Государственный академический симфонический оркестр Республики Татарстан начал музыкальную осень с гастролей в российской столице. Коллектив Александра Сладковского сегодня выступил в концертном зале им. Чайковского, представив трагедию художника на фоне общественных катаклизмов эпохи. Элитарное, монографическое торжество артисты посвятили Дмитрию Шостаковичу, чье 116-летие меломаны отмечают сегодня. Погрузить их в чувственный мир автора ГАСО РТ помог именитый скрипач Павел Милюков.

Фото: Анастасия Попова, «БИЗНЕС Online»

«Шостакович — знаковая фигура и для нашего оркестра, и в принципе композитор космического масштаба, — рассказывал накануне Сладковский журналу „Музыкальная жизнь“. — И в данном случае раз нам „сама пришла“ дата 25 сентября, день рождения Дмитрия Дмитриевича, то я предложил генеральному директору Московской филармонии Алексею Шалашову, что мы со скрипачом Павлом Милюковым исполним Первый концерт композитора. Во втором отделении будет его Двенадцатая симфония — очень редко звучащая. А поскольку мы записали все симфонии Шостаковича, но эту в Москве никогда не играли, то я включил Двенадцатую в программу официального открытия сезона».

Открывший вечер скрипичный концерт явил публике не ироничного бунтаря, каким Шостакович был на излете 40-х (опус датирован 1947−1948 годами), а творца, проживающего последние минуты жизни. Главными средствами Милюкова стали ирреальное piano (голос автора) и роковые sforzando (ответы фатума), а кульминацией первого отделения — каденция, где Милюков-Шостакович «лишился» голоса, заменив божественно «шепчущую» скрипку Гварнери на полнозвучный инструмент концертмейстера оркестра.

Фото: Анастасия Попова, «БИЗНЕС Online»

Драма художника потонула в вихре общественных свержений — концерт продолжила Двенадцатая симфония композитора «1917 год», посвященная Владимиру Ленину. Инструментальное полотно ГАСО РТ превратил в яркое театральное действо, передав буйство революционной толпы через громогласные tutti, а детали-зарисовки переворота и мнения — через тембры-персонажи. Апофеозом вечера стала «Заря человечества», утвердившая новый государственный строй и статус оркестра Сладковского как достойного интерпретатора музыки Шостаковича.