Основанный еще в конце XIX века Станиславским и Немировичем-Данченко, МХТ — это традиционно россыпь актерских и режиссерских звезд, а также резонансных постановок Основанный еще в конце XIX века Станиславским и Немировичем-Данченко, МХТ — это традиционно россыпь актерских и режиссерских звезд, а также резонансных постановок Фото: Александра Иванишина и Екатерина Цветкова

1. В Казани — главный драматический театр страны

Самым ярким культурным событием октября-2022 в столице Татарстана обещают стать гастроли Московского художественного театра им. Чехова. Основанный еще в конце XIX века Станиславским и Немировичем-Данченко, МХТ — это традиционно россыпь актерских и режиссерских звезд, а также резонансных постановок. Вот и для культурных гурманов Казани каждое появление театра из Камергерского переулка Москвы — событие праздничное и далеко не рядовое. Пожалуй, самым яркими за последние годы были гастроли МХТ им. Чехова в 2010-м, приуроченные к 75-летию многолетнего худрука, великого Олега Табакова. Кстати, кого-то из героев спектаклей, приезжавших тогда в столицу РТ, вы увидите и сейчас. К примеру, в знаменитом «Гамлете» Юрия Бутусова 12 лет назад играли Константин Хабенский (Клавдий) и Михаил Трухин (Гамлет), а одну из главных ролей в кассовом суперхите режиссера Евгения Писарева «Примадонны» исполнял Юрий Чурсин.


2. Две новейшие премьеры МХТ

На этот раз москвичи везут два спектакля, которые покажут на двух разных площадках. 11 и 12 октября на основной сцене театра им. Камала будет идти «Сирано де Бержерак», «героическая комедия» по знаменитой пьесе Эдмона Ростана; 16 и 17 октября в театре им. Джалиля представят спектакль «Враки, или Завещание барона Мюнхгаузена» — «правдивую историю», в основе которой различные произведения, связанные с хрестоматийной фигурой барона фон Мюнхгаузена, впрочем представленного на сцене МХТ им. Чехова отнюдь не хрестоматийно. Объединяет эти постановки, помимо прочего, то, что они увидели свет в прошлом театральном сезоне (2021/2022), который стал для театра очень важным. Любопытно, но меньше чем через две недели после премьеры «Завещания барона Мюнхгаузена» в октябре 2021 года исполнитель заглавной роли в спектакле Хабенский стал художественным руководителем МХТ. Многие в театре восприняли это назначение с воодушевлением, знаменитого актера воспринимают как продолжателя традиций Табакова, который давал площадку в Камергерском переулке разным по стилистике режиссерам, готов был звать звездных артистов, пусть даже они не состояли в труппе, а на выходе получал самый популярный театр российской столицы. В некотором смысле спектакли, которые везут в Казань, — это нынешнее лицо МХТ времен Хабенского.

«Враки» с Константином Хабенским «Враки» с Константином Хабенским Фото: Александра Иванишина и Екатерина Цветкова

3. Первая большая роль Хабенского в театре за многие годы

«Враки, или Завещание барона Мюнхгаузена» еще важны и тем, что в этой постановке впервые за довольно долгий срок в новой роли на сцене МХТ вышел один из главных современных российских актеров. До того Хабенский несколько лет играл в своем театре только в моноспектакле «Контрабас» (его привозили в Казань в 2014-м), помимо этого, ныне 50-летний народный артист РФ был занят на ниве кинематографа, где даже дебютировал в качестве режиссера фильма «Собибор», а также продолжал активно заниматься благотворительностью в рамках своего фонда и принимал участие в инклюзивных театральных проектах.

И вот в конце 2021 года появились «Враки», которые еще называют своего рода «продюсерским проектом» Хабенского, поскольку знаменитое имя на афише неизменно вызывает популярность спектакля у публики. При этом режиссер Виктор Крамер вспоминает, что все началось со случайной встречи с актером в «Сапсане», тогда в разговоре и появилось имя Мюнхгаузена. В результате Крамер написал пьесу, а ее соавтором стал все тот же Хабенский. «Завиральные истории барона Мюнхгаузена — его попытка уйти от реальности, в которой он ничего не мог поменять, — говорит Крамер. — Мюнхгаузен — человек, для которого не бывает безвыходных ситуаций. Он не супергерой с волшебными качествами. Выход из любых самых невероятных историй он находит с помощью своего живого ума, юмора, самоиронии». Между тем его спектакль не имеет ничего общего со знаменитым телефильмом Марка Захарова с Олегом Янковским в главной роли, хотя, по признанию очевидцев, дух «Того самого Мюнхгаузена» все равно витает над сценой МХТ.

Паулина Андреева в «Сирано де Бержераке» Паулина Андреева в «Сирано де Бержераке» Фото: Александра Торгушникова

4. Секс-символ отечественного кино и TV, а также другие звезды

Спектакли МХТ им. Чехова трудно представить без хорошо знакомых широкой публике артистов. Не исключение постановки, которые привезут на следующей неделе в Казань. И если во «Враках» многое выстроено вокруг Мюнхгаузена – Хабенского, то в «Сирано де Бержераке» вы можете встретить целую россыпь звезд. Например, Паулину Андрееву, которую прославили «Оттепель», «Метод» и брак с Федором Бондарчуком. В спектакле МХТ, где она играет тайную возлюбленную главного героя Роксану, секс-символ Андреева смело фехтует, облачается в мужскую одежду и в целом ведет себя непринужденно, приковывая взгляды мужской части публики. Впрочем, главный герой «Сирано де Бержерака» — это, конечно, актер Чурсин, сыгравший в этом спектакле одну из лучших ролей за долгие годы. Когда-то прославившийся еще работой в фильме «Изображая жертву» Кирилла Серебренникова, Чурсин и его Сирано с орлиным профилем — это романтик, пересмешник и настоящий рыцарь независимо от той эпохи, куда он попадает волею режиссера. Среди звездных актерских работ в «Сирано де Бержераке» отметим и Игоря Золотовицкого в роли графа де Гиша.


5. «Сирано де Бержерак» и стихотворение Евтушенко

Отметим, что премьера «Сирано де Бержерака» состоялась в марте 2022 года, когда Россия, да и весь мир, уже жила в условиях новой реальности. Так что спектакль 39-летнего Егора Перегудова, все еще одного из самых перспективных режиссеров страны, а ныне худрука театра им. Маяковского, воспринимается еще и сквозь эту призму. Кроме того, Перегудов поставил отнюдь не костюмный спектакль о романтичном герое давно канувших в лету времен, он помещает Сирано в контекст XX века, хотя многое в этой современной постановке с очень занятной сценографией (художник Владимир Арефьев) самым острым образом коррелирует и с днем сегодняшним. Во всяком случае, когда Кристиан (актер Кузьма Котрелев), оказавшись на авансцене, в тишине читает, глядя в зрительный зал, строчки Евгения Евтушенко о том, что «мне снится старый друг, который стал врагом, но снится не врагом, а тем же самым другом», остаться к этому равнодушным очень трудно.