За 8 месяцев индекс промышленного производства в машиностроении составил 103%, а объем отгруженной продукции превысил 500 млрд рублей. Об этом на Дне машиностроителя, который республика в последние годы традиционно отмечает в Набережных Челнах, сообщил президент РТ. На праздник съехались представители крупнейших предприятий отрасли, современные реалии диктовали и формат мероприятия: лейтмотивом дня стали СВО и импортозамещение. Компании, которые приняли участие в традиционной выставке, рассказывали о том, как могут помочь российскому производству и какие компоненты и детали иностранного производства планируют замещать нашими аналогами. Обзор «ярмарки тщеславия» татарстанских промышленников — в репортаже корреспондента «БИЗНЕС Online».
Местом проведения действа под названием День машиностроителя в этом году был выбран по иронии судьбы Городской дворец творчества детей и молодежи. Площадка перед ГЦДТ наполнилась образцами техники как военного, так и мирного назначения
Военная техника, вертолет «Ансат» и «КАМАЗ» на пульте управления
Местом проведения действа под названием День машиностроителя в этом году был выбран по иронии судьбы Городской дворец творчества детей и молодежи. Площадка перед ГЦДТ наполнилась образцами техники как военного, так и мирного назначения. Правда, простым смертным образцы бронетехники с «Ремдизеля», который недавно попал под санкции США, посмотреть не дали. Пропуск за ворота центра, пока на нем еще стоял броневик, был доступен только почетным гостям. Праздник, который организовало министерство промышленности и торговли РТ, посетили президент РТ Рустам Минниханов, заместитель министра промышленности и торговли РФ Альберт Каримов, мэр Челнов Наиль Магдеев и др. Экскурсию по выставке провели министр промышленности республики Олег Коробченко и гендиректор КАМАЗа Сергей Когогин. Доступ к ней для всех желающих открыли только после того, как военная техника уехала.
Одним из наиболее интересных образцов татарстанского производства, безусловно, стал вертолет «Ансат», выпускаемый Казанским вертолетным заводом. Генеральный директор Владимир Гинсбург рассказывал почетным гостям, что именно КВЗ — единственное в России предприятие с полным циклом: от разработки до сопровождения вертолетной техники.
Праздник, который организовало министерство промышленности и торговли РТ, посетили президент РТ Рустам Минниханов, заместитель министра промышленности и торговли РФ Альберт Каримов, мэр Челнов Наиль Магдеев и другие
«Ансат» — разработка завода, он не применяется в военных целях, однако используется в пожаротушении, здравоохранении. Заместитель начальника отдела маркетинга предприятия Айрат Файзуллин отметил: «Конечно, вертолет не на 100 процентов состоит из российских запчастей. Например, в него ставится канадский двигатель. Сейчас мы собираем его, используя складские запасы. Однако уже прорабатывается вопрос замены двигателя, в Питере мы нашли тех, кто может с этим помочь. Планируем, что к 2024 году он будет полностью состоять из российских деталей. Называться он будет „Ансат-М“, что значит модернизированный». Об угрозе срыва производства речи не было, хотя известно, что на 2023-й двигателей для «Ансатов» пока не нашли.
Автопарк перед ГЦДТ впечатлял своим разнообразием. Здесь можно было посмотреть и на различные вариации «КАМАЗа», такие как коллаборация с РИАТом. Особое внимание привлекал «КАМАЗ-65952», это грузовик-робот — дистанционно управляемый самосвал. С интересом зрители рассматривали и новый автобус «Лотос», и тракторы белорусско-елабужского производства. Одну из представленных моделей «КАМАЗа» президент опробовал лично, сев за руль.
Одним из наиболее интересных образцов татарстанского производства, безусловно, стал вертолет «Ансат», выпускаемый Казанским вертолетным заводом
Какие решения по импортозамещению предложили Минниханову?
Выставка продолжилась и в холле ГЦДТ, но уже без впечатляющих образцов техники. Впрочем, интерес зрителей вызвал патриотичный робот, весело размахивающий татарстанским флагом. Это образец производства «Эйдос Робототехники» из Казани. Фотографировать робота запретили (для чего понадобился гриф секретности, впрочем, не объяснили), но о его свойствах рассказал инженер-робототехник Рамиль Ганеев.
«Этот робот полностью наша разработка от кинематики, микроэлектроники до программного обеспечения. Сложности пока только с сервоприводом, но уверен, ситуация разрешится, мы над этим работаем, — пояснил спикер. — Наши роботы очень востребованы на сварочных линиях, они также участвуют в производстве тестеров для определения таких заболеваний, как грипп или ковид. Например, если человеческими усилиями за смену можно выпустить 500 тестеров, то роботы делают 1–2 тысячи штук». Интересно, что татарстанские роботы востребованы и за рубежом. Для себя их закупали представители ОЭА и Японии.
Особое внимание привлекал «КАМАЗ-65952», это грузовик-робот — дистанционно управляемый самосвал
Проходя выставку, Минниханов затронул тему кадрового голода и нехватки компетентных специалистов. Ее он обсуждал с представителями центра дополнительного образования Набережночелнинского института КФУ. Кстати, на праздник приехал и недавно назначенный ректор университета Ленар Сафин. До мероприятия в НТЦ «КАМАЗ» состоялось трехстороннее подписание соглашения о партнерстве в создании нового типа инженерной подготовки, осуществлении прорывных разработок и исследований, направленных на решение задач, соответствующих мировому уровню актуальности и значимости в приоритетных областях технологического развития РФ между минпромторгом, вузом и КАМАЗом.
«Наш центр обучает специалистов по более чем 150 специальностям, в том числе таким востребованным сегодня, как обработка металлов давлением, — рассказывал директор центра Ильнур Галимянов. — Мы можем под запросы компании организовать курсы повышения квалификации или переподготовки специалистов. Привлекаем преподавателей со всей России под нужды компаний, которые к нам обращаются».
Проходя выставку, Минниханов затронул тему кадрового голода и нехватки компетентных специалистов
Еще два экспоната выставки, созданные преподавателями университета, могут быть интересны производителям автомобилей. Это коробки передач — гидромеханический и зубчатый вариаторы. Опытные образцы запатентованы и в перспективе могут устанавливаться на любые автомобили отечественного производства вместо, например, японских автоматических коробок передач, которые применяются сейчас.
Еще одна затронутая тема — уход с российского рынка ряда западных компаний и, как следствие, проблема с деталями, комплектующими, химическими компонентами. В решении этого вопроса на помощь промышленникам готовы прийти сотрудники КНИТУ со своей современной лабораторией. К ним обращаются с просьбой выяснить химический состав того или иного материала.
«Если производство было организовано на западном сырье, многим сейчас приходится менять технологии, искать варианты замены. Если это необходимо, мы можем разработать новые технологические схемы, рассказать, что и откуда можно брать, — пояснила начальник аналитического исследовательского центра Галия Исламова. — Например, был иностранный фильтр, мы подобрали подходящие компоненты и создали фильтр из наших материалов, который по свойствам западному не уступает. Аналогично с деталями из металлов, например. Нам принесли некую деталь, и наша задача состояла в том, чтобы определить ее химический состав и подобрать материалы, из которого можно делать такую же без потери свойств».
После выставки все гости отправились в зал смотреть праздничный концерт и вручать почетные награды заслуженным машиностроителям республики
«Успех республики в том, что во главе ее люди с инженерным складом ума»
После выставки все гости отправились в зал смотреть праздничный концерт и вручать почетные награды заслуженным машиностроителям республики. Первым слово взял Минниханов. Он отметил, что перед промышленниками Татарстана стоит важная задача — наладить контакт с присоединенными регионами, выстроить с ними новые логистические цепочки.
«Эти территории (ДНР, ЛНР, Херсонская и Запорожская области — прим. ред.) промышленно развиты, там есть машиностроение, металлургия, другие отрасли. Наша задача — поддержать новые регионы, — подчеркнул он. — Кроме того, в текущем году промышленность оказалась в непростой ситуации, на нее повлияли ограничения во внешней торговле и нарушение логистических цепочек, перекрытие доступа к западным технологиям. Тем не менее командная работа помогла нашим машиностроителям достойно решать поставленные задачи, внедрять новые разработки, осваивать новую продукцию».
Результат работы впечатляет — за 8 месяцев индекс промышленного производства в машиностроении составил 103%, объем отгруженной продукции превысил 500 млрд рублей.
Рустам Минниханов: «Наша задача — поддержать новые регионы»
Он подчеркнул, что в Татарстане работает почти 3,5 тыс. предприятий машиностроительной сферы, на которых заняты 138 тыс. человек, и власть должна оказывать им максимальное содействие. Не мог Минниханов не коснуться и вопросов, связанных с СВО. Он напомнил, что президентом России Владимиром Путиным поставлена задача нарастить поставку в войска современного вооружения и техники. Республиканские предприятия ОПК вносят свой существенный вклад в обеспечение безопасности Российской Федерации.
«Нам необходимо полностью загрузить имеющиеся мощности, обеспечить рост объемов продукции соответствующего качества, — подчеркнул Минниханов. — Органы власти должны оказать содействие предприятиям, занятым в выполнении оборонного заказа».
Наиль Магдеев: «Нет сомнений в том, что именно время выбрало нас, и наша задача — проявить гибкий ум и волю, чтобы справиться со всеми сложностями»
Когогин поблагодарил директоров предприятий, которым в эти непростые времена приходится принимать сложные решения. «На их плечи лег большой объем работы, обширный план. Полностью стоит на ногах КАМАЗ, в 10 раз поднял план „Ремдизель“», — рассказал Когогин. План, отметим, подняли всем оборонным предприятиям в период мобилизации, а с недавних пор невыполнение гособоронзаказа влечет за собой уголовную ответственность — до 10 лет лишения свободы.
Взял слово и мэр города Магдеев. «Есть такое крылатое выражение: время выбрало нас. Рустам Нургалиевич уже сказал сегодня, что мы живем в непростое и для страны, и для всей машиностроительной отрасли время, однако у нас, глав муниципальных районов, которые сегодня присутствуют здесь, нет сомнений в том, что именно время выбрало нас, и наша задача — проявить гибкий ум и волю, чтобы справиться со всеми сложностями».
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 6
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.