Внушительная делегация из Татарстана прилетела в Иран в минувшее воскресенье, 18 сентября. Борт с президентом республики Рустамом Миннихановым утром приземлился в аэропорту города Тебриз Внушительная делегация из Татарстана прилетела в Иран в минувшее воскресенье Фото: president.tatarstan.ru

Большая игра, или Как Татарстан прокладывает дорогу в самую загадочную страну Востока 

Смущающаяся Ирада Аюпова в платке-хиджабе, серьезные мужчины без галстуков (для иранцев не носить этот предмет одежды — принципиальный момент! Галстуки — это «символ раба», считают в стране, где победила исламская революция) на встрече с делегацией из Татарстана — такие необычные фото, которые попали сегодня в официальное медиаполе, сигналят о том, что поездка нашей внушительной делегации — это нечто из ряда вон выходящее. Когда-то эта страна называлась Персией. Позже ее элита поменяла название на Иран, «страну ариев». В XX веке, в 80-м году, там победили сторонники аятоллы Хомейни, изгнали шаха, свернули прозападный курс на модернизацию по лекалам Гарварда и Лондона и выбрали свой путь. 

С тех пор страна живет под жесточайшими санкциями. Еще недавно любой бизнес-контакт с Ираном карался американцами персональными санкциями. Лет 15 назад в Казань прилетал глава парламента Ирана, предлагал купить десятки «тушек» производства КАПО (так назывался тогда Казанский авиазавод). Естественно, российские власти, жившие в то время с оглядкой на Вашингтон, не согласились на такую выгодную сделку. Таких историй — множество. Даже сама поездка в Иран с визой на загранпаспорте — это черная метка на Западе и для Израиля (эсхатологического врага иранцев). Но так было… 

Все поменялось после 24 февраля нынешнего года. Так, (не впервые в этом году) делегация из Татарстана прилетела в Иран в минувшее воскресенье, 18 сентября. Борт с президентом республики Рустамом Миннихановым утром приземлился в аэропорту города Тебриз на севере Ирана.

Ирада Аюпова в платке-хиджабе Ирада Аюпова в платке-хиджабе (справа) Фото: president.tatarstan.ru

Кстати, контекст для нынешнего визита самый что ни на есть благоприятный. Незадолго до поездки президент России Владимир Путин и иранский лидер Сейед Эбрахим Раиси встретились на полях саммита Шанхайской организации сотрудничества (ШОС) в Узбекистане. Взаимный товарооборот между странами в прошлом году увеличился на 81% (!), а за 5 месяцев 2022 года — еще на 30%, отметил Путин и рассказал коллеге о восхищении российского бизнеса от достижений Ирана. Раиси, в свою очередь, заметил, что отношения между Россией и Ираном не обычные, а «стратегические», и заверил, что Исламская Республика никогда не признает санкции против России. «С учетом того хорошего партнерства, которое складывается или сложилось <…>, мы можем сделать хорошие шаги вперед, для того чтобы полностью обеспечить интересы наших стран», — сказал Раиси.

Буквально за сутки до визита стало известно, что авиакомпания Nordwind 2 ноября запускает прямой рейс Казань – Тегеран. Прежде прямого авиасообщения между городами не было. По словам источника «БИЗНЕС Online», открытие прямого рейса и расширение перелетов — одна из ключевых тем нынешних переговоров Татарстана и Ирана. Из других важных направлений — сотрудничество в сферах машиностроения, сельского хозяйства и продовольствия. Товарооборот между Россией и Ираном по итогам 2021 года вырос до $5 миллиардов. Для сравнения: товарооборот со всеми странами Организации исламского сотрудничества (ОИС) в прошлом году — около $2 миллиардов. Отношения развивались и до последних геополитических потрясений, но при этом в Иране, например, до сих пор нет торгово-экономического представительства Татарстана.

Цель поездки — расширить экономическое сотрудничество и наладить новые контакты, обозначил Минниханов Цель поездки — расширить экономическое сотрудничество и наладить новые контакты, обозначил Минниханов Фото: president.tatarstan.ru

Заявленная цель поездки — расширить экономическое сотрудничество и наладить новые контакты, обозначил Минниханов на встрече с деловыми кругами провинции Восточный Азербайджан. Как сообщили в пресс-службе президента РТ, на мероприятии иранскому бизнесу презентовали экономический и промышленный потенциал республики. «Иранский бизнес должен быть представлен в Татарстане, мы создадим все условия», — заверил Минниханов. Позже президент РТ обсудил с губернатором провинции Восточный Азербайджан Зейном Аль Абедином Разави Хоррамом расширение транспортного коридора Север – Юг (The International North-South Transport Corridor, INSTC). Татарстан рассчитывает включить в эту дорогу свои логоцентры на Каме и Волге, чтобы выйти на Каспийское море и двигаться в направлении портов Ирана. 

Межправительственное соглашение о создании мультимодального транспортного коридора Север – Юг Россия, Индия и Иран подписали в 2000 году. Позже состав участников расширился до 14. Цель проекта — привлечь транзит грузопотоков из Индии, Ирана и стран Персидского залива через российскую территорию в Европу (в сравнении с морским маршрутом через Суэцкий канал расстояние сокращается более чем в 2 раза, что снижает сроки и стоимость перевозок). Сейчас проект объединяет несколько различных транспортных систем отдельных государств. Индия вложила в него около $2,1 млрд, часть этой суммы — в строительство транспортной инфраструктуры в Иране.

В июле из России в Индию (через Иран) прибыла первая партия грузов по строящемуся транспортному коридору, писала индийская газета The Economic Times со ссылкой на источники. Несмотря на санкции, объем товарооборота между РФ и Индией благодаря этому коридору увеличивается, отмечало издание. В долгосрочной перспективе Север – Юг станет альтернативой маршрутам по Суэцкому каналу, Средиземному морю и Босфорскому проливу, а также китайской инициативе «Один пояс — один путь» в регионе, подчеркивала газета. Общая протяженность коридора от индийского порта Мумбай до Санкт-Петербурга составляет 7,2 тыс. километров.

«Стороны сошлись на необходимости продолжить обмен торгово-экономическими делегациями, увеличить номенклатуру по поставкам промышленной продукции, расширить сотрудничество в области агропромышленного комплекса», — довольно лаконично описали итоги переговоров в казанском Кремле. Руководитель пресс-службы президента РТ Лилия Галимова не ответила на вопросы «БИЗНЕС Online» о том, планируется ли в рамках визита подписание соглашений и есть ли уже какие-то договоренности. Известно, что сегодня утром Минниханов посетил в Тебризе кондитерскую фабрику Shirin Asal. Обсуждались возможные поставки кондитерских изделий в РТ. На официальном сайте Shirin Asal называет себя лидером иранского рынка, в ассортименте более 1 тыс. наименований — печенье, шоколад, торты и др. В числе товаров компании можно найти множество местных аналогов западных брендов и продуктов.

В условиях санкций КАМАЗ и иранская компания могут друг другу помочь, отметил на встрече руководитель холдинга Rakhsh Khodro Diesel Daric Group Мохаммад Реза Зонузи Мотла В условиях санкций КАМАЗ и иранская компания могут друг другу помочь, отметил на встрече руководитель холдинга Rakhsh Khodro Diesel Daric Group Мохаммад Реза Зонузи Мотла Фото: president.tatarstan.ru

КАМАЗ перезапустил партнерство с иранцами: изменилась геополитическая обстановка

Какие именно компании приехали в Иран, казанский Кремль не уточняет. Не исключено, что сделано это намеренно — чтобы не подвести татарстанские (а может, иранские) предприятия под ограничения. Вероятно, по той же причине не раскрывается конкретная информация о подписанных соглашениях и даже планах. Из предприятий в сообщениях упомянут лишь КАМАЗ, которого санкциями теперь не удивишь. Минниханов и гендиректор челнинского автогиганта Сергей Когогин посетили завод по производству грузовиков Rakhsh Khodro Diesel (RKD) и встретились с руководством компании DARIC. Частная иранская компания RKD начала собирать грузовики по лицензии КАМАЗа в 2007 году, общий объем инвестиций в организацию производства составил $6,5 миллиона. Помимо «КАМАЗов» иранцы выпускают микроавтобусы собственного производства и легкие грузовики JAC.

В условиях санкций КАМАЗ и иранская компания могут друг другу помочь, отметил на встрече руководитель холдинга Rakhsh Khodro Diesel Daric Group Мохаммад Реза Зонузи Мотлаг. Губернатор Восточного Азербайджана заверил Когогина и Минниханова: грузовики стране нужны. Когогин лично рассказал иранским партнерам о технических особенностях автомобилей и преимуществах.

КАМАЗ давно сотрудничает с иранской компанией, отметил в разговоре с «БИЗНЕС Online» руководитель пресс-службы челнинского автозавода Олег Афанасьев. «Да, сотрудничество было приостановлено на определенный период ввиду того, что наблюдалась другая геополитическая обстановка. В настоящий момент сотрудничество возобновлено. Мы действительно начали собирать там наши грузовики», — отметил собеседник. Он уточнил, что производственные мощности площадки в Иране позволяют собирать до 2 тыс. грузовиков в год.

Среди участников делегации оказалась и министр культуры РТ Аюпова. Для республики представляет большой интерес иранский опыт по сохранению культурного наследия, в том числе рукописей и письменных памятников, сообщили «БИЗНЕС Online» в пресс-службе минкульта РТ. Там отметили, что Иран является «стратегическим направлением межкультурной коммуникации». В рамках встреч «достигнуты договоренности об осуществлении дальнейших культурных проектов». О каких конкретно проектах идет речь, ведомство не уточняет. В переговорах также участвует министр сельского хозяйства и продовольствия РТ Марат Зяббаров

По нашим данным, в настоящее время делегация из Татарстана встречается с бизнес-сообществом и руководством провинции Голестан в городе Горган. По итогам встречи планируется подписание соглашения между республикой и провинцией. 

Судя по снимкам на сайте президента РТ, помимо деловой части визита была и неформальная. Накануне Минниханов встретился с Курбаном Бердыевым - главным тренером иранского футбольного клуба "Трактор" - и получил в подарок игровую майку Судя по снимкам на сайте президента РТ, помимо деловой части визита была и неформальная. Накануне Минниханов встретился с Курбаном Бердыевым — главным тренером иранского футбольного клуба «Трактор» — и получил в подарок игровую майку Фото: president.tatarstan.ru

«Это не самые современные машины, но должно же быть какое-то разнообразие на нашем рынке, где остались LADA и китайские автомобили» 

Помимо КАМАЗа в состав татарстанской делегации вошли представители предприятий энергетической отрасли и торговли, рассказал в беседе с «БИЗНЕС Online» председатель Торгово-промышленной палаты (ТПП) Татарстана Шамиль Агеев. По его словам, у президента РТ в Иране «очень напряженная» программа: «Полным ходом идет посещение объектов». Также запланированы встречи по линии стратегической группы «Россия – Исламский мир», которую Минниханов возглавляет по поручению президента РФ Путина.

Агеев отметил, что Иран представляет интерес для Татарстана как поставщик продовольствия, продукции легкой промышленности. Важные направления — техническое обеспечение, нефтепереработка и др. К слову, на прошлой неделе иранская National Iranian Oil Company (NIOC) заявила, что готова привлечь «Татнефть» к разработке месторождений в Иране. Агеев считает, что скорый запуск прямого авиарейса поможет развивать туристическое направление. Взаимодействие полезно и с точки зрения работы под санкциями — у Ирана здесь накоплен большой опыт, причем стране удалось достичь в этом неплохого результата. По мнению Агеева, конкретные планы по сотрудничеству не озвучиваются, потому что и Россия, и Иран под ограничениями и анонсы могут «только усилить давление». «Какой выход будет в остатке, пока трудно судить, но отдача [от отношений] есть. Надо признать: не все, что они предлагают, годится нам, как не все, что мы предлагаем, годится им. Отбор идет, не так все просто сейчас, когда происходит смена ориентиров и партнеров», — сказал Агеев.

Татарстан и Иран знают друг друга и рассчитывают выйти на более высокий уровень сотрудничества, сказал председатель правления машиностроительного кластера РТ Сергей Майоров. Он напомнил, что в августе делегация из 75 человек во главе с министром промышленности и торговли РТ Олегом Коробченко посетила четыре иранских города и осмотрела «огромное количество предприятий». По итогам той поездки есть «большой перечень поручений министра», указал Майоров в беседе с «БИЗНЕС Online». Один из ярких проектов — это транспортный коридор Север – Юг, необходимый, чтобы задействовать русло рек Волга и Кама для круглогодичной навигации через Каспийское море к территории Ирана, стран Персидского залива и Индии. На сегодняшний день маршрут работает в части Каспийского моря, но Волга и Кама не задействованы из-за того, что суда грузоподъемностью 5 тыс. т не могут пройти по фарватеру. «Мы будем частично делать углубления, зимой потребуется пускать ледокол, которых нет и которые нужно построить, и пузырчатую систему от обледенения шлюзов на зимний период необходимо запустить. Это такой большой проект, по которому идет межведомственное согласование, и он может минимум в 2 раза снизить логистические затраты наших компаний», — отметил собеседник газеты. По словам Майорова, Татарстан в качестве транзитной зоны может «очень серьезно выиграть».

Также с Ираном планируется наращивать поставки в области химии, катализаторов и автокомпонентов (ряд российских предприятий уже тестирует их). Но самое главное, по мнению Майорова, — это сотрудничество по топливу, которое в Иране стоит дешево. По данным GlobalPetrolPrices.com, 1 л бензина стоит 15 тыс. иранских риалов, что равно 21,26 рубля. «Есть вопросы по строительству 150-километрового участка железной дороги, и тогда кроме автотранспорта можем задействовать ж/д дорогу. Нам нужно искать новые логистические маршруты, хотим мы этого или нет», — сказал председатель машиностроительного кластера. Майоров уточнил, что Тегеран изучает возможность экспорта своих автомобилей на российский рынок. «Это не самые современные машины, но должно же быть какое-то разнообразие на нашем рынке, где остались LADA и китайские автомобили», — добавил спикер.