Год назад по поручению президента Татарстана в республике был создан первый в стране центр электронной торговли (ЦЭТ) «Маркетплейс.Легко». Его главная задача — помогать предпринимателям, самозанятым и компаниям выводить свою продукцию на ведущие маркетплейсы России Год назад по поручению президента Татарстана в республике был создан первый в стране центр электронной торговли (ЦЭТ) «Маркетплейс.Легко». Его главная задача — помогать предпринимателям, самозанятым и компаниям выводить свою продукцию на ведущие маркетплейсы России Фото: «БИЗНЕС Online»

«Даже в крупном бизнесе не все еще умеют работать в этом направлении. Людей надо учить»

Онлайн-торговля расцветает в Татарстане буйным цветом не первый год, и цифры тому пример: так, в период с конца 2020 года по июнь 2022-го количество селлеров из республики, которые продают свои товары онлайн, выросло более чем в 100 раз до 31,5 тыс. человек. А их оборот по итогам 2021 года составил рекордные 25 млрд рублей. Важностью освоения торговых онлайн-площадок давно озаботились и в руководстве региона.

«Нам ведь надо продвигать нашу продукцию. Нам нужно, чтобы те же самозанятые имели доступ на новые рынки, малый и средний бизнес, крупный [тоже], потому что даже в крупном бизнесе не все еще умеют работать в этом направлении. Людей надо учить», — наставлял президент Татарстана Рустам Минниханов.

С этой целью год назад по поручению президента Татарстана в республике был создан первый в стране центр электронной торговли (ЦЭТ) «Маркетплейс.Легко». Его главная задача — помогать предпринимателям, самозанятым и компаниям выводить свою продукцию на ведущие маркетплейсы России. За год своего существования ЦЭТ вывел онлайн около 5 тыс. предпринимателей. Один из способов — бесплатные марафоны: специалисты ЦЭТ по «косточкам» разбирают наиболее крупные площадки, по шагам рассказывая, как предпринимателю начать торговать онлайн. Два марафона, по Wildberries и Ozon, уже прошли, каждый привлек более 400 предпринимателей.

«После марафонов мы проводили опрос, более 70 процентов участников ответили, что смогли зарегистрироваться и понимают, что делать на маркетплейсах, — рассказывает топ-менеджер ЦЭТ „Маркетплейс.Легко“ Инесса Яруллина. — Впереди у нас еще два марафона, с 3 по 17 октября пройдет марафон по „Яндекс.Маркету“, с 14 по 29 ноября — по KazanExpress. Почему мы рассказываем об одной площадке за раз? Да, если мы говорим о маркетплейсах, то в целом алгоритм выхода на площадку примерно один: регистрация кабинета, создание карточек товара, настройка складов, но у каждого маркетплейса свои технические тонкости, от которых многое зависит, начиная от того, как покупатель воспримет товар на маркетплейсе, и заканчивая тем, каким он получит товар. Ну и сейчас такое время, что у маркетплейсов что-то меняется каждую неделю, они постоянно ищут баланс по стоимости логистики, хранения, оптимизации, чтобы и селлеров не обидеть, и чтобы покупателям было комфортно. Мы держим руку на пульсе этих изменений и рассказываем о них».

Для кого этот марафон? Принять участие смогут как юридические, так и физические лица. Самозанятым, увы, услуга недоступна, но они могут зарегистрироваться как физлица. Все, что нужно, — подать заявку на эту услугу через платформу МСП.РФ. По словам Яруллиной, на марафон по «Яндекс.Маркету» зарегистрировались уже более сотни человек: кто-то участвовал в предыдущих марафонах и хочет открыть для себя новую площадку, кто-то уже торгует на маркетплейсах и хочет «подкачать» знания именно по «Яндекс.Маркету».

Мероприятия проводятся в рамках национального проекта «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы».

Организатором серии из четырех образовательных онлайн-марафонов «От идеи до продажи» выступает АНО «Центр электронной торговли „Маркетплейс.Легко“» при поддержке министерства экономики РТ и центра «Мой бизнес» фонда поддержки предпринимательства РТ.

В ходе онлайн-обучения участники марафона получают всю необходимую информацию для начала торговли на маркетплейсе — проходят регистрацию своего магазина, учатся создавать карточки товара и загружать фотографии, подготавливать продукцию по стандартам данной торговой площадки, определять наиболее выгодную для себя схему логистики, настраивать рекламу товаров и склад в личном кабинете и т. д.

«Весь марафон проводится в формате видеоуроков, вопросы разбираются в чатах. В марафоне „Яндекс.Маркета“ лекции будут читать кураторы, об этом очень просили участники предыдущих марафонов. Еще одна новинка — кураторы в режиме реального времени будут показывать работу в личном кабинете. Стараемся в каждый марафон привнести что-то новое, чтобы было интересно и легко усваивать материал», — продолжает Яруллина.

По ее словам, марафон полезен не только для действующих предпринимателей, но и для «физиков»: менеджеры маркетплейсов сейчас очень востребованы, и любой человек, пройдя марафон, получит общие знания о том, как устроена площадка, как она работает, узнает алгоритмы работы, регламент прохождения регистрации, все тонкости и нюансы.

«После первых двух марафонов кто-то открыл ИП или стал самозанятым, чтобы реализовывать свою продукцию на маркетплейсах. Есть множество классных кейсов. Например, предприниматель ООО „Агат“ делает подушки. В прошлом году они вышли на маркетплейсы и быстро стали „бестселлерами“ по России. Предпринимательница с брендом Tags& Ribbons продает силиконовые бирки для тех, кто занимается хендмейдом. Она наш прошлый „марафонец“, в ходе марафона вышла на Ozon, на четвертый день продаж получила статус „бестселлера“, на 7-й день продаж вся продукция была раскуплена! — продолжает Яруллина. — Нам сейчас все, кто участвовал в первом марафоне по Wildberries, говорят большое спасибо: в рамках марафона они зарегистрировали личный кабинет, хотя у некоторых не было на тот момент товара. Теперь, если они захотят выйти на этот маркетплейс, им не придется платить 10 тысяч за регистрацию. Если есть интерес к маркетплейсам, думаю, с выходом нужно торопиться: если Wildberries ввел платную регистрацию, что мешает другим маркетплейсам сделать то же самое? Они все равно смотрят друг на друга».

«Мы практически „за ручку“ доводим предпринимателя до первой отгрузки, рассказываем о настройке рекламных инструментов, предприниматель уже осознанно решает, за какую рекламу ему платить и что она даст» «Мы практически «за ручку» доводим предпринимателя до первой отгрузки, рассказываем о настройке рекламных инструментов, предприниматель уже осознанно решает, за какую рекламу ему платить и что она даст» Фото: «БИЗНЕС Online»

Бесплатную услугу по выводу на маркетплейсы продлили до ноября, но только для юрлиц

Второй фронт работ специалистов ЦЭТ — услуга «онбординг», при которой предпринимателя «доводят» за ручку до первых продаж на маркетплейсе. «Бесплатная услуга доступна только для предпринимателей и самозанятых, зарегистрированных в Татарстане. Предоставление этой услуги планировалось завершить 1 сентября этого года, в результате переговоров мы добились ее продления до 1 ноября 2022 года, теперь только для юрлиц, — поясняет Яруллина. — Чтобы получить ее, нужно быть предпринимателем, иметь регистрацию в РТ, подать заявку на данную услугу через портал МСП.РФ до 1 ноября этого года».

Что входит в эту услугу? Специалисты ЦЭТ помогают предпринимателю зарегистрироваться на пяти основных маркетплейсах (Ozon, Wildberries, KazanExpress, «Яндекс.Маркет», AliExpress), назначают личного аккаунт-менеджера, в своей студии делают фото и оформляют карточки на 10 видов товаров, настраивают наиболее подходящую логистику, ведут сопровождение по подготовке и упаковке товара. «Мы практически „за ручку“ доводим предпринимателя до первой отгрузки, рассказываем о настройке рекламных инструментов, предприниматель уже осознанно решает, за какую рекламу ему платить и что она даст», — продолжает Яруллина.

«Главное — сделать грамотный анализ рынка, после него настройка инструментов — дело техники»

В перспективе ЦЭТ «Маркетплейс.Легко» начнет продвигать товары действующих онлайн-продавцов на платной основе. По словам Яруллиной, компетенции специалистов центра будут интересны бизнесменам, которые почувствовали вкус к онлайн-продажам. «Под каждого предпринимателя мы делаем полный анализ кабинета, выясняем, в какой ценовой нише находится его товар, в каких ценовых категориях располагаются его конкуренты, какие логистические схемы ему выгодны, где у него „провисы“. На это уходит очень много времени, потому что главное — сделать правильный анализ, после него корректировка и настройка инструментов — дело техники», — рассказывает Яруллина.

Опыт у специалистов ЦЭТ огромный, в том числе и по продвижению. За помощью в центр обращался предприниматель с брендом «Стул и Ков». В ЦЭТ сделали новые фото продукции, скорректировали описание на основе ключевых слов, изменили схему логистики, подключили рекламные инструменты, сделали инфографику, оформили витрину. Конверсия просмотров выросла в 10 раз, конверсия «в корзину» — в 3 раза.

Другой пример — предпринимательница, которая шьет шторы. «Она понимала — продать готовые шторы сложнее, чем услуги по пошиву на заказ. Мы сделали выгрузку по Wordstat* — более 330 тысяч в месяц запросов „купить шторы“, именно готовые, вывели ее на Ozon, продажи идут, каждый день она продает только на одной площадке на сумму до 7–10 тысяч рублей», — объяснила топ-менеджер «Маркетплейс.Легко».

Цель центра электронной торговли — превратиться для предпринимателей в агентство полного цикла, не только выводить их на онлайн-площадки, но и помогать наращивать объемы. «Пока мы очень загружены, поэтому можем взять на продвижение максимум пять предпринимателей по минимальной цене. Онлайн-торговля — единственная сфера, показавшая стабильный рост даже в кризисные явления 2020-го. Важно, чтобы татарстанские предприниматели успели занять свою нишу, и мы готовы в этом помочь», — заключила Яруллина.

С инструкцией для подачи заявки на участие в марафоне можно ознакомиться здесь.