Накануне депутаты Госсовета РТ не только осмотрели ход строительства новых станций казанского метрополитена и озадачились недофинансированием эксплуатации подземного и наземного электротранспорта Казани в главном здании МУП «Метроэлектротранс» Накануне депутаты Госсовета РТ не только осмотрели ход строительства новых станций казанского метрополитена, но и озадачились недофинансированием эксплуатации подземного и наземного электротранспорта Казани в главном здании МУП «Метроэлектротранс» Фото: gossov.tatarstan.ru

В Казани инфраструктура городского электротранспорта износилась до предела: нужны миллиарды рублей

Накануне депутаты Госсовета РТ не только осмотрели ход строительства новых станций казанского метрополитена за 216 млрд рублей, но и озадачились недофинансированием эксплуатации подземного и наземного электротранспорта Казани в главном здании МУП «Метроэлектротранс».

«Тарифы на перевозку пассажиров и багажа, устанавливаемые госкомитетом по тарифам, учитывают лишь произведенные ранее фактические затраты предприятия на эксплуатацию, но не учитывают необходимые нормативные затраты на капитальный ремонт инфраструктуры предприятия, — погрузил парламентариев в проблематику гендиректор „Метроэлектротранса“ Айдар Абдулхаков. — Ввиду этого МУП за счет собственных средств не имеет возможности производить требуемый капитальный ремонт. В других регионах этот вопрос решается за счет субсидирования из бюджетов различных уровней».

Например, у предприятия сегодня нет 1,1 млрд рублей для капремонта пяти электропоездов, которым уже исполнилось 17 лет. По нормативам износа этим составам пора менять колесные пары на сумму 125 млн рублей, а также заменить пять чешских приводов стоимостью 200 млн рублей каждый.

Пугают объемы недоремонта трамвайных путей и контактной сети «Метроэлектротранса». В последний раз деньги из бюджета РТ на их капитальный ремонт выделяли в 2003 году. Только для замены контактной сети наземного электротранспорта надо 974 млн рублей, докладывал Абдулхаков. На балансе казанского «Метроэлектротранса» 306,5 км контактной сети, из которых предельный износ — у 40%, или 125 километров. Самый изношенный участок трамвайной сети введен в эксплуатацию в 1967-м, а три участка отслужили свыше 36 лет. Аналогичная ситуация с троллейбусными маршрутами, на которых 10 изношенных участков, введенных с 1963 по 2008 год. При этом средний срок эксплуатации контактного провода трамваев — 8–9 лет, а троллейбусов — 14–16 лет.

Айдар Абдулхаков, «Метроэлектротранс»: «Казани катастрофически не хватает скоростных видов транспорта»

На ремонт трамвайных путей надо 3,5 млрд рублей. В городе из 135 км на пределе износа уже 70 км путей, а 25 км со сроком эксплуатации свыше 50 лет. Капитальный ремонт ждут и кабельные линии длиной 90 км, из которых 37,5 км с предельным износом — стоимость замены 225 млн рублей. Еще 96 млн рублей надо для замены оборудования на четырех из 30 тяговых подстанций «Метроэлектротранса». Итого свыше 5,8 млрд рублей. К слову, прежний гендиректор предприятия Асфан Галявов таких оценок никогда не давал и редко акцентировал внимание на проблемах инфраструктуры.

«Сумма, которая необходима для капитального ремонта трамвайных путей, контактной сети и кабельных линий, неподъемна для нашего предприятия, и предусмотреть такой объем средств в тарифах на перевозку для населения невозможно», — сказал Абдулхаков. Он предложил депутатам Госсовета РТ совместно проработать программу поэтапного капитального ремонта инфраструктуры городского электрического транспорта при поддержке бюджета РТ.

В части капитального ремонта трамвайных путей Абдулхаков также предложил использовать средства дорожного фонда субъекта. По Бюджетному кодексу эти деньги разрешено тратить не только на капремонт путей на одном уровне с проезжей частью, но и на обособленной полосе в случае строительства, капремонта и ремонта автодорог.

«По электротранспорту предлагается сделать отдельный раздел комитета, никогда за него не брались. Направление важное», — сказал глава комитета по жилищной политике и инфраструктурному развитию Госсовета РТ Александр Тыгин, напомнив, что перечисленные проблемы также характерны для Набережных Челнов, Нижнекамска и Альметьевска.

Безбилетников предлагают штрафовать на 30 тыс. рублей, а депутаты едва не проголосовали за бесплатный проезд

Следом гендиректор МУП «Метроэлектротранс» поднял проблему безбилетников, которые беспокоят и других пассажирских перевозчиков республики. «Сегодня практически исключается такая мера воздействия на безбилетников, как денежный штраф, — сказал Абдулхаков. — Контролеры, уличив пассажира в безбилетном проезде, должны предложить ему оплатить проезд или покинуть транспорт. Если человек откажется это делать, единственный вариант исправить ситуацию — попросить водителя транспортного средства остановиться и не продолжать движение до тех пор, пока безбилетник не выйдет или не расплатится. Однако это может привести к затруднению движения и созданию пробок».

Ударить по безбилетникам предлагается увеличенным штрафом с 300 рублей до 100-кратного размера оплаты проезда в 3,6 тыс. рублей. При этом нужен и новый муниципальный орган с полномочиями наложения штрафа за безбилетный проезд. Такую законодательную инициативу предложил гендиректор «Метроэлектротранса».

«За маску штрафуем на 30 тысяч рублей. За то, что не дали билет, налоговая инспекция накладывает штраф в 30 тысяч рублей, — взял слово член экспертного совета комитета, владелец зеленодольского ООО „Экспресс“ Дмитрий Грузков. — 3,6 тысячи рублей недостаточно для того, чтобы остановить хулиганов. Предлагаю установить 30 тысяч рублей! Эта сумма более адекватна и реальна. Представляете, сколько мероприятий надо сделать?! Выехать на место, опросить с МВД, потом через суд взыскать…»

Глава профильного комитета Госсовета РТ, услышав пожелание Грузкова, в шутку назвал его представителем «радикального крыла экспертного совета».

«А вообще, ради фантастики и собственного веселья — вы не пытались просчитать содержание городского общественного транспорта в случае бесплатного проезда?» — задался вопросом зампредседателя Госсовета Юрий Камалтынов «А вообще, ради фантастики и собственного веселья вы не пытались просчитать содержание городского общественного транспорта в случае бесплатного проезда?» — задался вопросом зампредседателя Госсовета Юрий Камалтынов Фото: gossov.tatarstan.ru

«А вообще, ради фантастики и собственного веселья вы не пытались просчитать содержание городского общественного транспорта в случае бесплатного проезда?» — задался вопросом зампредседателя Госсовета Юрий Камалтынов. По словам Абдулхакова, такие расчеты проводили. Только на эксплуатацию электротранспорта с учетом метрополитена надо 1,5 млрд рублей в год без учета капитальных вложений. «Бесплатный проезд не потребует затрат на содержание кондукторов, транспортной карты», — перечислил преимущества подобного формата Абдулхаков. Напомним, что мэр Казани Ильсур Метшин как-то заявил о своем желании сделать столицу РТ первым городом в России с бесплатным проездом. «Давайте мечтать», — призвал градоначальник, выступая перед студентами Казанского аграрного университета три года назад. 

«Я бы очень хотел, чтобы Казань стала первым городом в России с бесплатным проездом»

И вот теперь мечтам предались в инфраструктурном комитете Госсовета РТ. «Логика единого подхода есть: отсутствие контроля, простота, — как будто на полном серьезе рассуждал Тыгин. — Выгоднее финансировать это, чем пытаться делать сто ручейков и каждый контролировать: сюда литр, сюда пол-литра. Юрий Зимелевич сформулировал решение для комитета на оставшееся время».

Глава МУП «Горводзеленхоз» Роза Заббарова следом предложила даже проголосовать — идея-то хорошая! «За это голосовать пока не надо», — остановил Камалтынов оживившихся депутатов. Формально зампред, конечно, прав — голосуй не голосуй, не комитету решать такой вопрос, есть же регламент. Так что в итоге озвученную на заседании информацию и предложения парламентарии приняли к сведению.