Компания «Яндекс» не смогла полноценно выйти на мировой рынок из-за недостатка венчурного капитала в начале работы. Такое мнение высказал в подкасте главы минцифры РТ Айрата Хайруллина директор по маркетингу сервисов «Яндекса», один из первых деятелей рунета Андрей Себрант.

«К сожалению, мы живем в стране, где в те годы, когда происходила эта дележка мира, получить доступ к миллиардам венчурного капитала было невозможно, — рассказал он. — Не могли те акционеры, которые у нас были, собрать такие деньги. Для этого надо было быть американской компанией. Да и сейчас наши инвесторы не располагают такими масштабами свободного капитала, а тогда тем более не обладали».

По словам Себранта, в истории компании было два фундаментальных поворота в стратегии работы. Первый — когда бывший гендиректор компании Аркадий Волож настоял на модели работы «Яндекса» как «информационного аэропорта».

«Он все время всем очень настойчиво говорил: „Ребята, держите в голове модель аэропорта. Мы аэропорт информационного пространства, мы не делаем своих контентных сервисов, наша задача — доставить человека“», — рассказал он.

В начале 2010-х годов возник другой принцип: интернет прорастает в офлайн. Он появился благодаря выходу в 2008-м революционного iPhone 3G — интуитивно понятного смартфона с быстрым интернетом и GPS-модулем, указал Себрант. Именно в то время появилась идея создать «Яндекс.Такси».

«Тут Волож осознал, что информационный ответ на такой массовый запрос, как заказ такси, неадекватен. Потому что человек, когда спрашивает в поиске, не хочет читать сайт таксопарка. Ему уехать надо. И вдруг оказалось, что ты можешь начать давать не информационный, а операционный ответ. Тебе нужно такси — вот тебе приложение, нажми кнопочку, такси приедет само», — рассказал Себрант.