Игорь Столяров: «Мы сказали: давайте делать не только киберспорт, давайте сделаем фиджитал. Давайте сделаем для всего этого инновационную витрину. В итоге у нас вышло даже три витрины. Первая — фиджитал, вторая — киберспорт, третья — инновационные виды спорта» Игорь Столяров: «Мы сказали: давайте делать не только киберспорт, но и фиджитал. Организуем для всего этого инновационную витрину. В итоге у нас вышло даже три витрины. Первая — фиджитал, вторая — киберспорт, третья — инновационные виды спорта» Фото: minsport.tatarstan.ru

«Если игры начинают засасывать, это приводит к лудомании, игромании, неврозам»

— Игорь Юрьевич, широкая общественность ничего не знает об «Играх будущего». Какова их концепция?

— Как проект «Игры будущего» появились пять лет назад. Поначалу это была идея, которая обсуждалась в международном спортивном сообществе, а если быть конкретнее, то в достаточно аморфной международной группе из представителей ФИФА, УЕФА, UFC и других крупнейших организаций. Концепция менялась. Сначала хотели собрать все спортивные дисциплины, которые не входят в семью МОК. Затем появился акцент на инновационные виды спорта, в первую очередь киберспорт. А когда в России возникла структурированная группа с людьми, которые организовывали спортивные мероприятия по всему миру, мы придумали концепцию фиджитал. В итоге получилось три витрины: фиджитал, киберспорт, инновационные виды спорта.

— Фиджитал — что это такое?

— Это принцип, который объединяет физическую и цифровую активность. Формула простая: physical плюс digital равно phygital. Возьмем в пример баскетбол. Сначала спортсмены играют на приставке в симулятор NBA 2K, затем выходят на стритбольную площадку и продолжают соревнование с сохранением счета.

Мы разделили дисциплины на челленджи: спортивный (футбол, гонки и другое), тактический (CS: GO, Valorant, PUBG Mobile и Fortnite), боевой (Dota 2, League of Legends и другие стратегии), SpeedRun (прохождение ретроигр на скорость опять-таки с составляющей фиджитала), технический (гонки дронов и Beat Saber).

— Почему нельзя было составить программу «Игр будущего» только из киберспорта? У него есть своя аудитория, собственный продукт, а в фиджитале вам нужно все изобретать заново.

— Можно было сделать только киберспорт, но мы же понимаем, сколько на этом рынке сильных игроков. Blast вполне себе живет, правильно? Valve тоже. Можно продолжать перечисление, вспомнить турниры в Китае и многих других странах. Чисто киберспортивных турниров в мире много, а наша идея — привнести в эту концепцию «социалочку», добавить физическую активность. Как такая концепция будет восприниматься человечеством, покажет время. Пока за идею проголосовали организаторы и инвесторы, потребитель же еще не проголосовал и ничего не купил.

«Можно было сделать только киберспорт, но мы же понимаем, сколько на этом рынке сильных игроков» «Можно было сделать только киберспорт, но мы же понимаем, сколько на этом рынке сильных игроков» Фото: «БИЗНЕС Online»

— В России у киберспорта неоднозначная репутация: считается, что это не совсем про здоровый образ жизни, к тому же о компьютерных играх вспоминают при каждом случае шутинга. Не это ли причина, почему вы не выстроили концепцию «Игр будущего» только вокруг киберспорта?

— Вы спрашиваете, есть ли в нашем выборе идеологическая составляющая? 100 процентов. Мы не хотим, чтобы наши участники уходили в чисто виртуальные вселенные. Да, киберспорт развивает когнитивные навыки, но если он начинает засасывать, то это приводит к лудомании, игромании, неврозам и так далее. Поэтому мы поддерживаем принцип баланса и говорим о фиджитале. К слову, делаем это не только мы. Вы знали, что армия США нанимает контрактников через Doom, Counter-Strike и другие игры? Нашел там какую-нибудь аптечку, открываешь ее, и выскакивает надпись: «Вступай в армию США!» Я уже не говорю о различных симуляторах, которые используются при подготовке пилотов по всему миру.

 Можно ли рассматривать «Игры будущего» как российский ответ на санкции или же работа по ним началась до введения ограничений?

— Задолго до принятия последних жестких санкций и отстранения России от международных турниров. Нами двигало то, что интерес к традиционному спорту снижается, а его аудитория стареет. Если сравнить среднее количество зрителей на стриминговых платформах, то мы увидим, что традиционный спорт уже сильно уступает тем же киберспортивным турнирам. У Олимпиады в Токио почти вдвое меньше зрителей, чем у прошедшего в том же году турнира по Dota2 The International — 476 тысяч против 857 тысяч. При этом средний возраст зрителей Олимпиады — 53 года, в то время как у крупнейших кибертурниров более половины аудитории — люди до 30 лет, то есть молодежь.

— Есть ли аналоги «Играм будущего» в мире? Вдохновлялись ли вы каким-либо зарубежным опытом при составлении программы турнира?

— Да. Например, МОК в партнерстве с пятью спортивными федерациями и паблишерами провел в 2021 году The Olympic Virtual Series (OVS). Этот первый в истории лицензированный МОК турнир по виртуальному спорту прошел перед Олимпиадой в Токио в пяти дисциплинах — мотоспорт, бейсбол, велоспорт, гребля и парусный спорт. Идея была в том, чтобы привлечь энтузиастов, любителей компьютерных игр и расширить за их счет аудиторию Олимпийских игр.

$25 миллионов на кону: Хайруллин и Леонов готовят Казань к «Играм будущего»

МОК уже дал понять, что доволен результатами эксперимента. OVS обещали продолжить уже в 2022 году. Я был бы счастлив конкурировать с грандами, подобными МОК, раз они запустили такой продукт, как OVS. Они пытаются работать на той же поляне, что и мы, но их продукт пока никак не интегрирован. Но они активно экспериментируют, и с ресурсами, которыми располагает МОК, это серьезная конкуренция.

Также у нас, конечно, будут конкуренты из монотурниров по киберспорту. Это разные Worlds, Major, International и другие бренды, которые уже существуют и продолжат развиваться. Наверное, будут конкуренты, которые станет развивать международная федерация по киберспорту IESF. А возможно, они не будут делать какие-то свои вещи, а поверят в нас. У меня нет сомнений, что «Игры будущего» ждет успех, и, вероятно, бешеный. Тогда появится много самых неожиданных конкурентов.

«Мы начали организовываться как отдельное лицо только после того, как сходили к Дмитрию Николаевичу. Он сказал «Где вы раньше были?», а дальше уже пошла организационно-правовая история, коммерческая, маркетинговая и многое другое» «Мы начали организовываться как отдельное лицо только после того, как сходили к Дмитрию Николаевичу. Он сказал: «Где вы раньше были?», а дальше уже пошла организационно-правовая история, коммерческая, маркетинговая и многое другое» Фото: «БИЗНЕС Online»

«Казань выиграла по цифровой модели. Это был чистый хоум-ран»

— Главный куратор «Игр будущего» — вице-премьер Дмитрий Чернышенко?

— Да. Мы начали организовываться как отдельное лицо только после того, как сходили к Дмитрию Николаевичу. Он сказал: «Где вы раньше были?», а дальше пошла организационно-правовая история, коммерческая, маркетинговая и многое другое.

— У первых «Игр» была масштабная заявочная кампания. Турниром интересовалось 40 регионов, 19 оформило заявки, в финал вышло пять. Почему вы в итоге выбрали Казань?

— В финал действительно прошло пять городов — помимо Казани, это Калуга, федеральная территория «Сириус» в Сочи, Санкт-Петербург и Москва. Конкуренты серьезные. Но я рад, что местом проведения первых «Игр будущего» стала столица Татарстана. Все думали, что выиграет Сочи, но по нашей системе из 152 критериев чисто по цифровой модели выиграла Казань. Это был чистый хоум-ран.

 Казань привлекла вас как организатор больших спортивных турниров или как место многочисленных IT-проектов?

— Скорее уникальным сочетанием спортивного потенциала и первоклассной IT-инфраструктуры. Конечно, гигантский плюс Татарстана — накопленный в республике опыт проведения масштабных спортивных мероприятий. 21–23 сентября проведем первые тестовые соревнования. Обычно на таких турнирах тестируются различные сервисы, но мы уверены, они у казанских коллег на высочайшем уровне. Тестировать будем именно наш фиджитал-продукт.

«Казань привлекла уникальным сочетанием спортивного потенциала и первоклассной IT-инфраструктурой» «Казань привлекла уникальным сочетанием спортивного потенциала и первоклассной IT-инфраструктурой» Фото: «БИЗНЕС Online»

— Сколько вы планируете тестовых мероприятий до 2024 года?

— Четыре. В сентябре и ноябре 2022-го пройдут «Фиджитал игры» с ограниченным набором дисциплин, а в июне и ноябре 2023-го состоятся полномасштабные соревнования, которые полностью продублируют программу 2024 года. Подчеркну, что «Игры будущего» — это и спортивное состязание, и привлекательное шоу как для зрителей в зале, так и для тех, кто будет смотреть трансляции на разных стримах. И мы в первую очередь настроены на яркую, инновационную картинку, постараемся получить ее уже на тестовых соревнованиях.

— Кстати, а кто будет транслировать «Игры будущего»?

— Наш технологический партнер — холдинг VK. Он отвечает за платформу, стриминг, технические сервисы. В полном объеме соревнования будут транслироваться в соцсети.

— Есть ли у вас другие партнеры? Кто спонсоры «Игр будущего»?

— Есть частный инвестор, но назвать его не могу. Он заплатил за доработку нашего продукта.

— Это букмекер?

— Нет. Букмекер никогда бы в жизни такое не потянул. Могу только сказать, что это один из крупнейших налогоплательщиков России из топ-20. Это все частные деньги. Мы вообще хотим создать организацию принципиально нового типа, стопроцентно диджитальную структуру. Наша цель — изменить систему взаимоотношений с партнерами, как коммерческими, так и некоммерческими, и сделать смарт-контракт. Мы хотим делать контракты на блокчейне для спонсоров, лицензиатов, паблишеров и так далее. Цифровизировать все, что можно, и автоматизировать все, что можно.

— Есть ли перспектива строительства в Казани новых объектов специально для «Игр будущего»?

— Мы не видим такой необходимости — существующей инфраструктуры более чем достаточно, а «Казань Экспо» совершенно спокойно примет «Фиджитал игры». В сентябре все будет компактно — только четыре дисциплины, а в 2024 году — намного более масштабное мероприятие: 9 дней, 16 дисциплин, более 1 тысячи участников, 150 миллионов просмотров всех соревнований. Среди наших задач — оживить наследие, которое оставили городу Олимпиада, чемпионат мира по футболу, Универсиада. Казань располагает целым рядом потрясающих объектов — «Казань Экспо», «Баскет-холл», Дворец спорта, «Татнефть Арена», «Пирамида», «Ак Барс Арена», Деревня Универсиады. 

— Под «Игры будущего» в Татарстане запускается республиканская федерация фиджитал-спорта. Чего она должна достичь до 2024 года?

— Задачи федерации — открывать новые гибридные дисциплины, создать школьные, студенческие, любительские и профессиональные лиги. Например, наше столичное отделение совместно с «Патриот.Спортом» проводит открытые московские школьные игры, в которых участвуют сотни детей, в том числе и по дисциплинам, не входящим в программу «Игр будущего». Ждем аналогичных инициатив и от федерации в Казани.

«Наша главная цель — создание уникальной платформы с миллионами пользователей, которые используют все её сервисы, и высоким процентом использования» «Наша главная цель — создание уникальной платформы с миллионами пользователей, которые эксплуатируют все ее сервисы, и высоким процентом использования» Фото: minsport.tatarstan.ru

На «Игры будущего» приедут футболисты 2Drots и «Амкала»

— Кто должен идти к вам как участник? Спортсмены или киберспортсмены? 

— В фиджитал-спорте мы на 100 процентов танцуем от физики и привлекаем классических спортсменов, которые хотят попробовать себя в «кибере». Так, уже в сентябре в Казань приедут такие футболисты, как Эдамс Скляр, Богдан Тимошенко, Андрей Белов, Карен Арутюнян, Антон Кленов — это участники популярных медиакоманд 2Drots и «Амкал». Подчеркну, что это далеко не все интересные и звездные участники «Фиджитал игр» в Казани текущей осенью. А во всех остальных вселенных «Игр будущего» мы ищем только киберспортсменов.

— У вас есть цель со временем вырастить поколение именно фиджитал-спортсменов?

— Для этого и делаем федерацию. Пока мы не инвестируем туда бешеные деньги — смотрим, как зайдет.

— Программа турнира 2024 года менялась несколько раз. Сегодня определились окончательно?

— У нас есть два варианта. Мы не понимаем, как будут реагировать паблишеры на политическую ситуацию. Разрешат ли нам играть в Counter-Strike в 2024-м или издатель игры Valve обрежет провод? Могу только сказать, что у нас есть 3–4 уровня обороны. Если не договоримся с Valve, пойдем в Riot — у них есть аналог. Если не договоримся с Riot, обратимся в Epic. Это наш первый редут — так мы сохраним нашу программу, не меняя структуры и не роняя, самое главное, уровень. А еще есть вариант, когда не можем договориться с западными паблишерами и играем только в отечественные игры — Standoff, Warface, Wargaming. Тогда уровень упадет, но это все равно выход. В таком случае мы можем добавить больше фиджитал-спорта, дронов, AR, VR.

— У вас есть надежды на иностранное участие в 2024 году?

— Да. Прежде всего будем приглашать из «дружественной географии» — СНГ, ШОС и БРИКС. Но у нас вообще открытая архитектура: приедет из Штатов команда — пожалуйста, из Британии — пожалуйста, из Индонезии — пожалуйста. Пока мной поставлена задача максимально выцепить топ-команды из БРИКС+. Уже на тестовые соревнования в сентябре приедут бразильцы.

«Мы будем запускать фиджитал-центры, где можно будет совместить игровые активности в виртуальном и в реальном мире. Все это будет совмещено с уникальной методикой учета и структурирования пользовательского опыта и соревновательной механики в масштабах всей страны» «Мы будем запускать фиджитал-центры, где можно будет совместить игровые активности в виртуальном и реальном мире. Все это будет совмещено с уникальной методикой учета и структурирования пользовательского опыта и соревновательной механики в масштабах всей страны» Фото: «БИЗНЕС Online»

 Какое наследие оставят «Игры будущего»? Развитие каких видов спорта и технологий вы хотите подстегнуть?

— Обычно наследие крупных спортивных мероприятий — это земля, бетон, сооружения и так далее, но у нас — совсем иное. Хотим помогать развиваться дисциплинам — и из программы игр, и классическим, повышать их смотрибельность в том числе, двигать их на каналы, продвигать в цифровые среды.

Также подписали соглашение с 11 казанскими вузами. Результатом должны стать новые, современные дисциплины в образовательной программе. Мы, во всяком случае, работаем над тем, чтобы они стали реальностью, и видим огромный интерес со стороны вузов. 

Мы можем помочь некоторым геймерам, создать для них условия социального лифта. В рамках традиционного большого кибертурнира, например по ФИФА, какой-нибудь геймер из Tier-2 преуспеть не может. Но он, допустим, умеет классно играть в обычный футбол и станет героем у нас за счет физической активности. В стандартном формате у такого игрока шансов нет, а в фиджитале они появляются.

Кроме того, мы запустим фиджитал-центры, где можно будет совместить игры в виртуальном и реальном мире. Все это обеспечивается уникальной методикой учета и структурирования пользовательского опыта и соревновательной механики в масштабах всей страны. 

А наша цель — создание уникальной платформы с миллионами пользователей, которые используют все ее сервисы — стримы, VOD-платформу, хайлайты c турниров, мерч, билетную программу. Это социальная сеть, общение. А в мире спорта KPI для нас — число городов мира, которые стоят в очередь на право проведения следующих игр. Подчеркиваю: не России, а мира. У себя мы хотим провести инаугурационные игры в РФ, а дальше выйти на мировую арену.

 «Игры будущего» будут регулярными?

— Они станут проходить каждые два года. Места проведения определим в ходе заявочных кампаний, аналогичных нынешней. Уверен, после 2024 года начнем обрастать экосистемой соратников и сподвижников. Мы видим интерес к проекту, интерес к фиджиталу во всем мире. Так что «Игры будущего» в 2026-м с большой долей вероятности пройдут за пределами России и СНГ.