В казанской галерее современного искусства  «БИЗОN» состоялась лекция Людмилы Блиновой про влияние культурного кода сказки на развитие личности В казанской галерее современного искусства «БИЗОN» состоялась лекция Людмилы Блиновой о влиянии культурного кода сказки на развитие личности

У современных детей развитие интеллекта не соответствует возрастным особенностям

До конца этой недели в галерее современного искусства «БИЗОN» работает выставка известной питерской художницы Юлдус Бахтиозиной «Рискуя собственной шубой». В своих фотоработах Бахтиозина в том числе показывает свое видение русских сказок, перенося старинный фольклорный сюжет в современные реалии и открывая новые стороны персонажей.

Экспонаты выставки любопытно пересекались с прошедшей на днях в стенах «БИЗОNа» лекцией (как раз и запланированной, чтобы посмотреть под другим углом на сказочных персонажей) известного психоаналитика, заслуженного учителя РФ, завкафедрой психологии казанского филиала Московского социально-гуманитарного института Людмилы Блиновой, посвященной собственно сказкам и их влиянию на формирование детей. 

«Как вы думаете, современный ребенок, современный подросток, юноша, молодожены XXI века отличаются от своих сверстников прошлого века?» — с ходу обратилась к публике педагог, предложив вести лекцию в формате общения. Получив утвердительный ответ, Блинова поспешила уточнить, в чем же это отличие заключается, озвучив заодно и возможные варианты ответа: в интеллекте, в эмоциях, в поведении, в контактах… «В информационном потоке, который сопровождает ребенка с самого раннего возраста, — последовал ответ из зала. — Сейчас мы видим детей, самых маленьких, с телефонами. Они сами учатся включать телевизор, телефоны и всем этим пользоваться, они живут в совершенно другой реальности, не всегда связанной с той, что происходит вокруг».

Действительно, согласилась педагог, современные дети с раннего возраста не устанавливают связь с реально-материальным миром и воспринимают его через зрительное восприятие. «Это приводит к тому, что у большинства современников мы наблюдаем так называемое клиповое, то есть фрагментарное мышление. Они знают много, но эти знания разрознены между собой, они не складываются в мировоззренческую систему. Это первая особенность», — отметила спикер. Вторая касается эмоций и мотивов. Как оказалось, одна из главных проблем, которую озвучивают Блиновой родители ее подопечных, — «ничего не хочет». По ее словам, единственное, что интересно таким детям, — компьютер, гаджет, причем о получении информации речь не идет.

«Как вы думаете, современный ребенок, современный подросток, юноша, молодожены XXI века, отличаются от своих сверстников прошлого века?» — с ходу обратилась к публике педагог, предложив вести лекцию в формате общения «Как вы думаете, современный ребенок, современный подросток, юноша, молодожены XXI века отличаются от своих сверстников прошлого века?» — с ходу обратилась к публике педагог, предложив вести лекцию в формате общения

Как призналась лектор, в своей семье она сталкивается с тем же. Для ее 11-летнего внука разрешение посидеть за компьютером — это золотая валюта. Ежедневно ему выделяется 15 минут «экранного времени», а за проступки минуты вычитаются, что для него является самым страшным наказанием. Вместе с тем эти заветные минуты нужны ему не для того, чтобы узнать что-то интересное, а только затем, чтобы поиграть в стрелялки/догонялки. «Я все лето учила внука собирать кровать. Вы думаете, мне это удалось?» — задала, очевидно, риторический вопрос психолог. Как выяснилось, все ограничилось лишь тем, что он просто накрывал кровать одеялом, не расправляя его. «Тебе надо — ты и делай», — таково было заявление ребенка. Так вот, стремление эстетически преобразовать окружающую среду напрочь отсутствует в нынешних детях. Говоря простым языком, быт для них — это ерунда.

«Их мало что интересует в мире. Почему они так общаются с людьми, как вы думаете? — снова обратилась к аудитории Блинова. — Потому, что они не могут представить человека, который просит о чем-то, у них отсутствуют эмпатия и воображение. Они живут одними и теми же сиюминутными  потребностями… У современных детей развитие интеллекта не соответствует возрастным особенностям».

В чем суть сказки «Курочка-ряба»? Вопрос заметно оживил собравшихся, которые стали выдвигать самые различные теории на дополнительные вопросы лектора: почему яичко золотое, зачем его хотели разбить? В чем суть сказки «Курочка Ряба»? Вопрос заметно оживил собравшихся, которые стали выдвигать самые различные теории на дополнительные вопросы лектора: почему яичко золотое, зачем его хотели разбить?

Как мультфильм «Маша и медведь» учит потребительскому отношению

А вот проблема современных родителей — это как раз нежелание читать детям сказки. Они предпочтут включить ребенку какую-нибудь информационную передачу, особенно ту, которая обогащает ребенка технически. «Но знания не первичны. Наши дети сейчас много знают, по статистике, за день обучения в школе сегодня они получают объем информации, который получал 11-классник в 1980 году. Невозможно усвоить все эти знания и ориентироваться в них… — уверена Блинова. — Получается, мы даем детям орудие, стремление куда-то и пошаговую реализацию. Но куда? Опыт? А зачем он?.. Первична та внутренняя струя, тот стержень, который дает нам возможность точно определять цель применения этих знаний. „Я хочу прийти к цели“ — это желание, а желание — это чувства. Потому самое уязвимое место — эмоциональная неустойчивость». Собственно, лучшим средством работы с этой уязвимостью, с формированием эмоций ребенка являются, по мнению психологов, именно сказки.

Например, в чем суть сказки «Курочка Ряба»? Вопрос заметно оживил собравшихся, которые стали выдвигать самые различные теории на дополнительные вопросы лектора: почему яичко золотое, зачем его хотели разбить? «Яйцо как символ жизни», «золотое, потому что ценное» и т. д. Но правильный ответ оказался даже слишком бытовым: не клади вещи где попало — они сломаются или разобьются.

Кстати, первым психологом, обратившим внимание на мифологический, сказочный мир и распределивший его по содержанию на 12 групп, был швейцарский психиатр Карл Густав Юнг. Он два раза был в кругосветном путешествии, чтобы собрать мифы, созданные разными культурами и на разных континентах в дописьменный период.

«Когда он начал систематизировать сюжеты сказок, то был потрясен! Австралия, Африка, Америка, Россия — сюжеты и герои одни и те же, только имена разные. А вот события, действия, подвиги одни и те же. Тогда Юнг задал себе как психологу вопрос: почему так выходит?» — продолжала Блинова. Практически все присутствующие согласились, что дело в ценностях. То есть, где бы ни оказался человек любой национальности, ценности одни и те же. Из этого Юнг сделал вывод, что все герои сказок — это части нашего «я» и нашей личности и что они имеют возрастной аспект. Более того, даже законы психического развития личности в разных народах одни и те же.  

Собственно, народные сказки, по мнению психологов, хороши тем, что в них нет одного прямого решения. А вот современные, например сказка «Маша и медведь», как оказалось, самая нелюбимая специалистами серия, т. к. там «все на поверхности». «Образ медведя, кто он в этой сказке — сосед, дедушка, мать? Почему он не предъявляет ничего Маше? Она один сарафанчик испачкала, а он ей новый сшил, потом еще новый и еще. Чему эта серия учит? Правильно, потребительскому отношению», — раскритиковала один из самых популярных российских мультсериалов гостья «БИЗОNа».

По словам Блиновой, существует семь сюжетов сказок для девочек и семь — для мальчиков, о каждом из которых лектор рассказала на прошедшей встрече По словам Блиновой, существует 7 сюжетов сказок для девочек и 7 — для мальчиков, о каждом из которых лектор рассказала на прошедшей встрече

Девочка, девушка и чудовище

По словам Блиновой, существует 7 сюжетов сказок для девочек и 7 — для мальчиков, о каждом из которых лектор рассказала на прошедшей встрече. Например, сказки категории «Девочка, девушка и чудовище». К ней относится уже упомянутая «Маша и медведь», где «чудовищем» (речь, разумеется, не о моральных качествах персонажа) выступает медведь, или сказка «Аленький цветочек». «Почему героиня вернулась к чудовищу, хотя могла этого и не делать, что она увидела в нем, кроме безобразного вида? — спросила Блинова. — Она увидела в нем внутренний мир, его душу, интересы. И это интереснее, чем внешний вид». По словам психолога, когда мы выбираем своего партнера, в нас работает только тело, а это влюбленность, еще ни о какой любви речь не идет. Так вот сказка учит: не ошибись и выбирай партнера не по внешнему критерию, а по своему типу. 

«У меня очень некрасивый муж, чуть выше моего роста, — далее решила снизить градус серьезности Блинова. — В наше время уважали спортивных, а он музыкант, который даже не знал, сколько передач можно делать в волейболе. И когда я, спортсменка, увидела этого дикаря, то спросила: „Зачем вы взяли его в свою команду?“ „Это креативный человек, — ответили мне. — Он наблюдает и дает нам советы“. А когда он за мной бегал, я, извините за это слово, считала это позором! Что я, лучшего не достойна? Один друг его сказал: „Не бросайся, это ходячая энциклопедия“. И привлек он меня именно своим знаниями».

Еще одна категория сказок для девочек — «Падчерица и мачеха». «Почему ни в одной русской сказке нет доброй мамы? — обратила внимание лектор — Она всегда умирает, когда девочке 8–10 лет, отец женится на другой, у которой свои дети, которых она очень любит. Чему учит мачеха падчерицу через домашние обязанности, например в „Золушке“?» Оказалось, здесь есть разные аспекты. Если сказку читают ребенку, то его она учит терпению (отсылка к тому, как мачеха заставляет девочку долго и муторно перебирать крупу и т. д.). Если наложить сюжет уже на девочку-подростка, то перебирание круп учит не ошибиться в выборе супруга. 

Иногда мы выбираем людей с такими качествами, которых в нас нет. «Если девушка бедна и не может другим способом свое материальное благополучие обеспечить, то выбирает богатого, если, извините, не очень привлекательна, то выбирает знаменитого или красивого, так как на него смотрят, а она рядом, и на нее обратят внимание», — объяснила спикер. Не вдаваясь в подробности, психолог коротко отметила, что существует четыре типа женщины и четыре типа мужчины. Каждый должен найти свой тип. И полная психологическая несовместимость случается как раз тогда, когда человек выбирает человека не своего типа. 

Кстати, такие сказки психолог посоветовала разбирать родителям дочерей младшего школьного возраста. «Это жесткий вывод, но сказки говорят: „Мамочки, когда у вас дочери такого возраста, переставайте их безусловно любить. Начинайте учить их, формировать чисто женские качества: забота и и умение прислушиваться к своим чувствам“. Имея оба эти качества, она соткет (не зря героини таких сказок часто вовлечены в рукоделие) не только свою судьбу, но и судьбу своих родных», — резюмировала спикер.

«Мамочки, когда у вас дочери такого возраста, переставайте их безусловно любить. Начинайте учить их, формировать чисто женские качества: забота и и умение прислушиваться к своим чувствам“. Имея оба эти качества, она соткет (не зря героини таких сказок часто вовлечены в рукоделие) не только свою судьбу, но и судьбу своих родных» «Мамочки, когда у вас дочери такого возраста, переставайте их безусловно любить. Начинайте учить их, формировать чисто женские качества: забота и и умение прислушиваться к своим чувствам. Имея оба эти качества, она соткет (не зря героини таких сказок часто вовлечены в рукоделие) не только свою судьбу, но и судьбу своих родных» Фото: «БИЗНЕС Online»

Почему не надо помогать мужчине, а лучше брать пример с Бабы-яги

Несколько раз упомянули и Бабу-ягу, к ценностям и образу жизни которой, кажется, стоит присмотреться всем женщинам. Судите сами: яга вымыла, накормила, уложила героя, который, выспавшись, сам ей все рассказал. Здесь отсылка к сказке «Синяя Борода», главный герой которой убивал своих любопытных жен. Это произведение (уже для девушек) говорит о том, что не надо лезть в душу к своему мужчине, пока он тебе сам ее не открыл. «Зачем нам нужно лезть во внутренний мир мужчины? Чтобы им управлять, манипулировать? Он что-то рассказал свое, а она потом будет припоминать. Так вот эта сказка учит изживать в себе это негативное качество», — констатировала Блинова.

А вот суть сказки «Василиса Премудрая» хоть и в том, чтобы помогать своем Финисту – Ясному соколу, но не тогда, когда женщина сама это решила сделать, а только тогда, когда он сам попросит. По словам психолога, когда женщина каждый раз бросается на амбразуру, только чтобы помочь своему партнеру, она тем самым не дает развивать ему правополушарное креативное мышление, лишает его возможности самому выбраться. «А вот когда видишь, что он в тупике и просит о помощи, вот тогда своей креативностью помогаешь рассмотреть ему различные варианты выхода из этой ситуации», — подчеркнула лектор.

И еще раз о Бабе-яге. Вроде бы негативный образ, а главному герою она всегда помогает. Но почему она живет изолированно? Почему ушла в изгнание добровольно? Как ее опыт помогает выжить тем героям, которые дошли до ее избушки, до ее уровня развития, до ее уровня понимания… Иногда мы выбираем людей с такими качествами, которых в нас нет, возможно, это как раз то, к чему должна стремиться женщина в так называемом возрасте мудрости…

«Есть женские сказки, мужские, даже сказки для людей, которые испытывают постоянный страх, для лиц агрессивных, но я, как психолог, прежде всего, ценю их в первую очередь за терапевтический эффект» «Есть женские сказки, мужские, даже сказки для людей, которые испытывают постоянный страх, для лиц агрессивных, но я, как психолог, прежде всего ценю их за терапевтический эффект» Фото: «БИЗНЕС Online»

Как сказка о Коньке-горбунке развивает физические качества мальчиков

В завершение лекции осталось время пробежаться по мужским сказкам и узнать, чему же они в детстве учат будущих мужей и защитников отечества. Неожиданно начался разговор с «Колобка». Эта сказка, как оказалось, говорит о том, что главная цель мужчины — карьера, общественный труд. Мужчина — это путник. Когда колобок сбежал, он первым делом встретил зайца, традиционно олицетворяющего страх, трусость. Эти черты характеры для мальчика до трех лет. Встретившийся затем волк олицетворяет агрессию, злость, жестокость — качества, которые необходимы мужчине, но при условии, что он знает, когда, где и с кем их применять. Волк в возрастной категории — это младший школьник, подросток. Лиса — мудрость для принятия решений. Решений не только за себя, но и за свою мечту.

«Пузырь, соломинка и лапоть» — если ты пошел путешествовать, ты один не справишься, тебе нужны друзья, которые обладают разными качествами. А сказки о добрых зверях — «Конек-горбунок», «Серый волк» и т. д. — это произведения, которые формируют тело, физические качества мальчика, мужчины — выносливость, самостоятельность. Сказка о царе Салтане и купцах — это предпринимательство.

Дальше речь шла о произведениях, где идет противоборство двух сторон. Когда есть вражеская сторона и сторона героя. Если ты знаешь, какие у тебя ценности в семье, ты их прививаешь. А эти ценности являются слепком ценностей с твоей национальностью. Ну и рассказы о колдунах, уединенно живущих в своих замках. Они имеют сходство с персонажем Бабы-яги. Это герои, у которых тоже за плечами большой жизненный опыт, но на старости лет они оставили только те знания, которые ими лично проверены и которыми могут воспользоваться другие.

«Вот эти поведенческие коды действительно запечатлены в сказках… Сказка, а в общем смысле литература — это искусство третьего неба. Первое — музыка, второе — живопись, — считает Блинова. — В них заложены глубинные представления о нравственном поведении, правилах и нормах, принятых в обществе. Есть женские сказки, мужские, даже сказки для людей, которые испытывают постоянный страх, для лиц агрессивных, но я, как психолог, прежде всего ценю их за терапевтический эффект».