Накануне на переправу пригнали строительную технику, и строители сразу же приступили — дождь и ночное время суток не помеха Накануне на переправу пригнали строительную технику, и строители сразу же приступили — дождь и ночное время суток не помеха

Асфальт на Кремлевской дамбе хотят уложить к началу октября

Рабочих в оранжевых спецовках по обеим сторонам Кремлевской дамбы корреспондент «БИЗНЕС Online» застал на месте сегодня утром. Как выяснилось, работают они на участке круглые сутки — по 30 человек в смену. Вероятно, связано это с короткими сроками. Строители рассказали, что закончить работу здесь должны к началу октября, хотя технику и вагончики стали завозить лишь на прошлой неделе. Впрочем, рабочие настроены оптимистично и уверены, что успеют сдать все к сроку. «Но нельзя ничего загадывать», — позже оговаривается прораб. 

Оказалось, что работы на дамбе проводят сотрудники ООО «Волга-Автодор». Начать укладку асфальта, если позволит погода, планируется уже через неделю. Если непогода затянется, придется подождать, но сроки менять не будут. Темпы и правда стахановские: на тропе со стороны «Чаши» рабочие уже практически дошли до пересечения дамбы с улицей Сибгата Хакима, рядом — спуск к берегу Казанки. Дорожники сняли верхний слой чернозема и засыпали песок. После территорию покроют щебенкой, затем положат асфальт. 


Вероятнее всего, дорожка будет поделена на две части разделительной полосой, рассказал прораб. Ширина велодорожки составит 4 м, пешеходной зоны — 2 метра. Также планируется, что в новой зоне установят скамейки и освещение. Другие детали собеседнику «БИЗНЕС Online» неизвестны. По словам рабочих, они отвечают только за асфальтовое покрытие. 

Техника работает и под Кремлевской дамбой. Если со стороны «Чаши» работы никак не мешают пешеходам и велосипедистам, то на противоположной стороне — около Кремля — техника ездит прямо по существующему тротуару. Самосвалы «Горзеленхоза» свозят сюда чернозем. Рядом с асфальтовой дорожкой у проезжей части, по рассказам рабочих, сделают зеленую зону с кустарниками и газоном. Сама новая велопешеходная дорожка будет ниже, у берега, и там тоже сделают зеленую зону. Таким образом, насаждения появятся по обе стороны от нового тротуара и велодорожки.

Стоимость работ пока неизвестна. Контрактов на обустройство велопешеходного маршрута на сайте госзакупок найти не удалось, что для Татарстана, впрочем, обычная практика. Подрядчики выходят на объект в надежде на будущий успех на торгах, и, как правило, эти надежды оправдываются. 

ООО «Волга-Автодор» зарегистрировано в Казани, работает с ноября 2002 года. Согласно данным из базы «Контур.Фокус», компания принадлежит Андрею Черкасину, в ней работают 146 человек. На конец 2021 года выручка компании составила 6,1 млрд рублей, чистая прибыль — 376,3 млн рублей. В конце 2021 года ООО «Волга-Автодор» заключило госконтракты на 13 млрд рублей (строительство и ремонт автомобильных дорог), а в этом году заключенных контрактов у компании нет. 

Если со стороны «Чаши» работы никак не мешают пешеходам и велосипедистам, то на противоположной стороне техника ездит прямо по существующему тротуару

Что будет сделано?

Благоустроенный маршрут для пешеходов и велосипедистов вдоль Кремлевской дамбы напрашивался давно. Пожалуй, это ключевая артерия для соединения двух берегов Казанки. Конечно, есть альтернативы — мост «Миллениум» либо расположенная неподалеку Кировская дамба. Но понятно, что маршрут через Кремлевскую — самый востребованный. И если для автомобилистов здесь обустроили по пять полос движения в каждую сторону, то для пешеходов оставили только небольшие тротуары, огороженные с двух сторон металлическим забором. В итоге пеший маршрут не только неудобный, но и в какой-то степени опасный: мимо спокойно идущих пешеходов или бегунов здесь на высокой скорости виляют самокатчики и велосипедисты. Впрочем, очень скоро горожане и гости столицы Татарстана облюбовали дикий берег Казанки рядом с тротуаром. Там сейчас и начались активные строительные работы.

Еще в августе 2020 года планы привести в порядок пляжную зону на правом берегу Казанки, создать необходимые сервисы для отдыхающих и организовать удобную пешеходную связь представили президенту Татарстана. Тогда Рустам Минниханов сам проехал на велосипеде по маршруту Кировская дамба – мост «Миллениум» – ГИМС в компании помощника Наталии Фишман-Бекмамбетовой и мэра Казани Ильсура Метшина.

16 августа уже этого года Минниханов совершил новый обход этих мест, четко дав указания и по новой площадке для парка аттракционов «Кырлай», и по велопешеходной дорожке.

Карусели у парка Победы: Минниханов решил судьбу «Кырлая 2.0»

На следующий день команда, отвечающая за стратегию развития Казанки, объявила о старте реализации 40-километрового велопешеходного маршрута, который пройдет от Голубых озер до Волги. Начавшийся первый этап предусматривает создание велопешеходного маршрута, который соединит центр семьи «Казан»  и улицу Пролетарскую с разворотом под Кремлевской дамбой. Будут созданы отдельные вело- и пешеходная зоны с видовыми точками, где можно будет остановиться, отдохнуть и припарковать велосипед, предусмотрено освещение и озеленение этих зон, рассказывала ранее «БИЗНЕС Online» куратор программ развития городской среды в Татарстане Наиля Зиннатуллина.

Еще в августе 2020 года планы привести в порядок пляжную зону на правом берегу Казанки, создать необходимые сервисы для отдыхающих и организовать удобную пешеходную связь представили президенту Татарстану Еще в августе 2020 года планы привести в порядок пляжную зону на правом берегу Казанки, создать необходимые сервисы для отдыхающих и организовать удобную пешеходную связь представили президенту Татарстана Фото: president.tatarstan.ru

Представитель программы общественных пространств Татарстана в ответ на запрос «БИЗНЕС Online» уточнил, что сейчас «начинаются только подготовительные работы». «Рассказать подробности и показать кадры визуализации сможем чуть позже», — отметила собеседница газеты. Как сообщалось ранее, велопешеходный маршрут на дамбе планируется обустроить до конца этого года в два этапа:

  • первый — велопешеходный маршрут от «Чаши» до ул. Пролетарской;
  • второй — соединение этой дорожки с набережной со стороны Казанского кремля и здания ГИМС.

Таким образом, дорожки будут по обеим сторонам от дамбы. Уже в этом году сеть обещают соединить со сквером «Фестивальный», на следующий — с улицей Сибгата Хакима. То, что происходит сейчас в центре Казани, — часть масштабного строительства, предусмотренного стратегией развития Казанки. До 2030 года вдоль реки планируется организовать 150 км новых и обновленных пешеходных маршрутов, и эта сеть в перспективе растянется от парка «Старая Казанка» и Адмиралтейской слободы до Голубых озер.

Остается непонятным, почему работы вдруг решили начать в сентябре и хотят срочно завершить уже к концу года — кто будет ездить зимой? К тому же вспоминается печальный опыт парка «Черное озеро», где несколько раз пришлось менять покрытие пешеходной дорожки. Гранитная крошка, которой заменили брусчатку, расползлась под ногами посетителей. Как объясняла произошедшее замдиректора дирекции парков и скверов Казани Алсу Саетова (в 2018 году покинула должность), причина в том, что дорожку укладывали ближе к началу зимы и поверхность не успела утрамбоваться. Остается надеяться, что ошибки не повторятся. 

То, что происходит сейчас в центре Казани — часть масштабного строительства, предусмотренного стратегией развития Казанки. То, что происходит сейчас в центре Казани, — часть масштабного строительства, предусмотренного стратегией развития Казанки

«Нужна перемычка, по которой с Кремлевской набережной можно было бы сразу попасть в будущий парк «Манзара»

Организованная велодорожка вдоль Кремлевской дамбы однозначно необходима, уверены собеседники «БИЗНЕС Online» из сообщества велосипедистов РТ. «Казанку велосипедисты могут пересечь и сейчас, но это осуществляется неорганизованно, стихийно — по Кремлевской дамбе и мосту „Миллениум“. На Кремлевской дамбе большая проблема — с Кремлевской набережной на другой берег невозможно попасть, не выезжая на проезжую часть», — отметил председатель союза велосипедистов РТ Ильдус Янышев. Он отмечает, что новая велодорожка обеспечит устойчивую транспортную доступность для жителей Вахитовского и Ново-Савиновского районов, соединит новый район и деловой центр города. «Это очень важная задача, но на этом нельзя останавливаться. Нужно продлить велодорожку с набережной Казанки до набережной Волги через железнодорожные пути», — призвал спикер.   

По мнению Янышева, велосипедную и пешеходную части нового маршрута нужно разделить физическим барьером. «Также должна быть четкая разметка и цветовое различие. Покрытие обычно — это асфальт или гранитная крошка», — добавил собеседник.

«Велодорожка в этом месте по-любому нужна. Данная территория толком не используется, просто утоптанный грунт для прогулок. Будет здорово, если там появится инфраструктура для велосипедистов с возможностью подняться и спуститься с дамбы. Рыбакам будет удобно подъезжать», — подчеркнул велоактивист, лидер казанского велоклуба KazVel Алексей Оносов. Он отметил, что проекту очень не хватает велопешеходного моста, который бы соединял два берега Казанки. «Нужна перемычка, по которой с Кремлевской набережной можно было бы сразу попасть в будущий парк „Манзара“, не заезжая на дамбу. Набережная привлекает самый большой трафик туристов, и по мосту они могли бы быстро попасть на маршрут велодорожки от Волги до Голубых озер длиной», — указал Оносов. 

Не будут ли конфликтовать на новой дорожке пешеходы и велосипедисты? По словам Оносова, это не новая проблема. Дело в том, что велосипедную дорожку зачастую делают более гладкой, чем пешеходную, и передвигаться там попросту комфортнее. Поэтому пешеходы и «залезают» на часть велосипедистов. «Например, когда я гуляю вдоль улицы Ершова с детской коляской, мне неудобно идти по брусчатке. Если пешеходная дорожка будет такой же приятной для прогулок, как велосипедная, потихоньку потоки разойдутся, — уверен велоактивист. — Нужны знаки на дорожке и на уровне взгляда, чтобы люди понимали, где ходят, а где ездят. Это не работает только в тех местах, где много туристов, потому что они смотрят на достопримечательности, а не на знаки». 

«Главный вопрос к формулировке „велопешеходная дорожка“. Это будет одна дорожка или две разные? Совмещенное исполнение, однозначно, не вариант. У нас такие есть, но они не работают», — заявила в беседе с «БИЗНЕС Online» руководитель АНО «Спорт будущего» и велоклуба VelikTime Эльвира Драгайцева. Она отметила, что еще на начальном этапе проектанты обращались к АНО. «Александр Бикмуллин (спортивный директор АНО „Спорт будущего“ — прим. ред.), как знаток города и возможностей для велосипедистов, дал им много информации. Насколько это претворилось в жизнь — мы не знаем. После этого нас ни на какие обсуждения не приглашали», — отметила собеседница газеты. «Прежде чем создавать какой-то проект, надо узнать, нужен ли он ли, в каком формате и где. И решать должны не чиновники, а люди, которые этим будут пользоваться. У нас, к сожалению, есть между ними разрыв. Чиновники ничего не знают о велосипедах и проектируют для тех, кто катается. А потом на велодорожках оказываются мамы с колясками и пенсионеры, которые очень возмущаются, если им сигналят», — добавила Драгайцева.

P.S. Уже после выхода публикации в Институте развития городов РТ сообщили «БИЗНЕС Online» некоторые подробности о новом велопешеходном маршруте и показали детальную схему. Судя по ней, в рамках строительства для въезда на маршрут со стороны Кремля планируется обустроить специальную консоль. 

Фото: Институт развития городов РТ

Это отдельная навесная конструкция, которая крепится на существующий заезд. «Сейчас это предварительное предложение. Совместно с инженерами-конструкторами и проектировщиками города мы будем искать возможности и предлагать варианты по расширению пешеходной связанности через дамбу», — отметил представитель института. Также проект предусматривает организацию двух новых связей — у центра семьи «Казан» и у нового участка набережной, рядом с бывшим рестораном «Парус» (там появится Институт пространственного развития РТ).

Фото: Институт развития городов РТ

Дорожки по обе стороны дамбы будут связаны с одной стороны существующим наземным (либо подземным) пешеходным переходом, с другой — под проезжей частью.