimir Godnik/moodboard / www.globallookpress.com

«Энергия звука должна проникать в кости, не в уши»

«Приходят с разными пожеланиями: кто-то занимается для себя, кто-то — чтобы развить какие-то качества, кто-то — чтобы стать певицей», — перечисляет Шипшова цели своих учеников. Помимо творческого самовыражения и удовольствия, занятия пением помогают решить ряд других задач, психологических и даже физиологических.

Первая и основная цель — постановка голоса. «Голос — это звукообразующий инструмент. Звук должен быть в теле, а не в микрофоне. Звучит скелет, а не мягкие ткани», — говорит Торлупа. Базовые знания о правильном дыхании, устройстве голосового аппарата, способах звукообразования могут сделать речь более звучной и убедительной. «Нельзя разговаривать с рядом сидящим человеком, не желая достать его звуком. Энергия звука должна проникать в кости, не в уши», — продолжает Торлупа. Особенно часто с этой целью приходят руководители, которым нужно сделать голос потверже или, наоборот, помягче.

Пение может быть назначено также как терапия при заболеваниях дыхательных путей и легких. Это особенно актуально в постковидную эпоху. Занятия вокалом позволяют увеличить объем легких, укрепить мышцы кора (комплекс мышц, которые отвечают за стабилизацию таза, бедер и позвоночника), попутно исправляя осанку и избавляя от головных болей.

Вторая по частоте причина обращения к преподавателю вокала — потребность в психологической разрядке. Те, кому тяжело выражать эмоции в обычной жизни, находят в пении отдушину, выпускают пар. Также посредством песен люди борются со страхом публичных выступлений, детскими травмами. «Иногда взрослые приходят, как на терапию, говорят: „Хочу проораться!“ Музыка с точки зрения физики — это вибрации. Они успокаивают человека. Бывает, приходят с якобы хорошим настроением, а на занятии освобождаются и начинают плакать», — отмечает Калимуллина.