Фестиваль «Денис Мацуев у друзей», уже десятый по счету, два вечера подряд радовал казанских меломанов на сцене ГБКЗ им. СайдашеваФото: ГАСО РТ

«Классическая музыка требует изучения и постижения»

Фестиваль «Денис Мацуев у друзей», уже десятый по счету, два вечера подряд радовал казанских меломанов на сцене ГБКЗ им. Сайдашева. Без совместного проекта знаменитого пианиста Дениса Мацуева и художественного руководителя Государственного академического симфонического оркестра Татарстана Александра Сладковского нынче афишу концертного сезона ГАСО РТ сложно представить.

Первый день фестиваля был посвящен творчеству Сергея Прокофьева. Мацуев и «татарстанские симфоники» открыли вечер Концертом №3 для фортепиано с оркестром. Во втором отделении прозвучала четырехчастная Симфония №3, считающаяся одним из ярчайших произведений трагедийного симфонизма.

За дирижерским пультом ГАСО РТ оба вечера был заслуженный артист России Юрий Ткаченко, который уже имеет опыт работы с симфоническим оркестром Татарстана, в 2021 году он выступал с победителями международного конкурса молодых пианистов Grand Piano Competition на фестивале «Белая сирень». В разговоре с «БИЗНЕС Online» он рассказал, что дебютировать на фесте «Денис Мацуев у друзей» ему было очень интересно из-за разнообразной и сложной программы. «Доставляет удовольствие, что Прокофьева публика поняла и сильно аплодировала после симфонии, — поделился дирижер и попытался объяснить, в чем сложность восприятия музыкального наследия русского композитора. — Как вы считаете, золото может просто валяться на земле? Нет. Для того чтобы понимать эту философию, есть замечательный психологический термин „апперцепция“ — это зависимость восприятия. Например, вы знаете китайский язык, и, если кто-то говорит на китайском, вы понимаете его, а для другого это набор фонетики. Точно так же классическая музыка требует изучения и постижения. Когда человек постигает ее, для него открывается новый мир, новое понимание, новые ощущения, и он видит ту красоту, которую, может быть, обычный человек и не видит. Я думаю, что композитор непрост в понимании, но обладает огромным обаянием и теплом, и он согреет того, кто его поймет».

Что касается сотрудничества с Мацуевым, то Ткаченко назвал его гениальным пианистом с абсолютной памятью, огромным обаянием, теплотой и энергетикой. «Я очень счастлив и горд тем, что мы можем сотрудничать и что с таким величайшим музыкантом выступаю в паре. Мне это почетно и интересно, потому что это уникально», — подытожил наш собеседник.

За дирижерским пультом ГАСО РТ оба вечера был заслуженный артист России Юрий Ткаченко, который уже имеет опыт работы с симфоническим оркестром ТатарстанаФото: ГАСО РТ

Симфония под бит рингтона Nokia

Второй день фестиваля оказался еще более насыщенным. Утром Мацуев в компании народного артиста России, худрука МХТ им. Чехова Константина Хабенского и мэра Казани Ильсура Метшина открыл после капремонта детскую музыкальную школу №1 им. Чайковского. Во время экскурсии по учебному заведению звездная делегация попала в музей, где центральное место отдано роялю, на котором, по легенде, играл великий Сергей Рахманинов. Мацуев не смог отказать себе в удовольствии исполнить небольшую музыкальную композицию за «историческим» инструментом.

Ильсур Метшин: «Кроме меня, еще и Бах без нот играл?»

До вечернего выступления с ГАСО РТ пианист еще и принял участие в концерте стипендиатов благотворительного фонда «Новые имена», президентом которого он является. Кстати, в этом году список стипендиатов пополнили воспитанники музыкальной школы при Казанской госконсерватории им. Жиганова Айдар Сафин (кларнет) и Ильназ Нуреев (скрипка), а также Дмитрий Овсянников (гитара) из детской музыкальной школы №11.  

Вечером же творческий бомонд столицы собрался в ГБКЗ им. Сайдашева, где звучали произведения Ференца Листа и Людвига ван Бетховена. Мацуева публика приветствовала бурными овациями, хотя он даже не успел сесть за фортепиано. Но стоило музыканту прикоснуться к клавишам, как зал смолк и пытался уследить за виртуозным движением его рук. Он играл Концерт №1 Листа, который переливался от воинственных фанфар в лирику. Затем прозвучал Концерт №2 все того же знаменитого венгерского композитора XIX века, считающийся структурно неоднозначным. То есть может показаться, что исполняется несколько разных композиций, не связанных между собой. Но эта метаморфоза вполне оправдана целью самого автора, который объединил разные темы одним мелодическим источником. Музыка, которая с каждой нотой становилась все оживленнее и торжественнее, как будто только задорила Мацуева играть еще более пылко и эмоционально, в общем, в свойственной ему манере. Зритель такую отдачу оценил и щедро наградил солиста аплодисментами и криками «Браво!».

Мацуев после основной программы дважды сыграл на бис. В частности, его выбор пал на хрестоматийную «В пещере горного короля» Эдварда Грига. Однако как зрителей, так и оркестрантов ждал небольшой сюрприз — пианист начал импровизировать и вплел в классическую музыку рингтон телефона Nokia. Но это, кажется, было сделано непроста — весь концерт чей-то смартфон то и дело разрывался от звонков, мешая музыкантам. Поэтому тонкий троллинг от знаменитого пианиста выглядел талантливо и уместно.

После антракта маэстро Ткаченко и «татарстанские симфоники» исполнили Симфонию №3 «Героическую» Бетховена. После концерта дирижер сказал нашему корреспонденту, что с удовольствием рассмотрит предложения о дальнейшем сотрудничестве с ГАСО РТ. «У вас не просто блестящий коллектив. Он достояние не только республики, а страны. В двойку-тройку лучших оркестров страны входит. Исполнительский уровень один из лучших в стране — выучка, мастерство, класс, исполнительская планка. Я хочу сказать — берегите это достояние и берегите Александра Сладковского», — заявил Ткаченко.

А напоследок наш собеседник сказал и несколько добрых слов в адрес казанского зрителя, назвав его профессиональным. «У меня были сомнения — уйдет ли часть публики после Дениса Мацуева… Но она осталась и стоя аплодировала. Это показатель того, что мы говорим на одном языке, у нас одни биения и они наложились, как в физике», — резюмировал дирижер.