В ЗАЩИТУ ЛЮБИТЕЛЕЙ ЭПИСТОЛЯРНОГО ЖАНРА

Вчера Арбитражный суд РТ рассмотрел одно из самых крупных для управления федеральной антимонопольной службы по Татарстану дел – в отношении ФГУП «Почта России». В свое время оно потребовало специальной санкции ФАС, делегировавшей своему региональному управлению полномочия по расследованию дела в отношении федерального предприятия.

В августе прошлого года УФАС по Татарстану признало ФГУП «Почта России» нарушившим федеральный закон «О защите конкуренции» в части необоснованного установления различных тарифов на один и тот же товар. Речь шла об отправлениях первого класса (письма с короткими сроками доставки адресату), которые предприятие разработало как альтернативу экспресс-доставке, ориентируясь на тех, кто «готов платить за скорость».

Еще 19 ноября 2010 года по результатам внеплановой проверки в филиале почтового оператора - «Татарстан почтасы» - антимонопольщики обратили внимание на то, что стоимость одних и тех же почтовых услуг предприятия разнится в зависимости от тарифной зоны, к которой отнесен тот или иной регион. В частности, УФАС подняло стоимость переписки между Казанью и Уфой и пришло к выводу, что «жители Уфы находятся в более невыгодном положении, когда пишут жителям Казани, чем казанцы, хотя все они являются гражданами одной страны». Так, цена пересылки простого письма массой до 20 г «отправлением первого класса» из Казани в Уфу составляла 23,6 рубля, а при отправке из Уфы в Казань оно стоило уже дороже - 25,96 рублей. В итоге УФАС, сочтя установленные почтой России тарифы экономически и технологически необоснованными, наложило на компанию «оборотный» штраф в размере 9,38 млн. рублей. Кроме того, предписало нарушение устранить, а именно установить на отправления первого класса единый тариф.

С ОБВИНЕНИЯМИ НЕ СОГЛАСНЫ!

«Почта России» обжаловала в Арбитражном суде Татарстана как решение и предписание УФАС, так и постановление о наложении штрафа. Как вчера сообщила суду представитель компании Виктория Шарко, антимонопольная служба провела анализ рынка, который и был положен в основу ее решения. К данному отчету у компании нашлась масса претензий. В частности, представитель «Почты России» отметила, что УФАС направило запросы в адрес организаций, предоставляющих услуги экспресс-доставки. «В отчете упоминаются семь компаний, тогда как на сайте Роскомнадзора содержатся сведения более чем о 120 лицензиатах. Кроме того, несмотря на то что такие компании, как «ЕМС Гарантпост» и «Армадилло. Бизнес. Посылка», имеют лицензии, действующие на всей территории РФ, антимонопольная служба пришла к выводу, что конкурентом «Почты России» может являться только один «ЕМС Гарантпост», - подчеркнула она.

Сомнение «Почты России», по словам ее представителя, вызвало также исследование ценообразования на услуги экспресс-доставки: «Учитывая, что отчет был составлен в августе 2011 года, мы считаем, что УФАС должен был проводить ретроспективные исследования». Шарко рассказала, что «антимонопольная служба выбрала всего шесть маршрутов для отправлений первого класса, исследовав которые, она сделала вывод, что «Почта России» доминирует на всей территории РФ, а все пересылки из разных населенных пунктов являются одним товаром, на который должна быть установлена единая цена».

Между тем, по словам Шарко, отсылка отправлений первого класса из разных тарифных зон в разные населенные пункты «не является одним и тем же товаром» - «кроме принципиально разной способности этих отправлений удовлетворить потребности конкретного клиента, они отличаются и с точки зрения операций, которые должна совершить «Почта России». Представитель почтового оператора обратила внимание на то, что «деление на тарифные зоны соответствует сложившейся практике хозяйственной деятельности предприятий, оказывающих услуги на обширной территории. Оно экономически целесообразно, поскольку существенно отличаются как сама технология услуги, так и ее издержки». В подтверждение своей правоты она предоставила данные о тарифах других компаний, оказывающих сходные услуги. В том числе «ЕМС-Гарантпост», имеющего шесть тарифных зон. «Антимонопольная служба необоснованно видит только один вариант развития событий – установить единую цену на услугу. По-видимому, она проводит аналогию с общедоступными услугами связи. На них у нас в настоящее время действует единый тариф. Но так было не всегда», - сказала в заключение Шарко.

В целом из ее выступления можно сделать вывод, что подопечные Груничева не особенно вникали в экономику и ценообразование «Почты России», составив дело за короткий срок и на скорую руку.

ДЛЯ УФАС ЗАКОН НЕ ПИСАН?

В отличие от антимонопольщиков, судья Арбитражного суда Татарстана Роман Воробьев внимательно изучил все нюансы и не поленился вникнуть в тонкости бизнес-модели почтового оператора. В итоге заявление «Почты России» было удовлетворено, решение и предписание УФАС признаны незаконными, а штраф отменен. При этом Воробьев отметил, что действия антимонопольщиков не соответствуют федеральному закону «О защите конкуренции». В каком-то смысле получилось, что сотрудники татарстанского УФАС сами же нарушили закон, соблюдение которого они должны требовать от участников рынка!

Впрочем, антимонопольщики сдаваться не собираются. Представитель УФАС Кадрия Муратова, которая вчера поддерживала позицию антимонопольной службы в суде, сказала газете «БИЗНЕС Online», что данное решение будет обжаловано. «Если понадобится, дойдем до Высшего арбитражного суда России», - заявила она.