1. Волошинский фестиваль в Елабуге и Казани

До 17 сентября

Фото: «БИЗНЕС Online»

Международный литературный фестиваль им. Волошина (Волошинский фестиваль) в 2022-м впервые проходит не в Коктебеле, а в Татарстане. В этом году он посвящен круглым датам выдающихся деятелей культуры России: 130-летию со дня рождения Марины Цветаевой, навечно связанной с республикой, и 145-летию со дня рождения Максимилиана Волошина, который открыл поэтессу Цветаеву в российской литературе. В Елабуге и Казани участники фестиваля познакомятся с историей и культурой Татарстана и поделятся с жителями региона историей «Волошинского сентября», его успехами и достижениями. Среди прочего в программе презентация книги помощника президента РТ Олеси Балтусовой «Секретный чат», она состоится в Нацбиблиотеке РТ во вторник (13 сентября) в 20:00. Казань также ждет объявление итогов и награждение победителей международного литературного Волошинского конкурса.

Подробная программа фестиваля здесь.

16+


2. Премьера «Хан кызы Турандык» в Тинчуринском театре

15, 16 и 30 сентября

Фото: «БИЗНЕС Online»

Новый театральный сезон в Тинчуринском театре откроется премьерой спектакля «Хан кызы Турандык» по пьесе итальянского драматурга Карло Гоцци «Турандот» в вольном переводе Карима Тинчурина. Режиссер постановки — Сардар Тагировский (Венгрия). Премьера, которая пройдет в день рождения Тинчурина, 15 сентября, будет посвящена 135-летию со дня рождения драматурга.   

В переводе Тинчурина пьеса стала доступна для широкого круга читателей лишь в 2007 году. Тогда постановку создал татарский писатель и драматург Рабит Батулла, которому вдова драматурга Захида Тинчурина передала архив. По словам Батуллы, Гоцци написал всего 10 пьес, и сюжеты трех из них взяты из татарского фольклора. Это «Счастливые нищие», «Зобеида» и «Турандот».

«В последней пьесе Гоцци так и пишет: „Адельма — принцесса Татарская, Калаф — принц ногайских татар, сын Тимура, Калаф, Адельма и Тимур одеты по-татарски“. Где черпал вдохновение итальянский писатель, живший в XVIII веке, откуда он узнал про татар? Это предмет отдельного изучения», — говорит Батулла. При этом писатель напоминает, что известный татарский фольклорист Наки Исанбет говорил об этом так: «У татар есть сказка „Патша кызы Турандык“. Возможно, Гоцци опирался на нее». Батулла уверен, что Тинчурин знал об этом и поэтому перевел пьесу Гоцци на татарский язык по-своему.

Впервые пьеса «Хан кызы Турандык» была поставлена в 1918 году. Тогда роль Халяфа — принца, который пытается завоевать сердце Турандот, сыграл сам Тинчурин. Второй раз спектакль был поставлен на сцене театра кукол «Әкият» в 1980-м.  

 12+

Стоимость билетов: 300–800 рублей.

ТГТД и комедии им. Тинчурина (ул. Горького, 13), начало — в 18:30


3. Концерт группы «Мураками»

14 сентября

Фото: «БИЗНЕС Online»

Казанская рок-группа «Мураками» решила отметить день рождения своей фронтвумен Диляры Вагаповой большим акустическим концертом с обнадеживающим названием «Даю слово — только хорошее». В сет-листе программы зрителей ждут премьеры и любимые песни, хиты и те треки, без которых коллектив невозможно представить: «0 км», «Сириус», «Телеграмма», «52 герца» и многие другие. Смело можно надеяться, что концерт пройдет атмосферно и душевно.

16+

Стоимость билета: 1500 рублей.

Пространство «Маяковский» (ул. Маяковского, 24а), начало — в 19:00


4. Выставка художника Расиха Ахметвалиева «Опираясь на небо» в галерее «БИЗON»

С 16 августа

Фото предоставлено галереей «БИЗОN»

На втором этаже галереи современного искусства «БИЗОN» впервые в Казани открывается персональная выставка заслуженного художника Башкортостана Расиха Ахметвалиева. Его персональные выставки с успехом проходили не только в Москве, Санкт-Петербурге и Уфе, но и Париже, Барселоне и Онфлере. Произведения живописца находятся в собраниях Государственной Третьяковской галереи, Московского музея современного искусства, Башкирского и Новосибирского государственных музеев, национального культурного центра «Казань» и во многих российских и зарубежных частных коллекциях. С 1992 года Ахметвалиев — член союза художников России, с 2002 года — член общества Maison des Artistes (Франция).

Название выставки «Опираясь на небо» навеяно песней Ника Кейва Push the Sky Away. Это ощущение, когда, с одной стороны, художник находится в своеобразной невесомости, в творческом потоке фактически без почвы под ногами, а с другой — опирается на нечто более важное, чем земные материальные вещи. Ахметвалиев несколько лет работал и выставлялся в Париже, сотрудничая с рядом известных французских галерей. Но его творчество нельзя привязать к определенной локальной среде, оно космополитично. «Я был включен в разные культурные слои. Часто восприятие жизни полностью менялось, появлялась способность смотреть на мир под другим углом», — говорит художник.

Мастер относит свой стиль к фигуративному искусству, перенося окружающую действительность в собственный мир грез, «дематериализируя» фигуры в полупризрачные образы, уводящие зрителя в мир счастливых воспоминаний и многоплановых ассоциаций.

В рамках казанской выставки представлен цикл работ «Художник и муза», в котором автор задается вопросом: кто кого рисует? «Французское вдохновение» — попытка поймать ощущение творческого подъема эпохи начала XX века в Париже, «Русское вдохновение» — дань русской иконе. В работе «Американское вдохновение» автор обращается к приему тиражирования объектов, как на полотнах Энди Уорхола. «Испанское вдохновение» навеяно южным колоритом Испании, красками выгоревшей под жарким солнцем травы, поспевающих апельсинов, манильских шалей и стука кастаньет.

Для всех желающих в день открытия состоится авторская экскурсия по выставке, в 19:00 — паблик-ток. Для участия необходима предварительная регистрация по ссылке.

+18

Стоимость билетов: 200 рублей, для пенсионеров вход свободный.

Галерея современного искусства «БИЗОN» (ул. Баумана, 44/8, ТЦ «Родина», первый этаж), начало — в 18:30


5. Выставка фотографа Юлдус Бахтиозиной «Рискуя собственной шубой» в галерее «БИЗОN»

С 9 августа


В своем новом проект арт-фотограф с мировым именем Юлдус Бахтиозина размышляет о рисках вольного самовыражения, обращаясь к культурному коду волшебной сказки. Художница проводит параллель между визуальным и литературным нарративами, опираясь на книгу философа Нассима Талеба «Рискуя собственной шкурой», в которой он определяет художников как категорию лиц, ставящих на кон не только свою шкуру, но и душу. Шуба, как один из важнейших атрибутов «царевности», становится символом риска. Проект предлагает зрителям иронично-философский диалог: возможна ли симметрия отношений, если неизбежно одна из сторон ставит свою шубу на кон?

«Когда мы изучаем фольклор как один из важнейших культурных кодов, мы сталкиваемся с проблемами неопределенности и достоверности знания, — рассказывает Бахтиозина. — Или в целом с проблемой распознавания чуши. Я превращаю этот момент неопределенности в возможность переосмысления фольклора и создания нового художественного образа».

На выставке будут представлены не только фотоработы художницы, но и кокошники, придуманные автором для фильма «Дочь рыбака». Для того чтобы создать их, она прошла обучение в школе церковных вышивальщиц: на изготовление одного авторского кокошника потребовалось от двух до трех месяцев кропотливой работы, около полукилограмма жемчуга, золотых и серебряных нитей.

На открытии состоится artist-talk с Бахтиозиной, на котором можно будет с ней пообщаться. Необходима предварительная регистрация.

18+

Стоимость билетов: 200 рублей. Для пенсионеров вход свободный. Действует «Пушкинская карта».

Галерея современного искусства «БИЗОN» (ул. Баумана, 44/8, ТЦ «Родина», первый этаж), начало — в 18:30


6. #Адиляпрокино (15 сентября)

«Джиперс Криперс: Возрожденный» (реж. Тимо Вуоренсола)

Новая часть представляет собой смесь жанров детектива, хоррора и триллера и является продолжением трилогии о страшном монстре, преследующем своих жертв, Джиперсе Криперсе. Следом появилась коммерчески удачная серия комиксов, а потом и новый фильм. Четвертая часть истории, обещают создатели, будет началом абсолютно новой трилогии. Режиссером ленты стал финн Тимо Вуоренсола («Железное небо»), сменивший Виктора Сальву, снявшего первые части. Знаю, что поклонники Криперса ждут не дождутся «Возрожденного», а я искренне надеюсь, что после провальной третьей части эта франшиза тоже возродится.

18+

«Беспредельщики» (реж. Саввас Д. Майкл)

Гангстерский триллер Савваса Д. Майкла («Праведные злодеи», «Прирожденный убийца») о бандитах, оружии, азартных играх и беззаконии. В центре криминальной драмы — заведение с греческой атмосферой и его посетители, о которых, собственно, и пойдет речь. Хотя в фильме много криминального и преступного, «Беспредельщики» рассказывают также о ценностях семьи и дружбы, о необходимости поддержки близких. Говорят, что это кино, скорее всего, понравится поклонникам таких лент, как «Большой куш». Что ж, посмотрим, насколько это сравнение будет оправдано.

18+

«Тибра» (реж. Анна Гороян)

Российский драматический триллер Анны Гороян с Викторией Исаковой и Анной Пересильд в главных ролях. Режиссером мистической истории является Гороян, для которой это первый проект в полнометражном кино. По ее словам, фильм рассказывает о взрослении и становлении ребенка как личности и о том, как преодолевают этот непростой этап сам подросток и его родители. Дочь заслуженной артистки РФ Юлии Пересильд и кинорежиссера Алексея Учителя Анна играет девочку-альбиноса по прозвищу Мука, которая оказывается единственной свидетельницей загадочного исчезновения своей сверстницы. Эта работа уже принесла актрисе награду за лучшую женскую роль на международном кинофестивале SOL в Торревьехе (Испания).

Мне как минимум интересно, что за кино получится, т. к. там есть претензии на европейский стиль повествования, что обнадеживает.

16+

«Недетский дом» (реж. Михаил Расходников)

Остросоциальная драма о воспитанниках детского дома. Главную роль новоявленного директора учреждения в фильме исполнил Иван Охлобыстин. В основу сюжета киноленты легли реальные истории из жизни детей-сирот, описанные в одноименной книге Андрея Петрушина. Автор в течение нескольких лет работал врачом-психиатром в одном из специализированных учреждений и смог собрать много материала. Петрушин активно участвовал в адаптации своего произведения для сценария, над которым работал режиссер Михаил Расходников. Создатели картины ставили перед собой задачу подсветить существующие в системе проблемы таким образом, чтобы заставить зрителя задуматься о происходящем за закрытыми дверями подобных мест. Кстати, Расходников уже не в первый раз обращается к теме взаимоотношений подростков и взрослых: до «Недетского дома» он снял ленты «Временные трудности» и «Дорогой папа».

Меня всегда смущает эта заведомо манипуляционная тема в кино, плюс подобные истории редко бывают кинематографичны, к сожалению. И на этот раз мой прогноз тоже не оптимистичный, увы.

18+

«Кто там?» (реж. Владимир Маслов, Михаил Морсков и Виталий Дудка)

В центре триллера с Владимиром Машковым и Александрой Бортич оказываются несколько героев: миллиардер, пилот самолета, стажер-полицейский, молодая мама и ее дочь. Им предстоит ответить на непростой вопрос: стоит ли открывать дверь незнакомцу? Режиссерами проекта выступили сразу трое авторов: Владимир Маслов (сериал «Топи»), Михаил Морсков (сериал «Кухня. Война за отель») и Виталий Дудка. Для полного погружения в историю в фильме применен формат съемки одним планом. «Кто там?» заявлен как «мощная жанровая картина с большим зрительским потенциалом, закрученным сюжетом и отлично подобранным актерским составом». Именно такого нам в отечественном коммерческом кинематографе и не хватает, к слову.

18+

«Кэт» (реж. Борис Акопов)

Автором сценария и режиссером картины является Борис Акопов, для которого проект — второй в фильмографии. Его дебютной работой была нашумевшая драма о неспокойных девяностых «Бык», где главную роль сыграл популярный российский актер Юрий Борисов. В новой ленте «Кэт» рассказывается история молодой девушки, которая работает в эскорте и недавно стала матерью. О ее выборе между вынужденной службой и материнством и пойдет речь. Премьера фильма состоялась в рамках конкурсной программы «Русские премьеры» Московского международного кинофестиваля и была по достоинству оценена критиками. Акопов, думаю, сумеет по-своему раскрыть драму персонажа и показать авторский взгляд на нее. После «Быка» есть все основания верить в это.

18+

«Брат и сестра» (реж. Арно Деплешен)

Драма с Марион Котийяр в главной роли. Фильм был отобран в конкурсную программу Каннского кинофестиваля, что неудивительно, ведь Арно Деплешен («Жизнь мертвецов», «Три воспоминания моей юности», «Призраки Исмаэля», «Внебрачные связи») — частый участник этого киносмотра. За 37 лет работы в кино и 20 фильмов режиссер в своей новой ленте «Брат и сестра» вновь исследует интимные и порой противоречивые узы, связывающие членов семьи. Сюжет рассказывает историю брата и сестры, которым уже за 50 и которые воссоединяются спустя более чем два десятилетия, после смерти родителей потеряв всяческую коммуникацию друг с другом. Зная Деплешена, думаю, это будет красивое, долгое и вязкое кино о мучительных семейных отношениях. В Каннах «Брата и сестру» не особо тепло встретили, хотя некоторые называют режиссера французским Бергманом и все ему прощают.

18+

«Поехали!» (реж. Дидье Барсело)

Французская приключенческая комедия 2022 года об авантюрах двух случайных попутчиков. Герои ленты — странная парочка, образовавшаяся по воле случая, которой вместе придется пережить множество приключений. «Поехали!» — одна из первых полнометражных постановочных работ Дидье Барсело. По признанию режиссера, в основу сюжета картины легла реальная история, которая произошла с его приятельницей: та в действительности оказалась в заточении своего же автомобиля. В фильме есть место зрелищным трюкам и погоням, романтике и юмору, так что «Поехали!» вполне можно рассмотреть как неплохой вариант для времяпровождения в кинотеатре.

12+


7. Открытие концертного сезона оркестра La Primavera  

16 сентября


Казанский камерный оркестр La Primavera под управлением дирижера и художественного руководителя Рустема Абязова открывает свой XXXIV концертный сезон программой «И плачет гобой серебристым фальцетом». Солист вечера — известный музыкант, «виртуоз гобоя» Алексей Балашов.

В программе концерта — сочинения Вивальди, Баха, Эйвисона, Платти, Манфреддини. За дирижерским пультом — Абязов.

6+

Стоимость билетов: 300–1300 рублей.

ГБКЗ им. Сайдашева (пл. Свободы, 3), начало — в 18:30


8. Бию киче (Вечер танца)

15 сентября  

Фото: «БИЗНЕС Online»

Площадка MOÑ открывает новый сезон серией перформативных вечеров, посвященных той или иной теме или личности — кич. Это попытка переосмыслить народный татарский танец.

Например, номер танцовщицы Саиды Минубаевой — это размышление о ценности времени и человека, а также взгляд на национальную идентичность. Когда и при каких условиях я имею право называть себя татаркой? В какой момент человек из субъекта превращается в объект — в артиста, который должен удовлетворить ожидания зрителя?

А в основе перформанса «Ярмәк» Гульсины Галимуллиной лежит танец жителей деревни Ярмәк Самарской области. Согласно преданию, танец в этой деревне появился в царское время как ритуал проводов молодых людей на солдатскую службу. Старшие мужчины били плеткой по ногам парней, а они должны были избегать удара, пытаясь поймать плеть стопой. Со временем ритуал, который был своеобразным испытанием мужественности, превратился в танец, обрел свои, присущие только ему ритм и мелодию. Теперь его танцуют все жители этой деревни: и мужчины, и женщины, и люди преклонного возраста, и молодежь.

Участники проекта, вдохновленные историей, решили поэкспериментировать на тему этого танца, добавляя в него новые ритмы, личный опыт и переживания. Авторы стремятся вернуть народный танец народу, показать другой татарский танец, освобожденный от рамок, рождающийся из подлинного состояния человека и пространства, окружающего его.

Танцовщики: Минубаева, Галимуллина, Владислав Уткин, Рамазан Замалетдинов. Музыканты: баянист Рустем Рафигуллин, гитарист и мультиинструменталист Айдар Абдрахимов.

16+

Стоимость билета: 300 рублей.

Театральная площадка MOÑ (Национальная библиотека РТ, ул. Пушкина, 86), начало — в 19:00


9. Лекция «Стиль барокко: актуальное vs современное»

16 сентября  

Фото: «БИЗНЕС Online»

Центр «Эрмитаж-Казань» приглашает на серию лекций «Мода и искусство». На этой неделе искусствовед, преподаватель КФУ Виктор Сидоров, казанский lifestyle-блогер Алия Мифтахова и куратор лектория и образовательных программ «Эрмитаж-Казани» Алина Мухамедшина на встрече «Стиль барокко: актуальное vs современное» познакомят публику с произведениями выставки «Золотой век фламандского искусства». Посетители узнают, как роскошь и пышность барочного стиля стала проявляться в коллекциях известных дизайнеров XX–XXI веков и как сегодня применить тенденции барокко XVII века в своем гардеробе, на примере стилизованных кадров с выставки фламандского искусства.  

6+

Стоимость билетов: 600 рублей — взрослым, 500 рублей — пенсионерам и студентам.  

Центр «Эрмитаж-Казань» (музей-заповедник «Казанский Кремль, 2-й подъезд), начало — в 18:00


10. Лекции заместителя директора Государственного музея Востока Ильи Зайцева

15 и 16 сентября

Фото: «БИЗНЕС Online»

В рамках фестиваля «Шамаиль-Арт» заместитель генерального директора Государственного музея Востока (Москва) Илья Зайцев прочтет две лекции: «Шиитская иконография: иранские и азербайджанские шамаили» (15 сентября в 18:30) и «Образы святынь: Мекка и Медина в исламском изобразительном искусстве» (16 сентября в 12:00).

На первой встрече речь пойдет о шиитских религиозных картинах или, как их иногда не совсем верно называют, художественных изображениях «мусульманских святых». Самые ранние образцы шамаилей, дошедшие до нас, датируются XVIII веком, а расцвета иранский шамаиль достигает к концу XIX века при династии Каджаров. На лекции Зайцев познакомит зрителей с яркими образцами этого искусства в отечественных и мировых собраниях, а также с отражением иконографии в современной бытовой культуре.

На второй лекции замдиректора московского музея Востока покажет своеобразие изобразительной традиции в искусстве ислама, истоки канона образов Мекки и Медины и две традиции иллюстрации этого сочинения: изобразительную — изображения Рауды и минбара Пророка в Медине (а также могил халифов Абу Бакра и Умара). Этот канон потом найдет продолжение в шамаиле и лубке, а в настоящее время представлен сувенирной продукцией (плакаты, в том числе объемные изображения святынь). И картографическую — изображение планов-схем Мекки и Медины. Кроме того, лектор покажет влияние европейского рисунка на миниатюры конца XIX – начала XX вв., расскажет о происхождении иконографических схем ряда османских, татарских, пакистанских шамаилей, композиций на изникских керамических панно, а также об указателях киблы.

12+

Стоимость билетов: 150–300 рублей.

Галерея современного искусства ГМИИ РТ (ул. Маркса, 57)


11. ТheatreHD. Спектакль «Моцарт «Дон Жуан». Генеральная репетиция»

14 сентября


Визуальная фантазия режиссера Дмитрия Крымова о природе театра в театре «Мастерская П.Н. Фоменко». В этой театральной сказке будет много чего: и металлургический завод в Кривом Роге, и коктебельские камушки, и попытка объяснить, чем отличаются свои художественные штампы от своих же художественных приемов, и воздушный шарик, который должен лежать в левом кармане пиджака как талисман на удачу. Настоящий снег, настоящая земля и настоящее пение. Главную роль исполняет Евгений Цыганов.

16+

Стоимость билета: 500 рублей.

Кинотеатр «Киномакс» (ТЦ «Тандем», пр. Ибрагимова, 56), начало — в 19:00


12. Лекция искусствоведа Светланы Авдошиной «Обнаженные в изобразительном искусстве»

15 сентября

Фото: «БИЗНЕС Online»

Преподаватель Казанского театрального училища, искусствовед Светлана Авдошина расскажет о том, как на протяжении тысячелетий художников и скульпторов привлекала телесность. Жанр ню — один из значимых в искусстве, в нем отразилось переживание мастерами исторического времени и индивидуальные особенности творческого художественного языка.

16+

Стоимость билетов: 1200 рублей, 1800 — супружеской паре, 600 рублей — студентам.

Картинная галерея «Дом ART» (ул. Некрасова, 32), начало — в 18:30