В обстановке, приближенной к боевой, начинается новый театральный сезон в России. Вот и в главном татарском театре спешат жить, поэтому начинают его уже 9 сентября В обстановке, приближенной к боевой, открывается новый театральный сезон в России. Вот и в главном татарском театре спешат жить, поэтому начинают его уже 9 сентября Фото: «БИЗНЕС Online»

«К этому произведению готовился почти 20 лет»

В обстановке, приближенной к боевой, открывается новый театральный сезон в России. Вот и в главном татарском театре спешат жить, поэтому начинают его уже 9 сентября, хотя обычно это делали несколькими неделями позже (например, в 2021-м — 1 октября). «Казань меняется, обрастает новыми туристическими потоками. Туристов очень много, поэтому предложил пораньше начать сезон», — так объяснил это решение вчера на пресс-конференции в «Татар-информе» директор театра им. Камала Ильфир Якупов. По традиции на открытии покажут легендарную мелодраму «Зәңгәр шәл» («Голубая шаль») по пьесе Карима Тинчурина — спектакль, в котором задействована почти вся труппа.

Также ощущение стабильности, что особенно ценно в нынешнюю эпоху, создает и премьера, которую камаловцы традиционно показывают в канун дня рождения Марселя Салимжанова (7 ноября). На этот раз это будет спектакль «Болганчык еллар. Мөһажирләр» («Муть. Мухаджиры») по романам Махмуда Галяу в постановке главного режиссера Фарида Бикчантаева. Напомним, первая часть постановки была представлена публике 21 мая — в день 60-летия главрежа. Тогда мероприятие назвали «генеральным прогоном», а спектакль, повествующий о жизни татар в конце XIX – начале XX века, голодных годах и первой всеобщей переписи населения Российской империи 1897-го, обещали дополнить остальными частями произведения. По словам Бикчантаева, конечный вариант «Муть. Мухаджиры» будет состоять из трех произведений Галяу и продлится почти 3,5 часа с двумя антрактами. При этом к XIII международному театральному фестивалю «Александринский», который пройдет в Санкт-Петербурге с 9 сентября по 2 октября, успеют подготовить постановку только по двум частям романа.

«Муть. Мухаджиры»: «энциклопедия татарской жизни» от юбиляра Фарида Бикчантаева

«К этому произведению готовился почти 20 лет, — сказал на пресс-конференции Бикчантаев. — 20 лет назад я прочитал данный роман, с которым меня познакомил Марсель Салимжанов. И вот в мечтах я уже 20 лет готовился к этому. Почему? Потому что я считаю его одним из наиболее выдающихся в татарской литературе. Там полно загадок, помимо исторического контекста. Это на самом деле очень современная история. И если то, что происходило 2–3 века назад, и сегодня беспокоит, то стоит о подобном рассказывать».

По словам Бикчантаева, конечный вариант «Муть. Мухаджиры» будет состоять из трех произведения Галяу и продлится почти 3,5 часа с двумя антрактами По словам Бикчантаева, конечный вариант «Муть. Мухаджиры» будет состоять из трех произведений Галяу и продлится почти 3,5 часа с двумя антрактами Фото: Фоат Гарифуллин / пресс-служба театра им. Камала

На вопрос, будет ли он браться за другие новые работы в этом сезоне, главный режиссер театра им. Камала шутливо ответил: «Если я это поставлю! Я бы 20 лет отдохнул». И добавил, что пока нет пьес, которые бы его заинтересовали.

Два премьерных спектакля представит на суд зрителя Айдар Заббаров, которого многие уже называют «наследником» Бикчантаева. Причем одна из постановок выглядит сегодня остро актуальной и даже смелой. Во второй половине октября Заббаров презентует «Көл» («Пепел») по пьесе японского драматурга Коки Митани «Академия смеха» — это философская комедия об отношения цензора и талантливого драматурга. По словам режиссера, в этом контексте он решил поднять сложную тему — цензуры среди татарских литературных деятелей в XX веке. «Кажется, что не могу далеко уйти от Гаязи Исхаки», — заметил Заббаров, именно спектакль по Исхаки «Тормышмы бу?..» («И это жизнь?..») пока остается самой громкой работой режиссера в татарском театре. Он напомнил, что в свое время треть антиутопии писателя «Исчезновение через двести лет» была сокращена петербургским цензором. «Сократил настолько, что он [Исхаки] был готов поехать и убить того, но его остановили друзья, — продолжил Заббаров. — Кроме Исхаки, есть еще другие наши великие, с кем случались какие-то истории, связанные с цензурой. Есть моменты, которые в меня очень попали. Например, Тимергалин рассказывал, как сжигали книги. Тукая просили заменить какие-то строки». В декабре состоится и вторая премьера от основной режиссерской надежды татарского театра — Заббаров поставит спектакль «Рәшә» («Марево») по одноименной повести Амирхана Еники. Интригующе выглядит дуэт ее главных героев — представителя советской торговли и певицы филармонии.

Два премьерных спектакля представит на суд зрителя Айдар Заббаров, которого многие уже называют «наследником» Бикчантаева Два премьерных спектакля представит на суд зрителя Айдар Заббаров, которого многие уже называют «наследником» Бикчантаева Фото: «БИЗНЕС Online»

«Да, пока спокойно»

Конечно, «БИЗНЕС Online» в ходе разговора не мог пройти мимо и тревожных новостей, регулярно поступающих из разных уголков театрального мира России, который обеднел после отъезда за границу ряда режиссеров, драматургов, актеров, критиков, а также исчезновения из репертуаров некоторых спектаклей первых и вторых. К тому же Бикчантаев еще и возглавляет союз театральных деятелей РТ, а кроме того, входит в секретариат аналогичного федерального театрального профсоюза.

Еще в мае приезжавшие на его 60-летие коллеги из других регионов в приватных разговорах удивлялись, какая в Казани тишь и благодать, когда в тех же российских столицах люди плохо представляют, что будет с их театрами и спектаклями завтра. «Да, пока спокойно», — подтвердил накануне Фарид Рафкатович. Впрочем, эта тема явно не доставляла ему удовольствия.

Также он был лаконичен в оценке самой громкой театральной новости последних дней, когда по приказу департамента культуры Москвы в подведомственных тому театрах были закрыты все спектакли режиссера Дмитрия Крымова. «Плохо оцениваю во всех смыслах», — сказал Бикчантаев. Напомним, Крымов, который в конце февраля планово улетел в США на репетиции «Вишневого сада», а потом решил не возвращаться в РФ, в последние годы был главным столичным театральным хитмейкером. И вот теперь его, к примеру, «Моцарт „Дон Жуан“. Генеральная репетиция» с Евгением Цыгановым в «Мастерской Фоменко» или «Костик» с Викторией Исаковой в театре им. Пушкина, собиравшие аншлаги и восторженные рецензии, больше не покажут. Самое парадоксальное, что другие московские театры федерального подчинения постановки Крымова снимать не собираются. Более того, худрук МХТ им. Чехова Константин Хабенский недавно ввелся в главную мужскую роль в крымовском спектакле «Сережа» вместе уехавшего из страны Анатолия Белого.

Также в сообществе активно обсуждается запрос депутата Госдумы Дмитрия Кузнецова из фракции «Справедливая Россия — За правду»: он потребовал от ряда театров сообщить, «когда конкретно планируются к показу постановки на тему событий, происходивших в Донбассе с весны 2014 года по настоящее время». «Вы депутат? — отреагировал Бикчантаев на аналогичный вопрос корреспондента „БИЗНЕС Online“ и добавил: — Я не знаю». Ему на помощь пришел Якупов. По его словам, чтобы постановка получилась, прежде всего нужна пьеса. «Конкурс „Новая татарская пьеса“, может, там что-то напишут. Но это уже зависит от материала», — резюмировал он.     

«Они высмеивают все национальное»: как кузен шейха Гайнутдина бьется за свой Дом офицеров

Переходя от глобальных вопросов к республиканским, мы спросили Бикчантаева о том, как СТД РТ собирается помочь в улаживании конфликта в театре им. Кариева между директором Луизой Шаровой и главным режиссером Ренатом Аюповым, фактически приведшего к расколу труппы. Глава союза театральных деятелей Татарстана подтвердил наличие проблемы и сообщил, что попытается урегулировать вопрос. Определенные переговоры на эту тему уже были проведены.