Леонид Якунин: «В бюджете на трехлетний период предусмотрено сохранение налоговых льгот, введение новых налоговых режимов» Леонид Якунин: «В бюджете на трехлетний период предусмотрено сохранение налоговых льгот, введение новых налоговых режимов» Фото: gossov.tatarstan.ru

Что с розничной торговлей и АПК?

В Госсовете РТ продолжается препарирование проекта бюджета Татарстана на 2023-й и плановый период 2024 и 2025 годов. Вчера документ в очередной раз разбирали на заседании комитета по бюджету, налогам и финансам. Депутатам предстояло принять сводное заключение по законопроекту, с тем чтобы 20 октября вынести его на первое чтение в рамках сессии ГС РТ. «В бюджете на трехлетний период предусмотрено сохранение налоговых льгот, введение новых налоговых режимов. Надо быть готовыми широкомасштабно проводить мероприятия по оптимизации расходов с учетом действующих санкционных ограничений за счет собственных источников доходов бюджета», — напутствовал председатель комитета Леонид Якунин.

Представитель КПРФ, депутат Фадбир Сафин (в центре) указал на то, что Татарстан — богатый регион, но по уровню зарплат и пенсий далеко не в топе страны Представитель КПРФ, депутат Фадбир Сафин (в центре), указал на то, что Татарстан — богатый регион, но по уровню зарплат и пенсий далеко не в топе страны Фото: gossov.tatarstan.ru

Как и неделю назад, на «преднулевом» чтении с докладами выступили замминистра экономики РТ Олег Пелевин и министр финансов Татарстана Радик Гайзатуллин. Вчера вопросов к ним было больше. Представитель КПРФ, депутат Фадбир Сафин, указал на то, что Татарстан — богатый регион, но по уровню зарплат и пенсий далеко не в топе страны. «Чем это объясняется вообще?» — снова поинтересовался он. Пелевин посоветовал сравнивать Татарстан не с Москвой или северными регионами, а с соседями по ПФО. «Что касается ПФО, у нас заработная плата на первом месте», — заявил чиновник. Он заверил, что не видит здесь негативных факторов, наоборот, «динамика есть и достаточно хорошая». 

«Бюджет оторван от реальности! Как будто вчера узнали о санкциях и военной операции!»

Депутата Геннадия Глушкова интересовало, куда пропали из доклада о социально-экономическом развитии региона прогнозные значения стоимости нефти и доллара. Пелевин пояснил, что сценарные условия — задача федерального уровня, а региональное минэкономики ориентировалось в первую очередь на «планы и прогнозы татарстанских предприятий».

Поинтересовались у Пелевина и тем, почему снизилась розничная торговля (а на 2023-й минэкономики закладывает рост) и в будущем году министерство видит снижение темпов роста по АПК. Замминистра отметил, что на снижение розничной торговли оказали влияние санкции — дескать, меньше покупали товаров импортного производства, например, серьезно снизилась продажа автомобилей. Что касается темпов роста АПК, то в следующем году планируется 101,8%. Такой план ставится в соответствии с установленной госпрограммой развития сельского хозяйства и планируется, исходя из десятилетних периодов. «Почему снижение темпов? В этом году у нас очень хороший урожай, даже больше, чем хороший. И темпы роста в 101,8 процента при текущих хороших показателях — это достаточно хорошие данные», — констатировал Пелевин.

Радик Гайзатуллин: «Мы смогли исключить „Татнефть“ из числа таких консолидированных групп [налогоплательщиков]. Если закон в такой редакции пройдет, то „Татнефть“ будет платить налоги в татарстанский бюджет» Радик Гайзатуллин: «Мы смогли исключить «Татнефть» из числа таких консолидированных групп [налогоплательщиков]. Если закон в такой редакции пройдет, то «Татнефть» будет платить налоги в татарстанский бюджет» Фото: gossov.tatarstan.ru

Отмена КНГ грозит съест 7,5 млрд из бюджета республики?

К Гайзатуллину вопросы оказались более острые. Якунина, например, интересовали изменения в проект федерального закона по бюджету, а именно — отмена уплаты налогов консолидированными группами налогоплательщиков (КГН): «Как это отражается на республике? У нас зарегистрировано около 10 или более таких групп. В плюсе или минусе мы?»

КГН — это добровольные объединения организаций, которые создавались  для уплаты налога на прибыль с совокупного финансового результата всей группы. В России зарегистрировано более 15 консолидированных групп налогоплательщиков, в числе которых «Роснефть», «Северсталь», «Газпром», «Лукойл», «Новатэк» и «Мечел». Сейчас действует мораторий на создание новых КГН и включение в действующие консолидированные группы других участников.

Главная причина отмены КГН — намерение обеспечить равные налоговые условия для крупного и среднего бизнеса и улучшить ситуацию с получением налога на прибыль для регионов страны. Как поясняли в минфине России в 2018 году, основная проблема такого подхода была в том, что в рамках КГН можно засчитывать убытки: проводились расчеты, которые показали, что в результате образования КГН у бизнеса произошла экономия налога на прибыль. По разным оценкам, субъекты теряли на этом от 50 млрд до 100 млрд рублей в год. Расформирование КГН лишит компании возможности засчитывать убытки одной организации против прибыли другой в рамках больших холдингов. Регионы от этого выиграют.

Гайзатуллин подтвердил: в Татарстане — 10 таких групп налогоплательщиков, 9 из которых — межрегиональные игроки, 10-я — «Татнефть». «Основной объем у нас платит „Газпром“, там большие суммы. По нашим расчетам, если эти группы [компаний] будут выплачивать [налоги] в тех местах только, не по регионам, то мы потеряем порядка 7,5 миллиарда рублей», — сообщил Гайзатуллин. Но добавил, что минфин России разработал методику и уже внес проект закона, по которому платежи консолидированных групп будут централизованно «оседать» в минфине России и по определенным коэффициентам распределяться по регионам. «Единственное — мы смогли исключить „Татнефть“ из числа таких консолидированных групп [налогоплательщиков]. Если закон в такой редакции пройдет, то „Татнефть“ будет платить налоги в татарстанский бюджет. Что касается других КГН, то в каком объеме и сколько поступит с них [налоговых отчислений в бюджет Татарстана], мы увидим только в следующем году. Но в минфине России говорят, что потерь для регионального бюджета не будет», — детально объяснил Гайзатуллин.

Отдельно депутаты остановились на вопросе финансирования охраны общеобразовательных учреждений. «Все объемы, прописанные в нормативно-правовых актах, в бюджете учтены», — подчеркнул Гайзатуллин, отвечая на вопрос Сафина. По запросу «БИЗНЕС Online» минфин предоставил конкретные цифры. Так, в проектах бюджета Татарстана и бюджетов муниципальных образований на будущий год заложили 1,44 млрд рублей на обеспечение охраны школ частными охранными предприятиями (на государственные образовательные организации заложили 128,2 млн, на муниципальные — 1,14 млрд рублей).

После бюджета члены комитета и экспертного совета поговорили о «социалке» — с докладом о бюджете территориального фонда ОМС на 2023 год выступила директор ТФОМС Алсу Мифтахова После бюджета члены комитета и экспертного совета поговорили о «социалке» — с докладом о бюджете территориального фонда ОМС на 2023 год выступила директор ТФОМС Алсу Мифтахова Фото: gossov.tatarstan.ru

Указать минздраву на ошибки

После бюджета члены комитета и экспертного совета поговорили о «социалке» — с докладом о бюджете территориального фонда ОМС на 2023 год выступила директор ТФОМС Алсу Мифтахова. В отличие от регионального, бюджет ТФОМС на 2023–2025 годы планируется бездефицитным: в 2023-м, например, доходы составят 67,3 млрд рублей, столько же — расходы. И это несмотря на то что почти по всем видам медпомощи заложен рост тарифов. Документ также подготовлен к первому чтению.

Больше всего депутатов заинтересовала судьба пилотного проекта помощи пожилым. В 2020 году Татарстан был выбран одним из 19 регионов для обкатки программы по вовлечению частных медицинских организаций в оказание медико-социальных услуг гражданам в возрасте 65 лет и старше. Как рассказала замминистра труда, занятости и социальной защиты РТ Юлия Абдреева, за три года (2020–2022) в проект включилось 10 платных клиник, которые взяли под патронаж 674 человека. Работу «частников» оплачивали из средств федерального бюджета, общий объем финансирования в 2020–2023 годах —  83,3 млн рублей. По оценке Абдреевой, проект понравился пожилым. Раз в неделю к бабушкам и дедушкам на дом приезжали врачи частных клиник, измеряли давление, проводили вакцинацию, чистили стомы, обрабатывали пролежни маломобильным пациентам и многое другое. Как следствие — такие пациенты почти не обращались в госклиники, их вопросы и жалобы предупреждались таким еженедельным мониторингом.

Как рассказала замминистра труда, занятости и социальной защиты РТ Юлия Абдреева, за три года (2020-й-2022-й) в проект [помощи пожилым] включились 10 платных клиник, которые взяли под патронаж 674 человека Как рассказала замминистра труда, занятости и социальной защиты РТ Юлия Абдреева, за три года (2020–2022) в проект [помощи пожилым] включилось 10 платных клиник, которые взяли под патронаж 674 человека Фото: gossov.tatarstan.ru

Однако проект завершается 1 июля 2023 года, констатировала Абдреева. Денег на его дальнейшую реализацию в бюджете РФ не предусмотрено. Чиновница поспешила успокоить, что 65% граждан, которые сейчас под «пилотным» патронажем, и так находятся на надомном соцобслуживании. «Их будут дальше вести уже соцработники из комплексных центров соцобслуживания», — пообещала Абдреева.

Депутат Леонид Барышев обратил внимание на нисходящую статистику по проекту: в 2020 году под патронаж были взяты 360 граждан, в 2021-м — 217, в 2022-м — всего 97. «Можно предположить, что в 2023-м будет ноль», — заявил он. Барышев сообщил, что активнее всех поработала «Татнефть», клиники которой приняли на обслуживание более 70% вышеуказанных граждан. «Остальные частные клиники, видимо, поучаствовали, и им не понравилось, — предположил он и уточнил: — Есть выводы, почему падает количество обращений?» Абдреева ответила, что минтруд вынужден сокращать количество людей из-за снижения финансирования проекта. «Я об этом и говорю, — включился в обсуждение депутат Госдумы, член комитета по бюджету и налогам Айрат Фаррахов. — Я ожидал, вы скажете, что вам нужна эта программа. Если вы считаете, что ее не нужно сворачивать, мы можем поправить минздрав, даже знаем, как это сделать».

Барышев уверен, что камнем преткновения стали тарифы, которые не индексировали на протяжении трех лет: «Обратите внимание, в 2022 году всего два центра заявились на оказание таких услуг! Начали очень бодро, закончили за упокой. Весь вопрос в том, что идет удорожание медикаментов, услуг, зарплат, а тарифы, которые были утверждены еще в 2020 году, не менялись. Вот и весь секрет». Абдреева пообещала подготовить обращение в федеральный центр с учетом замечаний депутатов, вопрос взял в работу Фаррахов.