VK забирает «Дзен» и «Новости», получает права на их технологии и айдентику и сейчас регистрирует переход прав на товарный знак Дзена VK забирает «Дзен» и «Новости», получает права на их технологии и айдентику и сейчас регистрирует переход прав на товарный знак «Дзена» Фото: Евгений Разумный / «Ведомости»/ ТАСС

Ушла эпоха

Историческую сделку VK и «Яндекс» запланировали весной, а о ее закрытии объявили накануне. VK забирает «Дзен» и «Новости», получает права на их технологии и айдентику и сейчас регистрирует переход прав на товарный знак «Дзена». Сервисы, которые раньше были представлены на главной странице «Яндекса», переехали на dzen.ru. От «Яндекса» здесь остались только поисковая строка и погода. «Результаты деятельности платформ „Дзен“ и „Новости“ будут консолидированы в отчетности VK с III квартала текущего года», — говорится в релизе VK.

По условиям сделки VK передала «Яндексу» 100% сервиса доставки готовой еды и продуктов Delivery Club, который ранее выкупила у «О2О Холдинга». «Компания продолжит развивать бренд Delivery Club, его приложение и сайт будут работать. При этом сервис перейдет на единую технологическую платформу с „Яндекс.Едой“», — пообещал «Яндекс» и предупредил, что постепенные изменения, связанные с продажей «Новостей» и «Дзена», начнутся с понедельника. Другие детали сделки стороны не раскрывают.

Так что изменилось? С понедельника yandex.ru больше не главная страница «Яндекса». Теперь при переходе на нее происходит переадресация на портал dzen.ru, подконтрольный VK. Судя по внешнему виду, пока здесь решили обойтись без кардинальных изменений и сохранить «философию»: в верхней части узнаваемая желтая поисковая строка, ниже — пятерка популярных новостей и погода, а дальше — бесконечная лента «Дзена». Сайт также предлагает зайти в свой аккаунт в «Яндексе» и отображает подписки и почту. Неопытный пользователь может не сразу заметить «подмену». Бета-версия dzen.ru заработала еще неделю назад, 6 сентября, но тогда не привлекла такого большого внимания, поскольку принудительной переадресации не было.

«Новости» и «Дзен» уже исчезли из приложений «Яндекса» для мобильных устройств на операционных системах iOS и Android. Прежнее приложение для Android превратилось в «Яндекс.Старт». Сейчас это браузер с настраиваемой стартовой страницей, параметры которой можно менять в настройках. «Яндекс» теперь развивает новую главную страницу с коротким адресом ya.ru. В настоящее время это основная точка входа в «Поиск», «Почту» и другие сервисы компании, включая личный кабинет пользователя «Яндекс ID». Ядром новой «морды» компания называет поиск и голосовой помощник «Алиса».

«Дзен» накануне предупредил авторов о новшествах. К примеру, на вкладке «Публикации» могут измениться данные по взаимодействию с подписчиками — число дочитываний или просмотров. Это связано с тем, что платформа внедряет единый учет подписчиков. «Раньше можно было подписаться на каналы в „Дзене“ без авторизации. Из-за этого у пользователей мог быть разный набор подписок на различных устройствах. Теперь, если они хотят подписаться на канал, им нужно авторизоваться», — пояснили разработчики и уточнили, что изменения не отразятся на доходах, поскольку изначально учитывались только авторизованные пользователи.

По условиям сделки VK передала «Яндексу» 100% сервиса доставки готовой еды и продуктов Delivery Club, который ранее выкупила у «О2О Холдинг» По условиям сделки VK передала «Яндексу» 100% сервиса доставки готовой еды и продуктов Delivery Club, который ранее выкупила у «О2О Холдинга» Фото: «БИЗНЕС Online»

Как продавались «Новости» и «Дзен» 

«Новости» — это агрегатор новостных материалов, который был создан в 2000 году. По подсчетам самой компании, сайт ежедневно посещают более 10 млн пользователей. Точная аудитория и выручка «Новостей» не раскрывалась. «Дзен» был запущен в 2017-м, является сервисом персональных рекомендаций и издательской платформой. По итогам 2021 года у сайта было 2,3 млн активных пользователей в день. Плановая выручка «Дзена» в IV квартале 2021-го составила 18,9 млрд рублей. «Яндекс» неоднократно обвиняли в том, что он может влиять на формирование топа новостей. Сама компания настаивала: топ формируют не сотрудники, а специальный алгоритм.

В октябре прошлого года «Яндекс.Новости» начали маркировать сообщения СМИ-иноагентов. Компания тогда объясняла, что в соответствии с п. 7 ч. 1 ст. 10.4 закона «Об информации» обязана выполнять положения о порядке распространения СМИ и маркировки сообщений от изданий, признанных иностранными агентами. В марте 2022-го «Яндекс.Дзен» ограничил доступ к контенту для иностранных пользователей. Компания объяснила такое решение «невозможностью обеспечить высокое качество персонализации на других языках».

«Их и справа били, и слева»: «Яндекс» сдает «Дзен» и «Новости» сыну Кириенко

По данным РБК, в марте глава «Дзена» Антон Фролов так объяснял сотрудникам планы продажи сервиса: «Если „Яндекс“ хочет продолжать оставаться технологической большой компанией, ему придется сфокусироваться на чем-то, что ни при каких условиях не может быть как-либо политизировано». Наиболее вероятный вариант — продать сервисы другой фирме, отмечал топ-менеджер и подчеркивал, что «за последний месяц правила ведения бизнеса в России переопределились». «„Дзен“ — это довольно лакомый кусочек, и „развод“ [с „Яндексом“] происходит не потому, что что-то не так с перспективами „Дзена“ в контентном бизнесе, с его ростом или его бизнес-моделью, а просто потому, что „Яндекс“ будет концентрироваться совсем на других бизнесах <…>. Сейчас у нас в переговорах достаточно сильная позиция, „Дзен“ все хотят, и ключевое условие — чтобы мы стали центральным продуктом в другом месте и чтобы все, что там есть, нас усиливало, а не ослабляло», — говорил Фролов на специальном собрании. 

В итоге подходящий покупатель, судя по всему, нашелся. 23 августа VK и «Яндекс» объявили, что закончили переговоры об обмене активами, и озвучили параметры сделки. «„Дзен“ — уникальная и популярная среди миллионов людей платформа, один из лидеров рынка, имеющий огромный потенциал развития. В результате интеграции с VK для авторов „Дзена“ откроются возможности реализовать себя в новых форматах и доступ к новой аудитории», — отмечал тогда  гендиректор VK Владимир Кириенко. VK в результате сделки хочет стать для всех авторов в Рунете «важнейшим ключевым партнером», писала компания в сообщении для сотрудников, с которым ознакомился The Bell. Судя по нему, фирма рассчитывает, что покупка «Дзена» позволит ей нарастить аудиторию и расширить арсенал рекламных инструментов. Интересно, что о преимуществах покупки «Новостей» и вообще о том, какое будущее ждет сервис, компания скорее умалчивает. По данным The Bell, во внутренних письмах и сообщениях речь идет прежде всего о «Дзене». 

Ни одна попытка «Яндекса» зайти на рынок социальных сетей, онлайн-коммуникаций и мессенджеров пока что не заканчивалась большой победой Ни одна попытка «Яндекса» зайти на рынок социальных сетей, онлайн-коммуникаций и мессенджеров пока что не заканчивалась большой победой Фото: «БИЗНЕС Online»

«Вкладываться с такой же силой, как «Яндекс», в «Дзен» VK никакого смысла нет»

Ни одна попытка «Яндекса» зайти на рынок социальных сетей, онлайн-коммуникаций и мессенджеров пока что не заканчивалась большой победой, отметил в разговоре с корреспондентом «БИЗНЕС Online» ведущий аналитик ГК «Финам», эксперт по IT Леонид Делицын. Например, по его словам, почта «Яндекса» не смогла догнать по популярности mail.ru. «Для Яндекса в общем-то направление, связанное с веб 2.0, социальными сетями и отчасти с новостями,  не раскрутилось в одно из крупнейших. Проект „Такси“ возник сравнительно недавно, а развивался куда быстрее. „Яндекс“, очевидно, достиг там гораздо больших успехов», — сказал он. По мнению Делицына, стратегически можно объяснить решение «Яндекса» тем, что компания стремится сфокусироваться на том, что получается лучше. 

«Я не хочу сказать, что проекты „Новости“ или „Дзен“ оказались плохими или неудачными. Но такого огромного проекта, как „Такси“, из них не получилось, и не получилось бы в перспективе. Синергия у „Яндекса“ с ними есть, конечно, потому что поиск по новостям — это важная часть поиска. Но все же она не критичная, на мой взгляд, для бизнеса „Яндекса“. Даже в его выручке никогда отдельных строчек для „Дзена“ и „Новостей“ не было. То есть с финансовой точки зрения это были не очень важные проекты», — считает собеседник издания. 

Кроме того, в эпоху сложной политической ситуации в мире те, кто поддерживает проекты, которые связаны с распространением новостей, все время сталкиваются с определенными проблемами, в том числе административными, подчеркнул Делицын. В пример он привел Марка Цукерберга, на которого регулярно нападают политики и пресса. «Но все-таки для Цукерберга „Фейсбук“* — это важная часть бизнеса, а вот для „Яндекса“ „Новости“ и „Дзен“ — далеко не столь важные, а неприятностей было бы столько же, — подчеркнул он. — Для VK его основной бизнес, так же как у Цукерберга, — это социальные сети „ВКонтакте“, „Одноклассники“. От того что к ним добавится „Дзен“, больших проблем не добавится».

Делицын не исключает, что VK однажды закроет или забросит «Дзен», как это случилось с мессенджером ICQ. «Вкладываться с такой же силой, как „Яндекс“, в „Дзен“ VK никакого смысла нет. Потому что для VK аудитория „Дзена“ — это не такая большая проблема. Большая проблема, которая стоит перед VK, — аудитория TikTok. То есть новые поколения, которые не хотят „ВКонтакте“, а тем более „Одноклассников“, а хотят такое место, где нет мамы, папы и старшей сестры. А это TikTok. Другая большая проблема VK — это „Телеграм“, но ее решит только покупка мессенджера», — резюмировал он.

«Яндекс» в результате сделки однозначно проиграл, компания отдала свой основной ресурс — главную страницу и бренд, категоричен ведущий аналитик Mobile Research Group Эльдар Муртазин. «Они также отдают еще свои приложения, трафик. Поэтому, на мой взгляд, это очень плохая история для „Яндекса“. Они здесь явно проигравшие. Вопрос в размере ущерба, который нанесен компании. На данный момент, на мой взгляд, он весьма ощутим», — сказал Муртазин. Плюс для «Яндекса», по его словам, в том, что удалось избавиться от токсичного актива, который «всегда был проблемой». 

«[Что касается обмена на Delivery Club], он не равноценный, потому что потерял „Яндекс“ больше. Но надо отметить, что для „Яндекса“ это фактически формирование монополии на доставку еды как агрегатора. В долгосрочной перспективе они могут выиграть от этого именно в сегменте еды», — прогнозирует Муртазин. Что будет с трафиком? Спикер отмечает, что после перехода «Дзена» и «Новостей» к VK трафик останется прежним в течение трех лет — это гарантирует «Яндекс» в рамках сделки. «Поэтому он за свой счет этот трафик туда станет гнать. Исходя из этого, все у „Дзена“ и „Новостей“ будет хорошо. А дальше — никого не волнует. За три года VK выдоит эту главную страницу и все приложения „Яндекса“. Да и вообще VK имеет крупнейший медийный ресурс в России — проблемы трафика у них нет как таковой», — указал специалист. 

По его словам, «Новости» и «Дзен» однозначно изменятся с приходом VK. «Надо понимать, что „Дзен“ — это помойка, где бо́льшая часть контента выглядит примерно так: „Девочка съела персик и превратилась в крокодила, который съел свою бабушку“. Около полугода назад „Яндекс“ решил эти 100 тысяч авторов, которым платили деньги, перевести в качественных. Это привело к оттоку людей, писавших про этих девочек и крокодилов. Уже полгода команда „Дзена“ активно пытается переучить людей, чтобы сделать качественным этот ресурс. Первая попытка провалилась, вторая попытка тоже вряд ли будет успешной, но команда все же пытается причесать эту историю и сделать ее другой», — отметил спикер. Он также считает, что «Новости» начнут «постепенно умирать», поскольку на странице «огромное количество рекламы». 

«Если вы посмотрите на VK, там тенденция ровно та же самая — они теряют популярность относительно того, что было при [Павле] Дурове. Я думаю, что здесь будет так же — сервисы постепенно начнут терять эту популярность. Как только через три года прекратится поток трафика от „Яндекса“, уже спустя 2–3 месяца станут заметны изменения, потому что это искусственно накачанная история. Но в подобном нет ничего страшного — это просто проекты, они паразитируют. Например, „Новости“ — на других более популярных ресурсах и не платят им ни копейки, по сути. Вместе с тем на самих „Новостях“ рекламы продают больше и дороже, чем это делают сами ресурсы, которые „Яндекс“ использует. Сохранить же аудиторию, я считаю, будет невозможно. Для этого надо формировать редакцию и превращать всю эту историю в медиа, а это очень дорого и опыта такого нет», — добавил собеседник газеты.