«В ОТПУСК ЕЩЕ СЪЕЗДИТЕ!»

Слухи о грядущем закрытии Ленинской дамбы начали ходить еще в начале года, когда вокруг нее развернулись активные строительные работы. В середине февраля, отвечая на вопрос «БИЗНЕС Online» на встрече с журналистами, президент РТ Рустам Минниханов официально пообещал, что полностью перерезать основную транспортную артерию никто не даст и «какое-то решение» будет найдено. Практически одновременно с аналогичным заявлением выступил и мэр Казани Ильсур Метшин.

Однако, судя по всему, до последнего оставалось не ясным, какое именно решение будет найдено. По крайней мере, глава минтранса РТ Ленар Сафин, отвечая на вопросы читателей нашей газеты в ходе онлайн-конференции, вполне уверенно говорил о понтонном мосте всего в две полосы и переговорах по этому поводу с воинской частью из Кировской области. Не было ясности и по срокам: еще в феврале представители ПСО «Казань» весьма уверенно заявляли журналистам, что движение будет полностью перекрыто аж с 1 апреля.

Сегодня на выездном совещании неподалеку от стен Кремля мэр Казани расставил все точки над i.

Итак, согласно принятому проектному решению в обход реконструируемого моста фактически будет строиться еще одна дамба. С левой стороны реки движение пойдет по дороге между цирком и стадионом мимо ресторана «Парус». С противоположной стороны для автомобилистов практически ничего не поменяется: временная дамба замкнется на существующую (недалеко от того места, где заканчивается насыпная часть и начинается мост) с выходом на ул. Декабристов.

vremennie-dorogi_small.jpg
Варианты временных объездных дорог

По словам главного инженера ПСО «Казань» Ильшата Лукманова, отсыпка грунта уже началась – со стороны ул. Декабристов уложено 5 тыс. кубометров из необходимых 50 тыс. До паводка необходимо закончить насыпь и забить опоры под мост длиной 33 метра. После паводка будет возведена вторая часть насыпи – со стороны Булака. Общая длина «дороги жизни» - 840 метров.

- Закончить работы планируем в июне месяце», - сказал было Лукманов.

- Кто вам дает время до июня месяца? - прервал мэр докладчика. – Паводок закончится 10 мая, край - 25! В отпуск еще съездите, отдохните! Мы должны 25 мая начать разборку Ленинского моста – до этого времени должна быть готова дамба…

Вообще на совещании представитель ПСО «Казань» говорил очень мало и невнятно, стараясь не брать публичных обязательств. Да и сам уровень представительства для такого важного события не назовешь высоким: не было ни гендиректора Равиля Зиганшина, ни его первого зама Марса Газизуллина.

В итоге сроки установил сам Метшин. Он жестко поставил перед чиновниками, ГИБДД и строителями задачу решить все вопросы – по общественному транспорту, строительству, организации движения - до 1 июня. Только после этого город готов дать добро на закрытие Ленинской дамбы.

О самом проекте объездной дороги рассказал начальник управления капитального строительства и реконструкции Казани Ильгиз Латыпов. По его словам, временная дамба будет иметь ширину 23 метра, что позволит организовать по две полосы для движения в обоих направлениях и тротуар для пешеходов.

ПОНТОНКА ЗА 1,2 МЛРД. ОКАЗАЛАСЬ НЕ НУЖНА

Как было заявлено, стоимость возведения временного моста – порядка 80 млн. рублей. Однако эта сумма включена в общую стоимость проекта реконструкции ценой в 3,6 млрд. рублей – так что дополнительных денег из бюджета выделяться не будет. Фактически подрядчику предложили построить временный мост за собственный счет.

По сравнению с этой суммой упомянутый выше вариант понтонного моста оказался бы просто «золотым». Как пояснил корреспонденту «БИЗНЕС Online» первый заместитель УКСиР Юрий Петренко, причин тут несколько. Но первая – цена вопроса: двухполосный мост шириной в 10 метров обошелся бы в 1,2 млрд. рублей. Кроме того, организовать постоянное движение транспорта по нему просто невозможно – цель такого моста для военных все-таки переправа, там другие требования по безопасности… Да и двух полос в этом районе просто мало: пробки стали бы для Казани настоящим бичом.

Наплавной мост наподобие того, что действовал в 1999 - 2009 гг., организовать оказалось невозможно. Тогда Зеленодольский судостроительный завод передал Казани свои списанные понтоны почти бесплатно. Сейчас такие просто не найти, а те, что были тогда, – в аварийном состоянии.

ТРАНСПОРТНЫЙ КОЛЛАПС ОБЪЕДЕТ КАЗАНЬ ПО ПЯТИ ДОРОГАМ

И все же угроза транспортного коллапса до конца не отступила. Проблемы с пробками на Ленинской дамбе уже давно притча во языцех, а объездная «дорога жизни» с двумя крутыми поворотами большого комфорта все-таки не доставит… Часть нагрузки неизбежно ляжет и на Кировскую дамбу, и на мост Миллениум.

uchastki-remonta_small.jpg
Участки строительства и ремонта улиц г.Казани


В связи с этим, Метшину доложили о целом комплексе мер. Так, со стороны Миллениума планируется достроить, наконец, недостающие участки по ул. Сибгата Хакима – эта трасса соединяет мост с Ленинской дамбой. В итоге здесь появится дублер ул. Чистопольской. Кроме того, завершится реконструкция ул. Бондаренко на участке от Чистопольской до Рабочей. Предусмотрен и капремонт улицы Чистопольская, по которой, как недавно заметил сам мэр, «сейчас на танке не проедешь», на участке от Декабристов до Бичурина.

Со стороны Кировской дамбы запланирован текущий ремонт участка от Саид-Галеева до Татарстана. Цель этих работ – организовать нормальное движение как со стороны Кировской дамбы до Миллениума, так и обратно, пояснил Латыпов. На капитальный ремонт дорог – к примеру, на Чистопольской – необходимо 2 недели, а работы из-за погодных условий можно начинать не ранее середины мая. Метшин поручил завершить весь комплекс реконструкции улиц к пуску объездной – то есть также к 1 июня.

Ну, и наконец, на помощь задыхающейся столице придет лето с его дачами, отпусками и оттоком народа за город. Видимо, ради этого закрытие дамбы и перенесли с 1 апреля.

- Но это все – наш резерв, - подчеркнул Метшин. – Главное – реализовать в срок весь комплекс мер.

КАК ПОЙДЕТ ЧЕТВЕРТЬ СТОЛИЧНЫХ АВТОБУСОВ?

Огромная проблема реконструкции Ленинской дамбы в первую очередь связана с общественным транспортом. Как пояснил председатель комитета по транспорту исполкома Казани Айдар Абдулхаков, по этому мосту Казанку ежедневно пересекают более 200 тыс. пассажиров! Это более 20 маршрутов, примерно 330 автобусов и троллейбусов – четверть всего общественного транспорта Казани.

Пользуясь случаем, Абдулхаков попросил внести два изменения в проект: во-первых, пустить по временной дамбе троллейбусы, а, во-вторых, не перекрывать полностью ул. Батурина.

- Здесь проходит пять маршрутов, связывающих весь район улиц от улицы Батурина до Карла Маркса вплоть до улицы Пушкина, и его нельзя оставлять без транспорта, - посетовал Абдулхаков.

В итоге первоначально решение, возможно, пересмотрят. Хотя ехать с ул. Батурина, что называется, некуда и кругом одна сплошная стройка, одну полосу для общественного транспорта, может быть, оставят.

Единственное утешение – грандиозность самого проекта реконструкции. Напомним, что по плану к Универсиаде вместо аварийного Ленинского моста город получит крупнейшую многоуровневую развязку с тремя мостовыми переходами и девятью полосами движения через реку вместо нынешних шести. Кроме того, появится туннель, связывающий ул. Батурина и Кремлевскую набережную, а также два пешеходных перехода – один над той же ул. Батурина, а второй – под Ярмарочной площадью.

Первый мост пролетного строения, согласно обязательствам ПСО «Казань», должен начать работу в конце августа. Дублер, скорее всего, продолжит работу до 20 ноября, когда будет сдана основная часть развязки. Затем временную дамбу разберут. Окончательно Ленинский мост вместе с работами по благоустройству планируется сдать в начале II квартала будущего года.