Появление новых песен Земфиры Рамазановой — это всегда музыкальное событие. Причем сегодня оно интригует еще больше Появление новых песен Земфиры Рамазановой — это всегда музыкальное событие. Причем сегодня оно интригует еще больше Фото: «БИЗНЕС Online»

Земфира и племянник

Появление новых песен Земфиры Рамазановой — это всегда музыкальное событие. Причем сегодня оно интригует еще больше. Напомним, певица этой зимой не стала отменять концерты, запланированные на 24 и 26 февраля в московском Music Media Dome (билеты на которые несколькими месяцами раньше разлетелись за два дня), но после них уехала из страны и с тех пор в России больше не выступала.

А в ночь с пятницы на субботу на стриминговых сервисах появился мини-альбом под названием «Земфира от Луки». В него вошло четыре трека: II, «Время не щадит», «Апероль» и «Мой друг». Впрочем, если кто-то ждал от одного из главных поп-артистов страны яркого высказывания по актуальной политической повестке, его ждало разочарование. Не секрет, что Земфира не поддержала СВО на Украине, чем и объясняется ее эмиграция, однако новые песни — это скорее переживания маленького человека относительно трагических событий, которые его окружают и на которые он не в состоянии повлиять. «Города горят без остановки, все боятся красной кнопки», — редкие строчки из «Земфиры от Луки», непосредственно относящиеся к текущей реальности.

Сама певица дала в эти выходные концерт в кипрском Лимасоле, так началось мировое турне Земфиры, в афише которого Лондон, Париж, Вена, Прага, Тель-Авив, Стамбул и еще ряд европейских городов.

Амбициозное название «Земфира от Луки» объясняется очень просто: звезда российской музыки на этом альбоме работала вместе со своим племянником Артуром Рамазановым-Остапенко по прозвищу Лука, с которым в свое время сотрудничала на проекте The Uchpochmack. Лука записал часть музыкальных партий, участвовал в продюсировании мини-альбома Земфиры, стал автором песни «Время не щадит» и написал музыку для композиции «Апероль».

Впрочем, известного музыкального критика Олега Кармунина такая коллаборация не впечатлила. Он и вовсе считает, что в столь непростые времена «Земфира выбрала самые неподходящие слова в виде песен», написал он в рецензии для Forbes. «БИЗНЕС Online» обсудил с Кармуниным, что не так с новыми творениями Земфиры и почему, несмотря ни на что, каждая ее последующая работа будет продолжать вызывать неподдельные интерес и резонанс.


«Какая-то нечуткость к ситуации, непонимание того, что происходит»

― Олег, вы критически высказались о «Земфире от Луки». Но, согласно вашим суждениям, получается, что Земфира очень много чего и кому «должна». «Должна» фанатам «Ромашек» оптимистичные песни, «должна» Родине уместные метафоры. Разве это не естественно, что в темные времена, если человек так их воспринимает, он уходит в себя и находит новые способы выражать свою боль? 

― Я не увидел в этих песнях выражения боли. Если говорить о материале (для Forbes — прим. ред.), то я просто решил его так развернуть. Можно было сказать, что в принципе альбом нормальный, сгодится. Но я решил так не писать, времена не те. Какой смысл говорить, что это какая-то обыкновенная музыка? Реально, там ничего особенного нет.

За Земфирой закрепилось негативное поведение по отношению к слушателям, поклонникам, случайным людям, которых она походя оскорбляет. И мне показалось интересным поговорить, насколько она нечуткая. 25 февраля, в разгар страшнейших боевых действий, она написала: «Я дико профессиональный человек». (25 февраля в соцсетях певица написала: «…С тех пор я прошла длинный путь. я все знаю про себя‚ знаю, что я дико профессиональный человек и равных мне в профессионализме в принципе никого нет. Я прошу прощения у коллег, но это правда. Я постоянно прогрессирую, моя степень критичности увеличивается‚ характер ухудшается‚ я становлюсь злее и жестче». Позже она удалила пост. — прим. ред.) Люди этого уже не помнят и говорят мне: «Почему ты критикуешь человека, выступающего против военных действий?» Но 25 февраля она говорила не об этом, а писала, каким является профессионалом. Я просто хочу напомнить людям, что Земфира не чуткий к людским проявлениям и проблемам человек. И новый альбом лишний раз это доказывает. Какая-то нечуткость к ситуации, непонимание того, что происходит, — оно в альбоме есть, я это услышал.

― На результат повлияло то, что Земфира уехала из России? 

― Эмиграция на всех влияет. Люди, которые уезжают, находятся в своей информационной среде. Я это замечаю по своим знакомым, которые уехали, — они резко начинают по-другому смотреть на мир. Они ежедневно просыпаются и читают новости из определенных источников. Я же не люблю читать новости, изолируюсь. Стараюсь жить своими проектами, не связанными с новостями и политикой. Те люди, которые в России тоже занимались творческими проектами, не связанными с политикой, переезжая в другую страну, например в Казахстан, который боевых действий не ведет, тут же погружаются в политическую историю и начинают мне писать политически заряженные вещи. Это происходит со многими эмигрантами, и Земфира не исключение. 

― Каким вам показался музыкальный материал на «Земфире от Луки»?

― Эксперименты Земфиры на этом альбоме, какие-то трехсекундные запилы на синтезаторе или шумовые элементы в треках... Не знаю, на кого это может произвести впечатление. Может быть, на человека, который всю жизнь слушал «Короля и Шута». Но это же не поклонники Земфиры.

А так, электроника у нее была чуть ли не с самого начала. Вспомнить, хотя бы, что Игорь Вдовин сделал на альбоме «Вендетта» огромное количество электроники. У Земфиры были самые разные эксперименты. Ее любимый музыкант — Том Йорк (лидер Radiohead — прим. ред.), который бесконечно экспериментировал и выдавал такие прогрессивные музыкальные находки, что все сходили с ума от того, насколько это смело и здорово.

Я всегда недоумевал и спрашивал: почему Земфира не способна на подобные эксперименты? Почему остается в парадигме русского рока формата «Нашего радио»? Она достойна большего. У нее на первом альбоме больший разброс жанров, чем сейчас. Песня «Румба» (с альбома «Земфира» 1999 года — прим. ред.) — это же практически советская эстрада. Земфира гораздо больше, чем русский рок. У меня всегда вызывало недоумение, почему она заковала себя в один жанр «девушка с гитарой». Это уже неактуально. Может быть, это актуально для бывших поклонников, которые готовы слушать одно и то же. Но для музыкального мира это уже давно не несет никакого нового смысла.

«Пока не появилось новых имен, новых героев, Земфира будет жить, и мы будем разбирать ее альбомы» «Пока не появилось новых имен и героев, Земфира будет жить и мы будем разбирать ее альбомы» Фото: «БИЗНЕС Online»

«Земфира никуда не пропадет — мы за нее хватаемся как за последнюю соломинку»

― Лука — это псевдоним Артура Рамазанова-Остапенко, племянника Земфиры. Он записал часть музыкальных партий, участвовал в продюсировании альбома, стал автором песни «Время не щадит», написал музыку для композиции «Апероль». Насколько чувствуется его влияние в «Земфире от Луки»?

― На музыкальных стримингах есть карточки артистов. Если ты подписан на Земфиру, тебе приходят уведомления от нее. А «Земфира от Луки» — это новый артист, созданный во всех стриминговых сервисах. Тем, кто подписан на Земфиру, не приходит уведомление о появлении этого альбома. Это словно обнуление. Как будто певица завела себе новый аккаунт и отделила альбом от всего остального творчества.

Не знаю, насколько специально это сделано. Судя по альбому, в целом это та же самая Земфира, что и на альбоме «Бордерлайн» (7-й студийный альбом Земфиры, вышедший в феврале 2021 года — прим. ред.). Мы не слышим никакой разницы. Это не проект Тома Йорка Atoms for Peace (супергруппа, сформированная в конце 2009 года из самого лидера Radiohead, а также музыкантов Red Hot Chili Peppers, R. E. M. и др., — прим. ред.). Это не принципиально новое творчество, а то же самое, что и было. Земфира и есть Земфира, будь хоть она от Луки или Ренаты Литвиновой. Какая разница? Просто она решила себя программно отделить от всего остального. Но, возможно, это сделано просто так, для красоты, и не имеет большого значения.


― Закат Земфиры пророчат уже много лет, но еще в феврале ее концерты в Москве (последние на данный момент в России) собирали аншлаги. По-вашему, действительно ли она закончилась как актуальный артист?

― Земфира никуда не пропадет — мы за нее хватаемся как за последнюю соломинку. Она спасает своей величиной, потому что у нас больше никого нет и не предвидится. К ней можно относиться по-разному (вот я решил в этот раз покритиковать), но кроме Земфиры и еще трех людей у нас нет никого. Это грустно.

Вспоминаются времена советского рока: Виктор Цой, Майк Науменко, Борис Гребенщиков, Жанна Агузарова. Конец Советского Союза — это бесконечное количество имен, бесконечное разнообразие. Юрий Шатунов, «Ласковый май», Юрий Лоза, Юрий Шевчук, «Звуки Му» — можно перечислять бесконечно. Это величайшие имена до сих пор. А мы сегодня обсуждаем четырех людей — Филиппа Киркорова, Аллу Пугачеву, Oxxxymiron* (Мирон Федоров*) и Земфиру. И когда один из них выпускает альбом, мы о нем говорим. В такой ситуации не может быть и речи о том, что Земфира куда-то пропадает. Пока не появилось новых имен и героев, Земфира будет жить и мы будем разбирать ее альбомы.

Судя по активности журналистов, у нас в стране проблема — абсолютный кризис больших имен, которые хочется обсуждать. В Америке, куда ни плюнь, везде какая-то звезда — музыкальная, голливудская. Обычно журналисты звонят мне по поводу «Евровидения», а тут по случаю выхода альбома Земфиры или Oxxxymiron* (Мирон Федоров*). Это единственное музыкальное событие! 

― Неужели Земфиру некому подвинуть? «Где та молодая шпана, что сотрет нас с лица земли?» ― хочется спросить вслед за одним из классиков русского рока.

― Помните, два года назад пришел Моргенштерн* (Алишер Моргенштерн*)? Все его обсуждали. Но новые герои одноразовые, их хватает на один сезон. Печальная история. Молодые люди не хотят много работать. Сейчас проще заработать деньги, не нужно постоянно работать. Можно выпустить успешный альбом, успешную песню и жить на авторские отчисления. Они просто перестают писать музыку, потому что им хватает денег с тех песен, которые они уже сочинили. Люди, конечно, что-то выпускают… Другое дело, как публика это слушает, обсуждает. Если вы посмотрите количество прослушиваний, то увидите, что новых песен в топе не будет — все слушают старенькое.