По принятому в ноябре прошлого года закону предполагалось, что доходы составят 25,02 трлн рублей при расходах 23,69 трлн, т. е. со вполне приятным профицитом в размере 1% ВВП. По факту же расходы составят 29 трлн рублей По принятому в ноябре прошлого года закону предполагалось, что доходы составят 25,02 трлн рублей при расходах 23,69 трлн, т. е. со вполне приятным профицитом в размере 1% ВВП. По факту же расходы составят 29 трлн рублей Фото: «БИЗНЕС Online»

Для войны нужны три вещи:
деньги, деньги и еще раз деньги.
Маршал Джан-Джакопо Тривульцио, XV век

Бюджет нового времени

Сразу следует отметить, что текущий бюджетный вариант можно назвать очень и очень примерным относительно того, что будет в реальности. Законопроект о бюджете проходит три чтения, и к основному (второму) гарантированно будут поправки. Далее, напомним, что трехлетний бюджет, подававшийся в свое время как выдающееся достижение государственного планирования, этакий реверанс в сторону советских пятилеток, по факту ни разу не реализовывался сколько-нибудь соответственно своим ранним наметкам: бюджет на актуальный следующий год совсем не тот, каким он был, когда до этого года оставался еще год-другой. Наконец, имеет значение не только проект бюджета и его принятие, но и его фактическая реализация, когда следующий год все же наступает. Тем не менее что есть, то есть. И то, что есть, вполне задорно и сообразно событиям этой недели, равно как и коронной фразе Дмитрия Медведева про «денег нет, держитесь там, всего вам доброго».

Во-первых, ожидается заметная корректировка бюджета этого года. По принятому в ноябре прошлого года закону предполагалось, что доходы составят 25,02 трлн рублей при расходах 23,69 трлн, т. е. со вполне приятным профицитом в размере 1% ВВП. По факту же (т. е. по последней оценке Михаила Мишустина) расходы составят 29 трлн рублей, что выше базы на 22%, а доходы — 27,7 трлн (в том числе нефтегазовые — 11,7 трлн рублей), т. е. бюджет станет дефицитным. Резкий рост цен на газ на фоне обусловленного нехваткой импорта переукрепления рубля, наблюдавшийся в этом году, не позволит сохранить профицит.

Далее, ожидается, что объем расходов будет оставаться на этом уровне ближайшие три года, но уже в 2023-м доходная часть сократится до 26,1 трлн рублей (8,9 трлн на углеводородах), в 2024 году — 27,2 трлн (8,7 трлн рублей на нефтегазе), а в 2025-м — почти 28 трлн при 8,5 трлн нефтегазовых рублей. Иначе говоря, бюджет будет дефицитным все три года и даже четыре, если считать этот, и, таким образом, перед правительством во весь рост встанет проблема финансирования этого дефицита. И здесь, скажем так, возможны варианты, но о них чуть ниже.

Параллельно с бюджетной историей Минэкономразвития явило миру базовый прогноз социально-экономического развития РФ на 2023-й и на плановый период 2024 и 2025 годов. Указано, что нижняя точка спада придется на IV квартал 2022-го, инфляция сократится до 12%, среднегодовая цена на нефть Urals будет порядка $70 за баррель, а ВВП в итоге сократится всего лишь на 2,9%. 2023-й будет стагнационным, и потом все начнет расти в среднем на 2,6% в год, и даже реальный курс рубля будет на 10–15% крепче, чем в среднем за последние 5 лет, — предположительно, это где-то на уровне 63–65 рублей за доллар.

Адекватны ли расчеты?

По этому прогнозу прошлась (впрочем, аккуратно) Счетная палата. По ее мнению, в прогнозе не очень адекватно учтены различные риски — риски экономического спада в различных странах мира (и, соответственно, падения спроса на сырьевые товары), а также риски усиления санкций (напомним, уже с декабря вступает в силу запрет на импорт Европой российской нефти). Аудиторы также сообщили, что параметры импорта, инвестиционного, потребительского и промежуточного, выглядят завышенными, что влияет на ожидаемый курс рубля.

Отдельно были отмечены риски, связанные со спросом: по мнению правительства, основным драйвером роста станет именно что внутренний спрос граждан, но остается открытым вопрос — а откуда граждане возьмут деньги на реализацию этого спроса? Было особо указано, что «в условиях высокой неопределенности население может проявить более сдержанную позицию при использовании кредитов и своих сбережений на потребление». Проще говоря, люди могут начать ужиматься, как это было и при ковиде. Более того, уже начали: всплеск потребительского поведения был в марте – апреле, когда граждане сметали с прилавков импортные товары длительного пользования, но после этого частное потребление впало в застой. Наконец, здесь нельзя не отметить и текущую ситуацию с мобилизацией: изъятие из экономики сотен тысяч рабочих рук и нарушение производственных цепочек убивают потребительскую активность. Отметим, что вопрос регулярно перечисляемого и потребляемого денежного довольствия мобилизованных (попадалась цифра 205 тыс. рублей в месяц) в таких масштабах, скажем так, дискуссионный.

Итого: министерство радостно говорит, что все будет неплохо, СП поправляет, бюджет при этом предполагается дефицитным, и вот с источниками его восполнения получается довольно задорно. О внешних займах речи нет: Запад, очевидно, денег не даст, Восток тоже отнюдь не спешит это делать. Изыскивать средства придется внутри страны.

Так, в 2023 году правительство намерено повысить вывозные пошлины и ставки налога на добычу полезных ископаемых, набрав на этом примерно 1,4 трлн рублей. Предполагается также изъятие средств из ФНБ. Это, надо сказать, делается уже сейчас, причем де-факто эмиссионным образом: та часть, что номинирована в долларах и заморожена, продолжает учитываться как действующая, и сейчас правительство попросту «передает» ЦБ часть этой валюты (все равно доступа к ней ни у кого нет), получая взамен на счета свежеэмитированные рубли. Далее, свою лепту придется внести и податному электорату: новая индексация тарифов ЖКХ произойдет не летом 2023 года, как предполагалось ранее, а уже с 1 декабря 2022-го. Рост цен при этом составит до 9% — и здесь стоит напомнить, что долги россиян уже по итогам I квартала этого года достигли рекордной суммы в 804 млрд рублей, и положение это отнюдь не станет лучше с уходом кормильцев и непонятной ситуацией с их денежным довольствием. Наконец, уже сейчас есть информация о подготовке секвестра незащищенных статей бюджета, сокращение расходов может составить до 10%.

На мой взгляд, все это будет пожестче. Следующий год — год большой мировой рецессии, я не вижу причин, по которым дело может пойти иначе. Соответственно, это выльется в падение цен на сырье и сопутствующее падение доходов бюджета, но демпфирующим побочным эффектом будет то, что рубль ослабнет, к вящему удовольствию правительства, не исключено также более значимое эмиссионное финансирование государственных расходов. Важно понимать, что этот и следующий годы и так весьма тяжелые, насыщенные «похмельным синдромом» после денежных вливаний ковидного времени, и это отразилось бы на РФ даже и без учета нынешних военных затрат, которые на треть выше базы в этом году и на 40% — в следующем. Сыграют свою роль и сами по себе нарушения экономической деятельности, вызванные мобилизацей. Можно, конечно же, надеяться, что освободившиеся рабочие места займут гастарбайтеры, но это в целом может быть верно только лишь для относительно безопасного труда, пусть и низкоквалифицированного. Давно замечено, что трудолюбивые южные соседи как-то не стремятся работать, к примеру, в горячих цехах на литейном производстве или же лезть в шахты.

Но план, тот самый, таков, что не содержит в себе легких путей. Наверное, это нормально: по опросу «ФОМнибус», проведенному 16–18 сентября, среди россиян произошел сильный скачок позитивных настроений. Вот и чудесно.