1. Открывающаяся сегодня фотовыставка Александра Родченко — это вторая часть просветительского проекта Галереи Люмьер и фонда Still Art Foundation, который москвичи презентуют в Казани. Символично, что экспозиция посвящена одному из лидеров русского авангарда и основоположнику советского дизайна и рекламы. Он хоть и не снимал столицу Татарстану, но именно в Казани состоялся как профессионал, получив единственное художественное образование. Здесь Родченко знакомился с техникой, занимаясь в 1910-е в этнографическом кабинете Казанского университета, оборудованном прекрасной аппаратурой, где находился «волшебный фонарь», который проецировал цветные картинки.

  2.  «БИЗНЕС Online» побывал на выставке до ее официального открытия. А куратор из Галереи Люмьер Александра Анисимова, открывшая накануне в «Хазинэ» экспозицию другой легенды советского фотоискусства Владимира Лагранжа, снова провела для нашего издания подробную экскурсию, рассказав о выставке и самых важных периодах в творчестве Родченко, став проводником в мир автора.

  3. В ГСИ шли последние приготовления к открытию, поэтому большинство экспонатов еще находилось на полу, ожидая развески.

  4. Кстати, их можно было трогать только в перчатках.

  5. В экспозиции представлено почти 60 фоторабот одного из главных экспериментаторов фотоискусства, которые собраны в коллекционном портфолио из собрания фонда Still Art. Портфолио вышло в 1990-е в количестве 35 экземпляров. «При жизни у Родченко не было ни одной персональной выставки, — рассказала Анисимова. — Его работы публиковались в журналах, были частью афиш, рекламных плакатов. Персональная выставка случилась в 1957-м — ровно на следующий год после его смерти. Ее организовала супруга художника Варвара Степанова, ориентируясь на списки Родченко, в которых он выделял свои ключевые работы». Фактически портфолио, которое увидит публика в Казани, представляет ту первую персональную выставку. Все фотографии напечатаны с подлинных авторских негативов, т. е. из архива самого Родченко.

  6. Есть лишь одно исключение — портрет матери фотохудожника. Это одна из самых первых его работ по хронологии на выставке. Дело в том, что в 1930-е этот негатив в виде стеклянной пластины был разбит. И, как призналась наш экскурсовод, пришлось делать дубль-негатив и печатать это фото с него. Кстати, оригинальный снимок выглядит иначе — на нем мама фотографа изображена полностью читающей журнал, который тоже виден в кадре. Однако Родченко впоследствии применил прием кадрирования, обрезав фото и дав зрителю рассмотреть мелкие детали ее лица. Об этом приеме подробнее куратор расскажет чуть позже.

  7. Выставка состоит из двух разделов. Первый — это классические и самые узнаваемые работы Родченко. Вторая часть — портреты, фотографии его семьи, членов группы ЛЕФ («Левый фронт искусства»), творческой интеллигенции 1920–1930-х годов. «Почему Александр Родченко так важен для нас? Почему мы о нем говорим и считаем основополагающим фотографом, слава которого проявилась не только в Советском Союзе, но и за рубежом? — задает вопрос Анисимова и сама же на него отвечает: — Когда случился значимый скачок в развитии фототехники, у него появляется фотоаппарат и он начинает заниматься фотографией как раз для того, чтобы от коллажей перейти к фотоколлажам».

  8. 1924 год — важнейший период в творчестве Родченко. Дело в том, что в свою мастерскую он начинает приглашать друзей, свою творческую компанию — Владимира Маяковского (на фото справа), Лилю Брик (на фото слева). Эти фото сделаны в один год. «В случае с Маяковским он сам попросил Родченко сделать портреты, так как выходили сборники его стихотворений и их нужно было проиллюстрировать, — указывает куратор выставки. — В случае с Брик получилась интересная история. Ее Родченко снял для того, чтобы она стала частью будущего плаката, на котором держит ладонь у лица и выкрикивает слово „книги“. Важно понимать, что Родченко занимается фотографией скорее в прикладном характере, понимая, что для коллажей можно использовать не вырезки из газет и журналов, а самому сделать фото, дать его укрупненным и получить желаемый результат. Поэтому его первая съемка начинается с портретов».

  9. Когда у художника появляется репортерская камера, а именно: Kodak и позднее Leica, он находит возможность не оставаться в пределах мастерской, а выходить на улицу. Как раз эта фотография пионера — классический пример того новаторского, что Родченко привносит в фотографию. И ракурсная съемка — одна из главнейших вещей. «Не привычная, на уровне глаз, когда репортер держит камеру, выстраивая центральную композицию и делая стандартный кадр, — дополняет рассказ московская гостья. — В этом случае он ищет принципиально новый композиционный прием, поднимая камеру вверх, либо опускает вниз так, что фактически искажается предмет или персонаж съемки».

  10. Один из главных принципов Родченко, которому он следует в своих работах, — это необходимость научиться «видеть обыкновенные вещи необыкновенно». Например, о таком говорят вот эти его работы, сделанные на Мясницкой улице в Москве. Снятый снизу мужчина на лестнице — новое восприятие реальности, так никогда и никто прежде не делал.

  11. Кстати, в экспозиции также будет представлена книга фотографа, в которой отдельно рассказывается о каждом представленном снимке.

  12. «Из неочевидных вещей, из не самых изучаемых — это эксперименты Родченко со светом в 1930-е, — рассказывает куратор выставки. — Он, как человек увлеченный, упражнялся в том, что выбирал какие-то объекты, в данном случае это стеклянный графин с водой, за которым можно увидеть осветительный прибор. Сам кувшин стоит на зеркальной поверхности. Так вот, он на протяжении нескольких часов делал этот снимок. Он ставил источник света и постепенно начинал его смещать, смотря, как меняется объект во время съемки».

  13. Этот эксперимент можно заметить и на портрете супруги Родченко, «амазонки русского авангарда» Варвары Степановой. Как известно, художник на олимпе мирового фотоискусства возвышается отнюдь не один, а вместе с супругой, художником-авангардистом и тоже фотографом. Кстати, с ней он познакомился именно в Казани, когда они вместе учились в художественной школе у Николая Фешина.

  14. Снимок «Конические шестерни» (1929) — это третья композиционная особенность работ Родченко. «Это фото действительно очень отличается от всего репортажа, который он тогда сделал. Более того, с ним связана любопытная история, когда его отправили на завод, чтобы снять производство, — рассказала гостья из Москвы. — Вдруг он настолько увлекается ритмом этих шестеренок, что решает сделать подобную фотографию с укрупненным планом и жестким кадрированием. Родченко затем периодически прибегает к такому приему».

  15. На снимке изображен художник Александр Шевченко (1924). И здесь зритель видит еще один композиционный прием Родченко — абсолютно новаторский — мультиэкспозицию, создающую движение. «Если говорить о психологизме этого портрета, то мы видим удивительный проект того, что герой кадра держит самого себя за руку. Подобные истории у Родченко встречаются не так часто, но есть такой филигранный кадр, где мультиэкспозиция применяется на 100 процентов», — поясняет Анисимова.

  16. Портрет дочери Родченко и Степановой Варвары Родченко. Снимок называется «Букет полевых цветов».

  17. Родченко — символ советской фотографии. Западные авторы, начиная с осно­вателей фотоагентства Magnum и заканчивая современными звездами, например Альбертом Уотсоном, до сих пор используют приемы, внедренные им в мир фотоискусства. Кроме того, не будь Родченко — не было бы и современного дизайна, на который оказали огромное влияние его плакаты, коллажи и интерьеры.

  18. Выставка легенды российской фотографии и одного из первых дизайнеров в СССР Родченко, чья жизнь была непосредственно связана и с Казанью, откроется 29 сентября в Галерее современного искусства ГМИИ РТ. А работать экспозиция будет до 28 ноября. (Фото предоставлено Александрой Анисимовой)