GEDC2782.jpg
Самым обсуждаемым на семинаре стал доклад Алексея Березкина. Он сделал то, что антимопнопольщики, наверное, должны были сделать еще несколько лет назад, а именно разложить, что не надо делать бизнесу, чтобы не нарушить закон

ДИЗАЙН-ПРОЕКТЫ ПОД КОНТРОЛЕМ И ЗАПРЕТ РЕКЛАМЫ АЛКОГОЛЯ

Более 70 представителей рекламного сообщества, среди которых оказались и непосредственные участники рынка и специализированные компании, регистрирующие разрешения на установку рекламной конструкции, собрались вчера в конференц-зале ВЦ «Казанская ярмарка» на семинар на тему «Контроль наружной рекламы, что он в себя включает?».

Для затравки участникам мероприятия напомнили об азах. К примеру, вспомнили рекламы каких видов товаров (контрафакт, услуги регистрации по месту жительства, дипломы, наркотические вещества, взрывчатые вещества и другие) попадают под запрет на рекламу определенной группы товаров, упомянули о том, что произошло значительное увеличение размеров штрафов с июля 2011 года за размещение рекламы в неустановленных местах (на физическое лицо – от 2,5 до 3,5 тыс. рублей, на должностное лицо при первом нарушении – от 15 до 20 тыс. рублей, при повторном – от 30 до 40 тыс. рублей, на юридическое лицо при первом нарушении – от 15 до 25 тыс. рублей, при повторном – от 50 до 100 тыс. рублей - ред.), и напомнили, что необходимо согласовывать конструкции с соответствующими органами. Среди законодательных инноваций - то, что дизайн-проекты (утвержденные заказчиком варианты планировки, концептуального и стилистического решения) с этого года будут пристально контролироваться управлением рекламы и наружной информации Казани или что с июля этого года нельзя будет рекламировать в транспорте алкогольную продукцию и напитки крепостью более 0,5%.

Любопытно, что для многих гостей не только новое в букве закона, но и старое стало сюрпризом. С одной стороны, никто ведь изменения в законодательстве и не скрывал, с другой - никто и не информировал массового и публично. Формально, по закону и не обязан. В итоге – отсутствие правовой культуры участников рынка, на которое посетовал замначальника УФАС РФ по РТ Алексей Березкин. Напомним, что представители рекламного сообщества, в частности, директор рекламного агентства «Максимал» Алексей Анисимов и гендиректор фирмы «Кинто» Фарида Садриева уже жаловались газете «БИЗНЕС Online» на недостаточную просветительскую работу антимонопольного органа республики.

Как показывает практика (только за два последних года было демонтировано 103 незаконно установленных рекламных конструкций, а в 2011 году наложено штрафов на 9 млн. рублей), рекламному сообществу знаний действительно не хватает. Поэтому семинар, организованный мэрией Казани, для большинства его участников оказался весьма и весьма полезным.

РАНДЕВУ С КОНТРОЛЕРОМ

С чего же начинался щепетильный диалог бизнеса и чиновников? Со знакомства друг с другом, разговоров со взглядом в глаза и реальные лица. Корреспондент «БИЗНЕС Online» наблюдал, как на семинаре некоторые «рекламщики» перешептывались и спрашивали у соседей, а правда ли, что в Казани есть административно-техническая инспекция и специальная комиссия по рекламным конструкциям. Оказалось, что, да, правда. И более того, эта правда касается непосредственно их работы.

Поэтому больше небольшой ознакомительной части был обрисован круг наиболее частых нарушений со стороны рекламного бизнеса. Их всего три. Первое – отсутствие разрешения на рекламу или другие документальные проблемы, второе – ненадлежащее содержание рекламы и третье – ее самовольная установка. Не менее частотны также нарушения правил дорожного движения и права собственников здания.

Начальник отдела контроля за размещением средств наружной рекламы и информации управления рекламы и наружной информации Ильгам Ихсанов напомнил, что с 1 апреля 2010 года самовольщиков можно привлекать к административной ответственности без решения суда, а также без проблем демонтировать установленные ими рекламные конструкции. А помощник прокурора Казани Ратмир Шайдуллин пояснил, чем отличаются полномочия городской и районной прокуратуры. «Городская прокуратура контролирует органы исполнительной власти, а районные прокуратуры – юридические лица. Но городская прокуратура в случае возникновения спорных ситуацией имеет законное право вмешаться и в деятельность юрлиц», - подытожил Шайдуллин.

Наталья Гюльмагомедова - начальник управления административно-технической инспекции Казани, глядя в глаза рекламщикам, сказала, что пора бы прекратить несанкционированную расклейку афиш на заборах города и нужно не забывать убирать собственные территории. «Это же не только порча эстетического облика города, но и значительный урон городской казне», - подчеркнула Гюльмагомедова.

Кстати, в рамках семинара его гости услышали удивительную новость: управление рекламы и наружной информации по закону, оказывается, вовсе не обязано контролировать рынок. «У нас нет самоконтроля, нет СРО, поэтому контроль со стороны муниципального органа является, по сути, мерой вынужденной. Он в основном проверяет наличие разрешения на установку конструкции и уплату госпошлины», - сообщил Ильгам Ихсанов. Так что, бизнесмены, будьте активнее, объединяйтесь, и тогда на один контролирующий орган в городе станет меньше. Как минимум такой вывод можно было сделать из выступления спикера.

МЕЛКО И ПО-ИНОСТРАННОМУ БЕЗ ПЕРЕВОДА НЕ ПИСАТЬ

Неудивительно, что самым обсуждаемым докладом стал доклад замначальника УФАС РФ по РТ Алексея Березкина. Он сделал то, что антимопнопольщики, наверное, должны были сделать еще несколько лет назад, а именно разложить, что не надо делать бизнесу, чтобы не нарушить закон.

Оказалось, во-первых, нельзя использовать мелкий нечитаемый шрифт, так как антимонопольщики незамедлительно причислят его к отсутствию необходимой существенной информации, а в итоге – штраф. Во-вторых, нельзя использовать иностранные слова. Никакие, даже те, что являются бессмысленным сочетанием иностранных букв. «Любое иностранное слово должно сопровождаться переводом, ведь оно может иметь несколько смыслов и на разных языках означать разное», - отметил Березкин. При этом зарегистрированные товарные знаки, такие как OBI, использовать можно.

Бурю откликов вызвало заявление Березкина о том, что рекламное сообщество часто не разграничивает вывески и рекламные конструкции, а в результате платит дополнительные деньги (госпошлиной облагаются только рекламные конструкции, вывески бесплатны - ред.). «Вывеска должна содержать информацию о режиме работы и компании», - сообщил Березкин. Представители бизнеса друг за другом вставали и в буквальном смысле слова засыпали представителя антимонопольного органа наболевшими вопросами. «А что если носители дублируются? – вопрошала заместитель генерального директора по правовым вопросам ООО «Млан» Анна Мещерякова. - Или если информация о юридическом лице потребителю ничего не говорит, так как не отражает профиль компании?» Студию «Вернисаж», рекламную фирму «Маркиз» или компанию «Урекс» очень интересовало, например, считать ли надпись «аптека 24 часа» или «Казанские аптеки» вывеской или рекламой.

Березкин так же методично, четко и сухо, как и в начале доклада, информировал, что вывеска может и не содержать информацию о юридическом лице, что можно дублировать вывески объемом не более 40x60 см, если указан профиль деятельности компании. Допустим, можно указать название парикмахерской вместо официального наименования компании. А вот «Аптека 24 часа» вполне может быть признана рекламой, «Казанские аптеки» - уже нет. «Если потребитель встал ночью и пошел в аптеку, куда он пойдет? Туда, где написано, что аптека работает 24 часа, или туда, где указано, что в здании есть просто аптека? Конечно, туда, где есть 24 часа, - привел пример Березкин. – Впрочем, здесь нужно рассматривать каждый случай отдельно, сложившейся судебной практики по данному вопросу у нас нет».

К сожалению, ряд вопросов бизнеса остался без ответа. Например, вопрос Мещеряковой о том, считать ли рекламой видеоряд в витрине магазина, или вопрос директора компании «Маркиз» Альбины Юсуповой о том, какие объекты считать историческими, а какие нет. «Когда же будет этот документ? И почему, например, нашему клиенту, «Вероне», не разрешают рекламу на историческом памятнике в более чем 0,3 квадрата», - вопрошала Юсупова.