В деловых кругах новый законопроект уже назвали механизмом по созданию монополии на рынке наружной рекламы В деловых кругах новый законопроект уже назвали механизмом по созданию монополии на рынке наружной рекламы Фото: «БИЗНЕС Online»

Что может убить отрасль

«Мы понимаем, что контроль необходим, но не хотим, чтобы нами управляла частная лавочка», — говорил накануне директор медиагруппы «РИМ» Илья Фомин, выступая на круглом столе в Госдуме. Встречу с представителями рекламной отрасли организовала фракция ЛДПР. Правда, мероприятие прошло камерно: проблемы решился обсудить только депутат Госдумы Андрей Луговой. Один из вопросов касался законопроекта о создании единого оператора цифровой рекламы, который в июле этого года был принят депутатами Госдумы в первом чтении, но вызвал в отрасли бурю возмущения.

Напомним, в случае принятия поправок к закону о рекламе в России появится единый оператор цифровой рекламы. Он будет единолично контролировать установку и содержание всех цифровых рекламных конструкций, размещение электронных объявлений граждан на сайтах. Инициатор поправок — депутат «Единой России» от Новгородской области Артем Кирьянов. По его задумке, новый законопроект поможет усилить контроль за рекламой в целях предотвращения распространения недостоверной информации и поспособствует защите «национальных интересов России».

Предполагается, что выбирать единого оператора цифровой рекламы будет правительство страны. Согласно критериям, которые прописаны в законопроекте, им сможет стать российское юридическое лицо, которое не находится под контролем иностранного государства, является системообразующей организацией российской экономики, осуществляет деятельность рекламных агентств, владеет собственными цифровыми рекламными конструкциями. В конечном счете единый оператор цифровой рекламы будет обладать эксклюзивным правом размещения рекламы через свое программное обеспечение на всех рекламных конструкциях, принадлежащих другим операторам рекламы. Он также будет определять схему размещения рекламы — ее вид и местоположение. В тех случаях, когда реклама размещается на земельных участках, зданиях, транспорте, находящихся в государственной или муниципальной собственности, оператор сможет заключать соглашение на 30 лет без проведения торгов. Прочие операторы по-прежнему будут обязаны участвовать в торгах за право на установку конструкций на срок не более 10 лет.

В деловых кругах новый законопроект уже назвали механизмом по созданию монополии на рынке наружной рекламы. На данный момент прописанным в инициативе требованиям к единому оператору соответствует только одна компания — Russ Outdoor, — занимающая 22% рынка наружной рекламы страны. Ее бенефициары — братья Леван и Роберт Мирзояны, а также депутат Госдумы от фракции «Единая Россия» Бекхан Барахоев.

«Давайте подождем, пока нам флешку со свастикой воткнут!»: как в Госдуме продавливали рекламную монополию

Как отметил Фомин, союз операторов наружной рекламы включает 438 компаний из 217 городов — это 68% рынка. Он подчеркнул, что еще недавно отрасль была разобщенной и насчитывала около 3 тыс. предприятий, которые конкурировали между собой на торгах, однако инициатива Кирьянова вынудила сплотиться. «Закон убивает отрасль. Это произойдет в момент принятия инициативы, а не когда-то в будущем», — уверен Фомин.

Комарова добавила, что рынок наружной рекламы не из робкого десятка — в 2021 году он насчитывал 45 млрд руб. Однако если раньше отрасли удавалось решать свои проблемы самостоятельно, то с оттоком зарубежных клиентов все стало куда сложнее Комарова добавила, что рынок наружной рекламы не из робкого десятка — в 2021 году он насчитывал 45 млрд рублей. Однако если раньше отрасли удавалось решать свои проблемы самостоятельно, то с оттоком зарубежных клиентов все стало куда сложнее Фото:  Максим Стулов/«Ведомости»/ТАСС

Автор инициативы скрывается от отраслевой общественности?

Пока законопроект не принят, члены союза операторов наружной рекламы занимаются работой на местах. С первого съезда в августе организация провела круглые столы в регионах. «Мы ведем консультацию депутатов относительно того, как можно было бы изменить законопроект, чтобы он соответствовал чаяниям отрасли и регионов, — рассказал „БИЗНЕС Online“ Фомин. — Текущая версия инициативы не только ущемляет операторов — она забирает полномочия и у регионов, которые должны отвечать за землю». Он также уточнил: несмотря на то что пока обсуждения поправок к законопроекту еще не было, в отрасли преобладают позитивные настроения. «Внутри обсуждаемого законопроекта есть здравая суть, логичная государственная идея, которая была исковеркана в угоду частной компании. Непонятно, для чего и как это могло произойти», — посетовал директор медиагруппы «РИМ».

«Негативные отзывы на законопроект оставляли все партии и деловые сообщества: РСПП, Торгово-промышленная палата, „Деловая Россия“», — вторила ему во время круглого стола генеральный директор компании Gallery Мария Комарова. По ее сведениям, даже депутаты «Единой России» в регионах выступали против законопроекта в его текущей редакции.

Минниханов, защити: операторы наружки создали союз против рекламной монополии

В ходе дальнейшей беседы Луговой поинтересовался, какими экономическими успехами может похвастаться отрасль на фоне сложной ситуации. «В целом у нас были провальные лето, начало весны, когда все рекламодатели разбредались. Осенью ситуация улучшается», — заметил на это Фомин. Комарова добавила, что рынок наружной рекламы не из робкого десятка — в 2021 году он насчитывал 45 млрд рублей. Однако если раньше отрасли удавалось решать свои проблемы самостоятельно, то с оттоком зарубежных клиентов все стало куда сложнее. «Реклама — отражение экономических процессов. Сейчас мы в ожидании того, как все будет складывать в экономике. Придут ли к нам бренды из дружественных стран — Индии и Китая. Пока все на уровне диалогов», — заметила она. Многое для рекламщиков сегодня также зависит от импортозамещения в потребительском секторе. Как сообщила генеральный директор компании Gallery, вопрос прорабатывается совместно с минпромторгом РФ. Когда Луговой попытался уточнить, с кем этот вопрос обсуждался раньше, все присутствующие улыбнулись, заявив в один голос: «А до февраля у нас не было необходимости что-то решать».

В текущей ситуации не каждая крупная компания готова строить далеко идущие планы и браться за новые проекты. На вопрос депутата ЛДПР о том, планируют ли операторы заходить на новые территории (ЛНР, ДНР, Запорожская и Херсонская области), Фомин лишь отметил, что ключевые игроки уже второй месяц «на паузе». Во многом этому способствует и новый законопроект. «Нет ощущения, что все хорошо. Мы верим в здравое: не может в государстве быть принят антигосударственный закон, когда об этом говорят все. При этом мы в отрасли обязаны оценивать риски», — уточнил директор медиагруппы «РИМ».

Любопытно, что автор инициативы так и не вышел на связь с озабоченными участниками союза операторов наружной рекламы. «Господина Кирьянова зовут на все мероприятия, которые проводятся. Он на них систематически не приходит, не отвечает. У меня была единственная возможность пересечься с ним в эфире РБК — было всего три минуты, чтобы задать какой-то вопрос», — рассказал Фомин корреспонденту «БИЗНЕС Online».

Луговой пообещал обсудить вопрос с однопартийцами и предложить свои идеи ближе к Новому году.