35 лет назад прошел первый рок-фестиваль общенационального масштаба — «Подольск-87». Сегодня его называют главным событием в истории русского рока. Каково его значение в крушении Советского Союза? За счет чего именно рок, а никакое иное искусство, стал тогда главным откровением? Почему культовость Виктра Цоя не спадает вот уже четвертый десяток лет? О том, как русский рок прививал молодым вечные ценности на понятном ему языке, а старшим помог осознать, что происходит в стране, размышляет автор книг о русской рок-поэзии, профессор РГГУ Юрий Доманский.
35 лет назад прошел первый рок-фестиваль общенационального масштаба — «Подольск-87». Сегодня его называют главным событием в истории русского рока
Контр- или субкультура?
— Почему историки рока придают «Подольску-87» так много значения?
— Впервые столько групп, ещё совсем недавно находившихся в списке запрещённых, собрались вместе. И впервые рок-событие собрало такую массовую аудиторию. Десятки тысяч людей (около 40 тысяч человек. — Прим. «АН»), большинство из которых слышали эти группы только из магнитофона, увидели легендарных современников своими глазами. А вспомнить электрички, идущие в Подольск из разных концов страны, полные любителей рок-музыки, которые выглядели совсем иначе, чем обычный советский гражданин… На таких людей вели охоту милиционеры и «любера», а теперь — ничего не могли им противопоставить. Стало ясно: нас много, и никакая сила нам не страшна. Песня Константина Кинчева «Мы вместе!» обрела буквальный смысл. На наших глазах менялся мир.
— Стало общим местом говорить о роли рока в крушении советского режима. «Мы смяли нерушимость краснопёрых», — поёт Кинчев. Осмыслять искусство в категориях общественно-политической борьбы — наследие марксистской мысли? Или же рок волей-неволей действительно сыграл такую роль?
— Думаю, сыграл. Волей-неволей, как вы правильно сказали. Я спорю со многими коллегами: они рассматривают рок как контркультуру, а я — как субкультуру. Контркультура строится на отрицании официальной культуры и, соответственно, на соприкосновении с ней, а субкультура — на полном её игнорировании. Безусловно, в русском роке были и остаются контркультурные образцы, в первую очередь группа «Телевизор» Михаила Борзыкина (вспомните его песни 1980-х: «Твой папа — фашист!», «Дети уходят», «Шествие рыб»), но это скорее исключения.
В целом русский рок не уподоблялся Бодлеру, звавшему парижан на революционные баррикады (парижане, кстати, призыву Бодлера не вняли). Однако рок-культура сформировала поколение, для которого впоследствии оказались невозможны компромиссы. То, что за редчайшим исключением вся страна встала против ГКЧП, — случай уникальный. Следующий путч, произошедший чуть более чем через два года, напротив, расколол страну, и расколол, похоже, навсегда. А в августе 1991-го царило единодушие. Рок впрямую не призывал сопротивляться советской цензуре и попыткам вернуть её, речь о другом: искусство закладывает в нас вечные ценности, которые врастают в сознание, и если общество не соответствует им, то оно должно измениться.
Рок стал тем языком, который помогал осмыслить эпоху. Альбом «Разлука» группы «Наутилус Помпилиус» (песни «Скованные одной цепью», «Взгляд с экрана», «Гудбай, Америка!», «Я хочу быть с тобой») прозвучал как откровение текущего момента. И необязательно должен был присутствовать социальный посыл. Это могло быть что-то медитативное, как у БГ. Или внешне бытовое и непритязательное, как у Майка Науменко. Или романтическое, как у Виктора Цоя. Я не хочу сказать, будто ничего интересного, кроме рока, в тогдашней культуре не было. Конечно, было: фантастика братьев Стругацких, исторические романы Валентина Пикуля, первые переводы «Муми-тролля», песни Вилли Токарева и Александра Новикова — да много чего было. И всё же рок конца 1980-х и начала 1990-х попал в самую точку, попал в тот момент, когда ничто не могло стать вровень с ним в контексте общественных ориентиров.
— В числе прочих вы упомянули Цоя. В этом году исполнилось 60 лет со дня его рождения. В Манеже — главном выставочном учреждении страны — полгода длилась выставка «Виктор Цой. Путь героя». Именно он является олицетворением национальной рок-культуры. Причина тому — ранняя смерть?
— Это существенная причина, но её одной было бы недостаточно. Лидер «Кино» не единственный знаменитый рокер, кто рано умер (примерно тогда же, на рубеже 1980-х и 1990-х, ушли из жизни Александр Башлачёв, Янка Дягилева, Майк). Дело в том, что Цой погиб на пике. Среди популярнейших советских рок-групп, собиравших тогда стадионы, группа «Кино» была самой популярной. Тому отчасти поспособствовали перестроечные художественные фильмы «Асса» и «Игла», где сыграл и спел Цой (за роль в «Игле» журнал «Советский экран» назвал его актёром года). Эти роли добавили ему героического ореола.
Интереснее другое: почему культовость Цоя не спадает после его гибели вот уже четвёртый десяток лет? Высоцкий, бывший в 1970-е самым популярным человеком в СССР и тоже ушедший на пике, вскоре после смерти перешёл в разряд классиков, а Цой продолжает оставаться современным. Каждое новое поколение подростков назначает его себе в кумиры. Полагаю, что помимо музыкальной составляющей важную роль здесь играет поэтическая. Тексты Цоя, с одной стороны, просты, а с другой — к его песням интересно возвращаться. Интересно обнаруживать в них то, чего не обнаружил раньше.
От Моро к Даниле Багрову
— С упомянутых фильмов в нашей стране началось явление, которое вы называете «рок-кино». Приходится ли говорить о сильном влиянии нашего рока на наш кинематограф?
— Не просто о влиянии, а о востребованности рока в кинематографе. И если в «Ассе», или в «Игле», или во «Взломщике» с Константином Кинчевым в главной роли, или в «Зеркале для героя», где показано выступление группы «Наутилус Помпилиус», — если в этих и многих других фильмах рок выступает скорее фоном, то в кинематографе Алексея Балабанова он играет роль действующего лица. У Балабанова рок-композиции напрямую влияют на восприятие фильма и персонажей. Он подбирал саундтрек таким образом, чтобы корректировать личности героев. Наблюдая за Данилой Багровым в фильме «Брат», мы слышим не только то, что говорит сам Данила, но и то, что говорит в его наушниках поэт Илья Кормильцев устами вокалиста Вячеслава Бутусова (причём в фильме это не какая-нибудь безымянная музыка: герой является поклонником, как он говорит, «наутилусов», а Бутусов на концертной сцене играет самого себя). Мироощущение центрального персонажа выводится тем самым на принципиально иной уровень.
— В контексте отечественных кинобоевиков так и не сложился культ «крутых парней» в отличие от Голливуда. Пожалуй, у нас в кинематографе только два культовых «крутых парня» — Моро из «Иглы» в исполнении Виктора Цоя и упомянутый Данила в исполнении Сергея Бодрова. Почему Данила стал более народным героем, чем цоевский Моро?
— Потому что фильм Алексея Балабанова лучше, чем фильм Рашида Нугманова, — уж простите за такой простой ответ (смеётся). К тому же «Брат» стилистически другой, гораздо более жизненный фильм, чем «Игла». Герой Цоя, подражающего в кадре своему кумиру, восточному мастеру боевых искусств Брюсу Ли, — выглядит нездешним, экзотичным. Фильмы с Брюсом Ли хоть и произвели в перестроечном СССР фурор, но воспринимались как экзотика. В отличие, например, от американского кинобоевика «Рэмбо» про ветерана вьетнамской войны. Данила в чём-то такой же, как Рэмбо: тоже вернулся с войны — и тоже она для него не закончилась. «На войне такую музыку не слушают, она ненастоящая», — говорит Данила о так называемой попсе, противопоставляя ей русский рок.
Рок-поэзия — это тоже литература
— А что скажете про литературу? На ней рок тоже сказался?
— Конечно. Читаю какой-нибудь новый роман — и непременно встречаю что-то связанное с роком. Например, с удовольствием прочёл роман Шамиля Идиатуллина «Город Брежнев» (лауреат премии «Большая книга». — Прим. «АН»). Действие происходит в начале 1980-х, герой — подросток-восьмиклассник из Набережных Челнов. В повествовании активно представлена рок-музыка — и зарубежная, и отечественная. Вплоть до того, что к персонажам случайно попадает список запрещённых в СССР групп. Они вчитываются в названия — и пытаются представить, что за ними стоит.
Или, например, роман Михаила Елизарова «Земля» (лауреат премии «Национальный бестселлер». — Прим. «АН»), где действие происходит в середине 2000-х. Главный герой, начинающий могильщик, заслушивается песнями Егора Летова и рефлексирует своё мировосприятие через их философию. Грубо говоря, прокатывает себя через Летова. Это говорит о большом мастерстве Елизарова, способного тонко осмыслить предшествующий пласт культуры. Точно так же у Льва Наумова (лауреат Царскосельской художественной премии. — Прим. «АН») в романе «Пловец снов» герой осмысляет себя и свои жизненные ситуации через песни БГ.
Или, например, Роман Сенчин (лауреат премии «Большая книга». — Прим. «АН») с его циклом «Петербургские повести». В повести «Аркаша» герои русского рока выступают в качестве персонажей. Описывается исторический факт, относимый к 1979 году, когда «в гости» к рок-группе «Россияне» Георгия Ардановского, впоследствии пропавшего без вести, пришёл исполнитель блатных песен Аркадий Северный и они устроили что-то вроде совместной записи. И здесь же, представьте себе, присутствуют Майк, Цой и Свин (Андрей Панов, группа «Автоматические удовлетворители». — Прим. «АН»). В действительности эти трое никак не могли там присутствовать, но это не главное. Главное то, что в повести, пусть и не слишком подробно, обрисованы их характеры. Не буду раскрывать всех карт, читайте.
А вообще, говоря на тему «рок и литература», важно понимать, что рок, рок-поэзия — это и есть литература. Медленно, но верно мир движется к признанию простого факта: литература необязательно должна бытовать в качестве читаемого с листа (или c экрана) текста. Подтверждение тому — Нобелевская премия по литературе 2016 года, вручённая американскому автору-исполнителю Бобу Дилану.
— Наши рокеры выразили разное отношение к СВО. Если, например, Константин Кинчев занял позицию осторожной поддержки, то Юрий Шевчук — позицию резкого осуждения. Вы, оценивая чьё-то творчество, всегда демонстрировали политическую непредвзятость, способность абстрагироваться от собственной позиции. Как вам это удаётся?
— Творчество, если говорить совсем упрощённо, — оно либо хорошее, либо плохое. Вне зависимости от того, какие заявления делает автор. И даже если неприемлемая для меня политическая позиция проникает в само творчество, предыдущие произведения любимого мною автора от этого никак не меняются, я не отрекусь от того, что «между нами было». А если автор ничего из себя не представляет, то никакое декларирование близкой мне позиции не сделает его для меня интереснее.
«Аргументы недели», 13.09.2022
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 1
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.