Затянувшаяся эпопея с регулированием движения электросамокатов в России кажется, близка к завершению Затянувшаяся эпопея с регулированием движения электросамокатов в России, кажется, близка к завершению

Власти спустя три года мучений утвердили ПДД для самокатов

Затянувшаяся эпопея с регулированием движения электросамокатов в России, кажется, близка к завершению. В пятницу правительство утвердило изменения в правила дорожного движения, которые в том числе касаются езды на электросамокатах. Отныне они получают новый статус — средства индивидуальной мобильности (СИМ). В эту категорию также войдут электроскейтборды, гироскутеры, сегвеи, моноколеса и другие аналогичные устройства. Заранее оговоримся, что новый статус не распространяется на обычные самокаты и роликовые коньки. Люди, использующие их, по-прежнему приравниваются к пешеходам.

Перемещаться на электросамокатах и других СИМах разрешается со скоростью не более 25 км/ч. По тротуарам, вело- и пешеходным дорожкам смогут ездить только электротранспорт массой не более 35 килограммов Появятся специальные дорожные знаки, которые будут разрешать, запрещать либо ограничивать перемещение такого транспорта в тех или иных зонах. Решение об установке знаков регионы будут принимать сами в зависимости «в зависимости от места и наличия дорожной инфраструктуры».

При совместном движении по тротуару у пешеходов (и, судя по всему, владельцев обычных самокатов и роликовых коньков) будет приоритет. «Водители средств индивидуальной мобильности должны будут рассчитывать свою скорость, исходя из этого приоритета. Для пересечения дороги по пешеходному переходу пользователям гироскутеров, сегвеев и аналогичных устройств необходимо будет спешиваться», — пояснили в кабмине.

По проезжей части разрешается двигаться на электросамокатах любой массы, главное — держаться правого края По проезжей части разрешается двигаться на электросамокатах любой массы, главное — держаться правого края

По проезжей части разрешается двигаться на электросамокатах любой массы, главное — держаться правого края. Более того, ехать по проезжей части смогут люди старше 14 лет. При этом нельзя выезжать на дороги, где максимальная скорость движения выше 60 км/ч и если есть альтернатива — велодорожка. Самокат или другое устройство, двигающееся по дороге, должны иметь тормозную систему и фары белого и красного цветов. Полностью запрещается движение, остановка и стоянка на направляющих островках и островках безопасности. Это должно улучшить видимость и повысить безопасность на дорогах, рассчитывают в правительстве.

«Пешеходы будут как кегли разлетаться»: федералы разрешат самокатчикам гонять на 25 км/ч?

Над нынешними изменениями в ПДД минтранс РФ и ГИБДД бились более трех лет. В сентябре 2021 года в правительстве представили финальную редакцию. Они вводили лимит скорости в 25 км/ч на тротуарах, велодорожках и обочинах дорог. На тот момент не было понятно, как будет контролироваться это ограничение. Ответа на этот вопрос нет и в сегодняшнем документе. Обсуждается вариант, при котором на всех ввозимых в страну и производимых на территории РФ электросамокатах будет использоваться программное обеспечение, которое само не даст разогнаться быстрее 25 км/ч, писал «Коммерсантъ». Также ничего не сказано об организации парковок электросамокатов: с учетом опыта Казани вопрос наиважнейший.

Пока документ с изменениями в ПДД не опубликован, но, согласно сообщению кабмина, он противоречит правилам работы кикшеринга, установленным в Казани. К примеру, в столице Татарстана самокатчикам вообще запрещено выезжать на дороги для автомобилей, а в некоторых местах (к примеру у школ) скорость принудительно ограничивается. Власти Санкт-Петербурга договорились с сервисами кикшеринга об ограничении скорости движения до 20 км/ч, а при поездках по тротуарам и местам скопления людей — до 15 км/ч. При этом в Казани удалось решить вопрос с организацией парковок для электросамокатов, однако и тут, судя по всему, все регулируется в ручном режиме. Минувшим летом корреспонденты «БИЗНЕС Online» обращали внимание на то, что некоторые парковки с разметкой сначала появлялись, а спустя некоторое время разметка исчезала.

Категорию электросамокатов «максимально упорядочим» до конца года, обещал в июне начальник главного управления по обеспечению безопасности дорожного движения МВД России генерал-лейтенант полиции Михаил Черников. Он признавал, что нарушения со стороны самокатчиков, в том числе — скоростного режима, тяжело фиксировать в режиме фото- и видеофиксации.

По словам Алены Сухаревской, самокаты Urent уже отвечают требованиям по максимальной скорости и весу По словам Алены Сухаревской, самокаты Urent уже отвечают требованиям по максимальной скорости и весу

Urent поправками в ПДД доволен

То, что электросамокаты получили статус средств индивидуальной мобильности в ПДД, — это позитивная новость, отметила в беседе с «БИЗНЕС Online» пресс-секретарь сервиса кикшеринга Urent Алена Сухаревская. Она подчеркнула, что ранее устройства относили к пешеходам и возникала серая зона, из-за которой региональные власти «по-разному трактовали средства мобильности». «Законодатели, в том числе мы, проделали большую работу по формулировке и формированию технических регламентов по электросамокатам в том виде, в котором сейчас это закрепилось в поправках. Правовое регулирование позволит все самокаты привести к единому виду, и это должно помочь внести регуляторную ясность. На данном этапе принятых правил достаточно», — отметила собеседница газеты.

По словам Сухаревской, самокаты Urent уже отвечают требованиям по максимальной скорости и весу. «Мы изначально понимали, что более тяжелые будут небезопасными. Поэтому поправки в правила дорожного движения на нас никак не отразятся, если только в позитивном ключе», — отметила она. «Мы верим, что поправки в ПДД позволят сделать использование электросамокатов безопаснее. Сейчас частные самокаты, в отличие от шеринговых, могут иметь бо́льшую скорость и массу, передвигаются они при этом так же, по тротуарам. Поправки к ПДД позволят все самокаты привести к единому виду, и это поможет внести ясность, какие устройства относятся к СИМам, а какие — к мопедам», — добавила Сухаревская. 

Судя по информации на сайте кабмина, новые ПДД не приведут к изменениям работы Whoosh, сообщил «БИЗНЕС Online» пресс-секретарь сервиса Денис Балакирев. «На этапе подготовки мы предоставили замечания, основанные на опыте работы сервиса. Насколько можно судить из опубликованной информации, наши пожелания были учтены», — сказал собеседник. Он отметил, что количество самокатов будет кратно расти и появление правового статуса и единых правил — долгожданное и важное событие.

«После вступления в силу поправок частные самокаты будут эксплуатироваться по таким же правилам. Думаем, это поможет снизить общую аварийность, так как статистика в отчете об аварийности МВД за первое полугодие 2022 года показывает, что в более чем двух третях (69,1 процента) инцидентов участвующие самокаты принадлежали физическим лицам и только оставшиеся 30,9 процента — сервисам кикшеринга», — сказал Балакирев. 

«Закон позволяет, а родители — нет? Это что у нас за прецедент такой?»

«Детей на дороги разрешили выпускать, что ли?» — удивленно переспросил корреспондента «БИЗНЕС Online» представитель федерации автомобилистов России в РТ Рамиль Хайруллин. Изменения в ПДД он воспринял отрицательно: по словам эксперта, дело даже не в возрасте, а в том, что по проезжей части должны двигаться люди, знакомые с ПДД. По словам Хайруллина, можно вообще рассмотреть вопрос введения экзамена по ПДД наподобие того, который был в СССР для велосипедистов. Тогда за отсутствие номерного знака и прав на вождение велосипеда сотрудники ГАИ могли конфисковать ТС.

Пункт об ограничении скорости Хайруллину тоже кажется недостаточно проработанным. «Кто за этим будет смотреть? Человек разогнался — за ним патруль поедет, что ли? Да и патрулей у нас нет, только камеры», — напомнил собеседник издания. Недостаточно вводить запреты, нужно разрабатывать способы контроля их соблюдения, отметил спикер. «Прокатчики могут программно ограничить скорость самокатов. А огромную часть личных СИМов как ограничить?» — добавил он.

Председатель межрегионального общественного движения за права пешеходов «Союз пешеходов» Владимир Соколов в беседе с «БИЗНЕС Online» признался, что еще не успел ознакомиться с новым документом, но видел подготовленный проект. «Тема ушла в последние 2–3 месяца со страниц прессы. А на самом деле по итогам июня у нас в 2 раза больше было количество погибших электросамокатчиков и наездов тоже в 2 раза больше, чем в прошлом году. При этом наезды на пешеходов на тротуарах, придомовых территориях и пешеходных зонах не считаются ДТП, поэтому такой статистики нет», — отметил он.

По словам Соколова, в законе должно быть предусмотрено, что здоровье и жизнь человека имеют преимущество перед интересами бизнеса и экономическими результатами хозяйственной деятельности субъектов. «А здесь все для того, чтобы можно было неограниченное количество электросамокатчиков запускать на дороги, тротуары. Поэтому ничего хорошего от этого не ожидаю. [Негативные] последствия очевидны», — указал собеседник издания. 

Отдельно он обратил внимание на возрастной барьер в 14 лет. «Если велодорожки нет, тротуар занят, нет обочины, то с 14 лет человек имеет право ездить по правой части дороги и даже обгонять таких же, как он. Это ребенок. Закон позволяет, а родители — нет? Это что у нас за прецедент такой?» — задавался вопросами он. И добавил, что один из членов совета по правам человека при президенте РФ после обращения опубликовал свое мнение, которое совпадает с мнением союза пешеходов. «Тем не менее интересы бизнеса оказались выше», — подчеркнул он.