20 ВИДОВ СЫРОЙ НЕОЧИЩЕННОЙ НЕФТИ И 7 ТЫС. ТОНН МАНГО

Сегодня началась рабочая поездка президента РТ Рустама Минниханова в Индию, сообщил в своем Twitter заместитель руководителя пресс-службы президента РТ Эдуард Хайруллин.

Делегация Татарстана прибыла в Джамнагар, где находится крупнейший в мире НПЗ группы Reliance, перерабатывающий почти 70 млн. тонн нефти в год.

В состав делегации вошли директор департамента внешних связей президента РТ – помощник президента РТ по международным вопросам Искандер Муфлиханов, глава ТАИФа Альберт Шигабутдинов, гендиректор "Татнефти" Шафагат Тахаутдинов, его первый зам Наиль Маганов.

НПЗ в Джамнагаре – крупнейший по величине в мире. Он был построен менее чем за три года, в течение первых месяцев начал обрабатывать более 20 видов сырой неочищенной нефти.

Общая площадь комплекса – более 3 тыс. гектаров. Расположен в одной из особых экономических зон Индии (815 км от Мумбаи и в 25 км от Джамнагара), в непосредственной близости от Качского залива и ближневосточных источников сырой нефти.

Сам город Джамнагар в Индии называют городом нефти. Расположенный в Гуджарате, родине династии Амбани, у самой границы с недружественным Пакистаном, он окружен тремя крупными базами: военновоздушной, военноморской и сухопутной. Дело не только в необходимости защиты мирного населения. Джамнагарский нефтеперерабатывающий хаб – крупнейший в мире, поэтому имеет стратегическое значение.

Индия бедна нефтяными месторождениями, однако занимает выгодное транзитное положение между экспортером нефти - Ближним и Средним Востоком - и ее главным азиатским потребителем - Китаем. Путь до Джамнагара арабские танкеры преодолевают за четыре-пять дней, кроме того, нефть идет и по суше – по трубопроводам из Пакистана. Поощряя бизнес на приграничной территории, правительство Индии наделило Джамнагар статусом свободной экономической зоны с налоговыми льготами.

Джамнагарский НПЗ стал крупнейшим еще при своем создании в 1999 году, начав работать с мощностью переработки 15 млн. тонн в год (для сравнения – мощности Московского НПЗ не превышают 10 млн. тонн в год). В 2008-м, после инвестиций в $6 млрд. его мощности удвоились, составив 5% мирового выпуска бензина.

Производство способно перегонять 33 млн. тонн нефти в год. Комплекс имеет более 50 технологических отделов, которые совместно обрабатывают основной поток сырой неочищенной нефти для получения различных готовых изделий.

Вообще, НПЗ в Джамнагаре - довольно экзотическое место. Он окружен зеленой зоной, где высажено около 100 тыс. деревьев манго. Завод продает 7 тыс. тонн манго, выращенных в этом зеленом поясе. Сегодня еще одно дерево посадил Минниханов, о чем будет напоминать соответствующая таблица. Из правил НПЗ - не курить, не снимать фото и видео, пристегиваться в автомобиле, не пугать диких животных в зеленой зоне.

Как сообщил Хайруллин, никаких подписаний договора не намечается, делегация Татарстана «просто знакомится с последними технологиями».

view_394741_293945.jpg
Комплекс НПЗ окружен зеленой зоной, где высажено около 100 тыс. деревьев манго. Сегодня еще одно дерево посадил президент РТ Рустам Минниханов

ПЕРВАЯ ЧАСТНАЯ ИНДИЙСКАЯ КОМПАНИЯ ИЗ ТОП-500 КОМПАНИЙ МИРА

История компании Reliance, на территории которой президент РТ посадил манговое дерево, заслуживает отдельного рассказала. Как выяснила газета «БИЗНЕС Online», это первая частная индийская компания, попавшая в список 500 крупнейших компаний мира по выручке ($44 млрд. в 2010 году). Она же третий в мире по капитализации нефтеперерабатывающий и нефтехимический бизнес, на который приходится около 3% ВВП Индии и 8% национального экспорта. RIL принадлежит семейству Амбани, состояние которого начало расти с Дхирубая – отца сегодняшнего председателя совета директоров компании Мукеша.

Сам же Мукеш Амбани является сегодня самым богатым индийцем. В отличие от металлургического короля Лакшми Миттала - владельца Arcelor Mittal, он не уехал в Лондон, чтобы лучше влиться в сообщество глобального бизнеса, а стал лидером и спикером национальных деловых кругов. Амбани отмечает, что под влиянием мировой экономики и конкуренции связи в кругах чиновников для индийских магнатов перестали быть значимым аргументом. На место государственного покровительства заступила культура инноваций, пишет журнал newchemistry.ru. Непрерывный поток инноваций способна обеспечить только организация, построенная по принципу сороконожки, где все сотрудники участвуют в продвижении бизнеса и никто не является незаменимым в отличие от хрупкой культуры личных связей.

Получивший степень бакалавра прикладной химии в Мумбаи и управленческое образование в Стэнфорде Амбани внимательно следит за войной отраслей на рынке инвестиций и выбирает наиболее перспективные для вложений. В первую очередь его благосклонностью пользуются телекоммуникации и биотехнологии, нетрадиционная энергетика и ритейл. Только в июне 2010 года RIL за $8,2 млрд. приобрела 95% акций Infotel Broadband - индийского провайдера беспроводной широкополосной связи. Стоило миру заговорить о сланцевом газе как энергоносителе будущего, как в том же июне становится известно о покупке семьей Амбани месторождения газа в США у компании Pioneer Natural Resources за $1,35 миллиарда. Тем не менее новые, зачастую венчурные проекты не мешают нефтегазохимическим заводам оставаться корпоративной арматурой и главным центром прибыли в Reliance Industries.

НЕСЛУЧАЙНОЕ ЗНАКОМСТВО

Идея поехать на НПЗ в Индию возникла совсем недавно – в феврале в Казани на подписании контракта о начале проектирования установки по переработке тяжелых остатков на нефтеперерабатывающем заводе «ТАИФ-НК» по технологии Veba combi cracker (VCC). Документ о старте работ подписали первый президент, член совета директоров американской инжиниринговой компанией Kellogg Brown&Root (KBR) Тим Чалланд и гендиректор ОАО «ТАИФ-НК» Амиль Калимуллин. Надо отметить, что владельцем технологии VCC является нефтяная компания BP, которая в 2008 - 2009 гг. провела тендер среди инжиниринговых компаний на право проектировать, продавать, распространять и создавать установки с ее использованием. Победителем оказалась американская KBR. Именно у нее ТАИФ в конце 2011 года приобрела лицензию. Среди потенциальных покупателей также выступила и индийская Reliance, куда и отправился сегодня Минниханов.

view_394741_293947.jpg

Точкой пересечения интересов Татарстана с индийской компанией Reliance Industries стала технология переработки углеводородов, которую собирается внедрить у себя ТАИФ

TERRA INCOGNITA ДЛЯ ТАИФА

Расскажем вкратце о технологии, которую собираются внедрить в Джамангаре и которая является предметом интереса татарстанской стороны.

Во времена Третьего Рейха в Германии был построен ряд предприятий по производству энергоносителей из угля, залежи которого в больших количествах находятся на территории страны. В основном производство базировалось на разработанном в 1913 году процессе Бергиуса-Пира. Таких заводов было 12, ими до конца Второй мировой войны было реализовано в общем мощностей для производства до 4,275 млн. тонн в год. С помощью синтетического топлива нацисты обеспечивали 70% потребности авиации и 50% автотранспорта.

После войны немецкая компания VEBA (была поглощена E.on), использовав химический Kohleoel Process (слегка модернизированный процесс Бергиуса-Пира), построила в 80-х годах в немецком городке Bottrop демонстрационную установку мощностью переработки 200 тонн угля в сутки (или 73 тыс. твг). Завод как аттракцион проработал несколько лет и был закрыт в 1993 году. Поскольку технология работала на угле, компания VEBA в тех же 80-х годах модернизировала ее под перегонку тяжелых нефтяных остатков, запатентовала под именем Veba Combi Cracker (VCC) и тут же продала British Petroleum (BP). BP, имея 20 нефтеперерабатывющих заводов, внедрять ее в промышленную эксплуатацию в течение 30 лет не стала. У них было несколько опытных лабораторных производств, но что-то у них не пошло, несмотря на то что они значительно технологию усовершенствовали, разработав химическую добавку, которая позволяет получать вместо 25% тяжелых остатков только 5%. Сделанные затраты надо было как-то отбивать, но желающих покупать сырую технологию у своих прямых конкурентов среди нефтяников не было. Чтобы сбыть неликвид, BP наняла в январе 2010 года независимого продавца - Kellogg Brown and Root (KBR) - одну из крупнейших многофункциональных компаний, предоставляющих услуги в энергетической и нефтехимической отраслях (предпроектные проработки, концептуальное проектирование, начальное проектирование, детальное проектирование, МТО, строительство, сдача и пуск в эксплуатацию, управление проектом, а также выполнение государственных подрядов и проектов по развитию гражданской инфраструктуры). KBR, как опытный коммивояжер, с головой взялись за продажи - и вскоре пошли клиенты. Две лицензии были проданы китайцам. Это четвертая по величине китайская нефтяная компания Shaanzi Yang_Chang Petroleum и госхолдинг BPEC. Запуск установки первой запланирован на март 2013 года, а второй - на конец 2013 года. Правда в англоязычной прессе упоминается не о прямой продаже лицензии, а о создании совместных предприятий, а информация о стройках пока отсутствует, и есть пока только планы. Китайцы, вообще-то, охотно покупают и участвуют в совместных предприятиях по таким лицензиям, на НИОКР там денег не жалеют. Но и то в этом случае не купили напрямую, а создали совместные предприятия.

ПОЧЕМУ ИЗ ТАИФ-НК УШЛА КОМАНДА БАБЫНИНА

И вот 14 февраля 2012 года в Казани в штаб-квартире ГК «ТАИФ» состоялось подписание контракта с KBR о начале проектирования установки по переработке тяжелых остатков на нефтеперерабатывающем заводе «ТАИФ-НК» по технологии Veba combi cracker (VCC). Стоимость строительства установки в ТАИФ-НК мощностью 3 млн. тонн с учетом необходимой инфраструктуры оценивается в $1,5 миллиарда. Предполагается, что она будет введена в эксплуатацию через 3,5 - 4 года, и тогда, согласно планам, завод будет получать только светлые нефтепродукты — керосин, бензин и дизтопливо стандартов "Евро-4" и "Евро-5", превращая в них даже печное топливо. Оно сейчас составляет около трети конечной продукции и, как говорят в ТАИФ-НК, серьезно портит экономику компании, поскольку цена его продажи ниже покупки нефти.

Само же решение было принято в октябре 2011 года и явилось, по словам участников рынка, причиной отставки команды прежнего гендиректора ОАО «ТАИФ-НК» Александра Бабынина. Он отстаивал давно отработанную технологию американцев - UOP (входит в корпорацию Honeywell), у которой на счету несколько десятков таких успешно работающих промышленных установок.

И в самом деле, действующих промышленных установок, работающих по Veba Combi Cracker, пока не существует. Несмотря на то что самой технологии три десятка лет, нефтяники не хотят с ней связываться по целому ряду причин:

- процесс протекает в высоких температурах (400 - 500 градусов Цельсия);

- высокое давление (200 - 300 атм);

- необходимость производства высоких объемов водорода для реакции гидрирования;

- только промышленного газа (на примере ТАИФ-НК) необходимо около 600 млн. твг;

Одним словом, технология очень хлопотная и дорогая в производстве.

Что касается KBR, то они подписали неплохой контракт на продажу лицензии и основное проектирование (займет 44 - 45 месяцев). ТАИФ же, приняв судьбоносное для себя решение, вступил в terra incognita, полную рисков и неопределенности.

Как отметил на подписании контракта Минниханов: «Технология хорошая. Если будет работать, то будет хорошей рекламой. Если будет успешной, то будут ее разбирать как горячие пирожки. А если неуспешной, то можете поставить крест на этой технологии…».