В начале июля об угрозе массового закрытия автошкол заявил союз автошкол Москвы. Все идет к тому, что через 3 года курсантов просто «не на чем будет учить» В начале июля об угрозе массового закрытия автошкол заявил союз автошкол Москвы. Все идет к тому, что через три года курсантов просто «не на чем будет учить» Фото: © Максим Блинов, РИА «Новости»

Когда водительское удостоверение не особо нужно

Об угрозе массового закрытия автошкол союз автошкол Москвы заявил еще в июле. Все идет к тому, что через три года курсантов просто не на чем будет учить, предостерег тогда председатель правления организации Александр Ачкасов. Проблема в том, что автомобили и их обслуживание серьезно подорожали. Машина, которая раньше стоила 600–700 тыс. рублей, сейчас продается за 2 млн, отметил он в беседе с радиостанцией «Говорит Москва» и добавил, что у автошкол уже начинаются проблемы при прохождении техобслуживания.

С тех пор цены на авто только выросли. Самая популярная машина на российском рынке — LADA Granta — с начала года подорожала на 13,3%, подсчитал «Автостат». Агентство сравнивало минимальную рекомендованную розничную цену (РРЦ) по состоянию на 1 января и на 19 августа 2022-го. Выяснилось, что LADA Vesta выросла в цене на 30% до 1 млн 121 тыс. рублей, KIA Rio — на 41,4% до 1 млн 434 тыс., Hyndai Solaris — на 45,2% до 1 млн 408 тыс., Volkswagen Polo — на 51,6% до 1 млн 620 тыс. рублей. Речь идет о минимальных ценах, которые обычный покупатель вряд ли встретит в дилерском центре, только если очень повезет. На вторичном рынке, по данным того же «Автостата», к концу первого полугодия средние цены на автомобили с пробегом достигли отметки 1,2 млн рублей, что на 61% больше, чем годом ранее. В самом востребованном сегменте «до 7 лет» средняя цена составила 2,2 млн рублей (плюс 51%).

Словом, автошколы столкнутся не только с взлетевшими до небес ценниками, но и с отсутствием транспортных средств из-за ухода иностранных производителей. Вся надежда на отечественный автопром, но и тут поляну уже занимают. На прошлой неделе стало известно, что сервис «Яндекс.Такси» запросил у АвтоВАЗа 50 тыс. автомобилей LADA Vesta. Для понимания: за весь прошлый год тольяттинский автозавод передал покупателям 113 698 штук. Также «Яндекс» просил о поставках для лизинговых компаний китайских производителей BAIC Group и Chery.

Большей части автошкол в России придется закрыться уже к концу этого года, заявила на днях президент национального союза ассоциаций автошкол (НСА) Елена Зайцева. По ее словам, этой весной число желающих получить права сократилось на 50% по сравнению с доковидными временами. «Машины подорожали, комплектующие к ним тоже. Автомобили стали менее доступными для людей, а значит, и водительское удостоверение не особо нужно», — сказала Зайцева в беседе с «Известиями». Прогноз у нее мрачный: в автошколах будут лишь стенды с симуляторами, а на плаву останутся только те, у кого в собственности помещения и есть госконтракты. При этом стоимость обучения в любом случае вырастет, прогнозирует собеседница. По оценке Ачкасова, за последние 10 лет число учеников автошкол упало с 5 млн до 2,5 млн в год.

Достоверных данных о числе закрывшихся автошкол пока нет. Не исключено, что игроки рынка намеренно сгущают краски, чтобы на них обратили внимание. Таким образом, например, в июле поступили кинотеатры. Тем не менее тенденция настораживает.

Большей части автошкол в России придется закрыться уже к концу года, а у тех немногих, что останутся, подскочат цены. Таков прогноз участников рынка Большей части автошкол в России придется закрыться уже к концу года, а у тех немногих, что останутся, подскочат цены. Таков прогноз участников рынка Фото: «БИЗНЕС Online»

В Татарстане все пока не так страшно

Опрос местных игроков, который провел «БИЗНЕС Online», показал, что в Татарстане панических настроений нет. Высокая цена новых автомобилей и обслуживания вряд ли приведет к закрытию автошкол, но срок эксплуатации действующих транспортных средств вырастет, оптимистично настроена исполнительный директор федерации автошкол Татарстана (объединяет 58 школ республики) Елена Витюгова. По ее словам, с учетом того что, как правило, машины принадлежат самим инструкторам, затраты будут бить в первую очередь по их карманам и, скорее всего, они не будут покупать иномарки. Она указала, самая больная проблема не покупка новых автомобилей, а упавший набор курсантов. В январе – августе автошколы РТ набрали на 25% меньше учеников на категорию B, чем за аналогичный период прошлого года. «На это влияет общее финансовое положение: из-за того что автомобиль подорожал, не все начинающие водители видят возможность в ближайшее время его приобрести», — предполагает собеседница газеты. Витюгова также обратила внимание на то, что стоимость обучения в РТ (и особенно в Казани) остается довольно низкой и почти не изменилась с прошлого года. «А расходы растут, и это серьезный момент, который сказывается на финансовом состоянии автошкол», — подчеркнула она.

Содержание автомобиля подорожало, подтвердила в беседе с «БИЗНЕС Online» заместитель гендиректора автошколы «Альбатрос» Алина Осипова. Судя по данным на официальном сайте, сейчас у «Альбатроса» 20 филиалов в Казани. По словам Осиповой, если раньше замена моторного масла на Renault Sandero обходилась в 2,7 тыс. рублей, то теперь придется выложить минимум 3,5 тысячи. Прибавляем подорожавший страховой полис. Некогда считавшаяся бюджетной LADA Granta в хорошей комплектации теперь стоит не 700 тыс., а примерно 1 млн рублей. Вариант поднять цену на обучение ничего хорошего не сулит, уверена Осипова: «Люди начнут искать, где можно выучиться дешевле, а вопросом качества знаний задаваться не будут». 

Машины принадлежат самим инструкторам, затраты будут бить в первую очередь по их карманам, и, скорее всего, они не будут покупать иномарки Машины принадлежат самим инструкторам, затраты будут бить в первую очередь по их карманам, и, скорее всего, они не будут покупать иномарки Фото: «БИЗНЕС Online»

Тревожные звоночки

По словам Осиповой, на фоне нынешнего кризиса компании пришлось отложить запланированное обновление компьютеров для обучения, тренажеров и манекенов. На качестве обучения это не сказалось, убеждает представитель «Альбатроса». По ее мнению, на фоне предстоящих проблем будут вынуждены закрываться конкуренты со слабой материально-технической базой. И первые звоночки уже есть. Две маленькие местные автошколы выставили свой бизнес на продажу, рассказала Осипова, но не стала уточнять, о каких компаниях идет речь.

На сайте Avito корреспонденту «БИЗНЕС Online» удалось обнаружить свежее объявление о продаже автошколы «Старк», расположенной в бизнес-центре на проспекте Хусаина Ямашева. «Имеется сайт, с которого идут активно записи… Имеются набранные группы, а также открыт набор новых групп», — пишет автор объявления. Уточняется, что продается автошкола «в связи с отъездом». Цена — 670 тыс. рублей. Согласно данным из базы «Контур.Фокус», автошкола была создана в июне 2019-го, а прошлый год закончила с чистым убытком в 185 тыс. рублей. При этом 12 сентября в сообществе школы во «ВКонтакте» появилось объявление о наборе в группу на категорию B. Представитель автошколы прочитал сообщение от корреспондента «БИЗНЕС Online» в мессенджере, но на вопросы не ответил.

Недавно была выставлена на продажу еще одна действующая автошкола с двумя учебными классами в Вахитовском и Московском районах Казани. Отмечается, что она «успешно работает на протяжении 6 лет». Цена — 1,5 млн рублей. В переписке с корреспондентом представитель продавца уточнил: собственник решил продать бизнес в связи с тем, что переключил внимание на новое направление. Название продаваемой автошколы он не уточнил. Оба объявления появились в конце августа. Свежие объявления о продаже автошкол можно найти, например, в Ульяновске и Уфе.

По словам Осиповой, если раньше замена моторного масла на Renault Sandero обходилась в 2,7 тыс. рублей, то теперь придется выложить минимум 3,5 тысячи По словам Осиповой, если раньше замена моторного масла на Renault Sandero обходилась в 2,7 тыс. рублей, то теперь придется выложить минимум 3,5 тысячи Фото: © ALEXEY BYCHKOV/Global Look Press / www.globallookpress.com

Бизнес становится нерентабельным и из-за затратной аренды автодрома и помещений, объяснила Осипова. «За работу инструктору надо платить. Притом ему не заплатишь 3 копейки, потому что он скажет: „Я работать за 3 копейки не буду и гробить машину не дам“. Они хотят хорошую зарплату. Получается замкнутый круг — все хотят денег, а денег нет. Поэтому кто-то выходит на тот уровень, что готов продать свой бизнес», — резюмировала она.

Директор казанской автошколы «Тесла» Максим Никитин не считает, что дело идет к тотальному закрытию. Ресурсов, по его мнению, может не хватать тем компаниям, которые сильно демпингуют. Стоимость обучения на водительские права надо повышать, уверен Никитин. «Мы давно уже за это боремся, — рассказал он „БИЗНЕС Online“. — Осенью прошлого года многие автошколы сказали, что не могут больше так работать и поднимают стоимость обучения. Но пришлось вернуть все обратно, потому что конкурировать с недобросовестными демпингующими компаниями просто невозможно. Повышение стоимости — это же адекватно. Например, человек пошел в фитнес-клуб заниматься с тренером, который просто рядом стоит и консультирует, как правильно заниматься, и за одно занятие отдает от тысячи рублей. В автошколе с инструктором почти то же самое, только ты еще на его машине, которая сейчас стоит не меньше миллиона рублей. А еще автомобилю нужен бензин, запчасти, открытая страховка (от 30 тысяч рублей в год и выше). Если пересчитать 56 часов вождения, получается, что один час с инструктором обходится в 300 рублей. А у недобросовестных автошкол — 100 рублей». По словам Никитина, оптимальная цена обучения — минимум 35 тыс. рублей.

Для его коллеги, гендиректора автошколы «Драйв» Вадима Хафизова, приемлемая цена — 40–45 тыс. рублей. По словам предпринимателя, загадывать и прогнозировать массовое закрытие автошкол пока рано: должен пройти как минимум год, чтобы оценить положение дел. При этом предприниматель не сомневается, что спрос на услуги сократится из-за того, что не все смогут позволить себе личное авто, в том числе инструкторы.