Рашид Калимуллин: «Нам необходимо повышать уровень игры на народных инструментах — в регионах все популярнее становятся татарские, марийские, чувашские гусли» Рашид Калимуллин: «Нам необходимо повышать уровень игры на народных инструментах — в регионах все популярнее становятся татарские, марийские, чувашские гусли» Фото: «БИЗНЕС Online»

«Мы сильные и продолжим сочинять и исполнять музыку в любых условиях!»

Рашид Фагимович, фестиваль «Европа – Азия» почти 30 лет отражает панораму современной российской и зарубежной академической музыки. Перед стартом XV смотра можно ли подвести некие итоги уже сделанного?

― Хочется думать о перспективах. Из-за пандемии несколько лет фестиваль не проводили, и сейчас он родился заново. Организовать большой международный форум сегодня очень непросто. Некоторые страны закрылись, а многие из тех, кто хотел участвовать, отказались из-за дорогих авиабилетов. Однако есть обоюдное желание возобновить контакты и наладить сотрудничество.

На фестиваль приедут музыканты из разных регионов России — Москвы, Санкт-Петербурга, Барнаула, Перми, Чувашии, Марий Эл, будет много ярких мастеров из Татарстана. Мы ежегодно проводим анализ, интересуемся, как развиваются и пишут современные авторы. Также форум примет композиторов из Китая, Японии, Узбекистана, Беларуси, Вьетнама, США и даже Австралии. Концерты пройдут в ГБКЗ имени Сайдашева, зале союза композиторов, Казанской консерватории и на открытых площадках. Мы сильные и продолжим сочинять и исполнять музыку в любых условиях.

― Какие страны хотели принять участие в торжестве, но не смогли по финансовым причинам?

— Ждали музыкантов из Чили, Аргентины и Перу, но увы, не все в наших руках. В 2019 году я проводил концерты в Эквадоре после политических событий, в Чили — после землетрясения. Потом наступила пандемия. Скорее бы катаклизмы закончились! Пусть люди живут в мире и занимаются творчеством! 

— «Европа  Азия» — один из авторитетных фестивалей новой музыки, до пандемии он привлекал немало знаменитостей. Кто из известных композиторов и музыкантов посетит смотр в этом году?

— Из Вьетнама приедет целая делегация, председатель творческих союзов Вьетнама До Хонг Куан, композитор Ле Ты Минь, поэт Хуэ-Хоанг, которые подхватили идею фестиваля и провели совместно с нами в Ханое три фестиваля «Азия – Европа» на высоком правительственном уровне (2014, 2016, 2018). Ожидаем Игоря Машукова из Перми, руководителя пермского отделения СКРФ; основателя фестиваля Sound 59 из Барнаула, главу нашей новой организации — алтайского отделения союза композиторов России Ольгу Дюжину; из Элисты приедет интереснейший этнический коллектив, исполняющий старинную музыку тюрков на древних аутентичных инструментах, — трио «Джангар» под руководством дирижера и композитора Савра Катаева. Ждем композитора Акмала Сафарова (Узбекистан), композитора Цзо Чжэньгуаня (Китай), пианистку Саяку Такахаси (Япония), гитариста Фам-Хонга Ха, пианиста и композитора из Казахстана Серика Еркимбекова и многих других.

Международный фестиваль новой музыки «Европа – Азия» — крупный музыкальный форум, получивший широкое признание в РФ и за рубежом. Это первый международный фестиваль, отражающий панораму стилей современной академической музыки мира, появившийся в постсоветской России в 1993 году.

Учредителями форума являются министерство культуры Республики Татарстан и союз композиторов РТ. Художественный руководитель — председатель правления союза композиторов РФ, председатель союза композиторов РТ, народный артист России и Татарстана композитор Рашид Калимуллин.

Программа XV фестиваля:

9 сентября в 18:30 — в Государственном большом концертном зале Республики Татарстан — торжественное открытие ХV международного фестиваля новой музыки «Европа – Азия». Прозвучат симфонические сочинения современных российских и зарубежных композиторов. В концерте принимает участие оркестр центра современной музыки Софии Губайдулиной, художественный руководитель и дирижер — Анна Гулишамбарова.

10 сентября в 16:00 — в зале союза композиторов Республики Татарстан — камерный концерт.

10 сентября в 18:00 — на Кремлевской набережной — концерт под открытым небом: трио «Джангар» (Элиста), квартет саксофонов под управлением Марии Беговатовой, балет «Пантера» под руководством Наиля Ибрагимова.

11 сентября в 15:00 — в Органном зале Казанской государственной консерватории им. Жиганова — камерный концерт.

11 сентября в 17:00 — в Государственном большом концертном зале Республики Татарстан — закрытие, гала-концерт фестиваля. В программе камерные и симфонические произведения композиторов России и зарубежья.

Гостями ХV международного фестиваля новой музыки «Европа – Азия» станут композиторы и исполнители из Узбекистана, Беларуси, Казахстана, Китая, Австралии, США, Вьетнама, Японии и России.

За 29-летнюю историю существования фестиваля в РФ состоялось более 100 концертов, проведены десятки мастер-классов и творческих встреч. За это время смотр принял гостей из 50 стран мира. В 1998 году фестиваль — единственный среди российских — вошел в каталог лучших музыкальных форумов мира, составленный престижным журналом «Гаудеамус». В 2005-м фестиваль был награжден премией правительства России. С 2014-го «Европа – Азия» стал проходить во Вьетнаме при личной поддержке президента Вьетнама. Главным организатором выступает ассоциация композиторов Вьетнама. Сегодня фестиваль «Европа – Азия» хорошо знают музыканты всего мира.

Среди участников мероприятия были выдающиеся музыканты современности: Аркадий Шилклопер (Германия – Россия), Стефан Вермеерш (Бельгия), Энвер Измайлов (Украина), VOX (Швеция), Роберт Поллок (США), Мирсеа Арделиану (Швейцария), Пьер-Стефан Мёже (Франция), Иван Ергиев (Украина), Раджа Шам-Шарма, Кристенсен Агнетте (Дания), Кэрин Левайн (Германия), Мишель Маранга (Голландия), «Боян-Z» (Франция), ZIGGURAT (Голландия).

С удовольствием познакомлюсь с блестящей флейтисткой Марией Федотовой из Мариинского театра, цимбалисткой, солисткой Белорусской государственной филармонии Вероникой Прадед. Нам необходимо повышать уровень игры на народных инструментах — в регионах все популярнее становятся татарские, марийские, чувашские гусли. Для студентов Казанской консерватории и колледжа пройдут фольклорные мастер-классы. Молодежь должна иметь доступ к своей музыкальной культуре.

На фестиваль приедут музыканты из разных регионов России — Москвы, Санкт-Петербурга, Барнаула, Перми, Чувашии, Республики Марий Эл, будет много ярких мастеров из Татарстана На фестиваль приедут музыканты из разных регионов России — Москвы, Санкт-Петербурга, Барнаула, Перми, Чувашии, Марий Эл, будет много ярких мастеров из Татарстана Фото: «БИЗНЕС Online»

«Наш фестиваль уже давно взял ориентир на освещение аутентичных образцов народной культуры»

― Нынешний фестиваль — юбилейный, значит, зрителя, ожидает нечто особенное. Какая концепция у форума в этом году?

— 2022-й объявлен президентом страны Годом народного искусства и нематериального культурного наследия народов России. Это очень важный аспект экологии культуры. Наш фестиваль уже давно взял ориентир на освещение аутентичных образцов народной культуры и в этот раз с особенным интересом предъявит такие примеры. Тем более мы всегда подчеркивали, что в основе почти любого современного музыкального мышления на любом профессиональном и академическом уровне лежит народное творчество.

Я какое-то время назад написал 400 фортепианных пьес для детей, среди них есть городские и деревенские пейзажи, лесные сказки. В рамках авторского проекта я показываю их детям, и мы беседуем об истории и жизни. Важно реализовать эту программу по всей стране, чтобы воспитывать в ребятах гуманизм, добро и терпение.

Рашид Калимуллин — известный российский композитор, народный артист России и Татарстана. Председатель правления союза композиторов РФ, председатель союза композиторов РТ, член общественного совета при министерстве культуры РФ. Родился в Зеленодольске. Обучался в Казанской государственной консерватории и аспирантуре у Анатолия Борисовича Луппова. С 1987 по 1993 год возглавлял кафедру композиции и инструментовки КГК им. Жиганова.

В 1993-м основал международный фестиваль современной музыки «Европа – Азия», которым руководит до сих пор. В 1995-м создал центр и оркестр при центре современной музыки Софии Губайдулиной. Основал международные фестивали Muz-Transit, «Жемчужины русской и татарской музыки». Автор опер, балетов, симфонических и камерных сочинений, хоровых опусов и песен.

Пьесы-города и пьесы-сказки учат не отрываться от корней, беречь природу и видеть прекрасный мир. Я рассказываю детям о культуре Казани, Москвы, Петербурга, Вены, Нью-Йорка, Гонконга, Сеула. Советую побывать там и сам вдохновляюсь, вспоминая музеи, мельницы, деревья с большими листьями… Иногда слушаем пьесу и угадываем, кто ее главный герой — заяц, дятел или муравей. Иногда разыгрываем целые спектакли. Ребята визжат от восторга.

― На фестивале ваша музыка будет звучать?

― В Казани прозвучит мой концерт для флейты, созданный несколько лет назад. Его сыграет Мария Федотова, известная флейтистка из Мариинки, пропагандистка новой музыки, поклонница Александра Чайковского, с которым мы большие друзья. Также будет «Ария» из моего органного концерта с оркестром — своеобразное пробуждение, красота, которой нам сейчас так не хватает.

― Если ориентироваться на программу форума, какие жанры популярны среди современных композиторов?

― Все зависит от коллективов. Если в регионе есть хороший струнный квинтет, для него будут писать. В нашей консерватории появился профессиональный квартет саксофонов под управлением Марии Беговатовой. Есть «Маятник» — группа играющих композиторов, наших участников союза композиторов, патриотов сontemporary music.

― Ваш коллега, известный петербургский композитор Леонид Десятников считает, что конец времени композиторов, который предрекал Владимир Мартынов, уже настал. Не согласны с ним?

― Леня просто куражится. Как музыка может умереть? Из 7 нот мастера составляют миллиарды комбинаций. Мы не дадим умереть музыке! Пока есть авторы, которые хотят писать, артисты, которые хотят играть, и люди, которые хотят слушать, она будет жить. Я часто сижу в жюри российских композиторских конкурсов, вижу много талантливой молодежи и стараюсь ее поддерживать.

Казань представят Эльмир Низамов, Елена Анисимова, Эльмира Галимова, Ильяс Камал, Миляуша Хайруллина, завоевавшая первую премию на конкурсе «Партитура». Многие талантливые ребята не только пишут музыку, но и профессионально играют ее и преподают Казань представят Эльмир Низамов, Елена Анисимова, Эльмира Галимова, Ильяс Камал, Миляуша Хайруллина, завоевавшая первую премию на конкурсе «Партитура». Многие талантливые ребята не только пишут музыку, но и профессионально играют ее и преподают

«Духовная пища тоже должна быть настоящей»

― Как союз композиторов РТ помогает молодым талантам?

― Включаем их сочинения в юношеские и взрослые фестивали. Некоторые уже в молодости — большие профессионалы и успешно пишут для кино и театральную музыку. Московская и Петербургская консерватории сейчас выпускают сильных ребят. В Казани, Уфе, Ростове-на-Дону и Екатеринбурге много талантливых молодых авторов, побеждающих на конкурсах. Я очень этому рад.

― Кого из ярких молодых композиторов мы услышим на фестивале «Европа  Азия»?

― Казань представят Эльмир Низамов, Елена Анисимова, Эльмира Галимова, Ильяс Камал, Миляуша Хайруллина, завоевавшая первую премию на конкурсе «Партитура». Многие талантливые ребята не только пишут музыку, но и профессионально играют ее и преподают.

— Вероятно, на форуме будут мировые премьеры?

― Для Казани все, что написано сегодня, — мировая премьера. Например, мой концерт для органа на фестивале прозвучит впервые.

― Кроме консерваторских мастер-классов, предусмотрена ли какая-то образовательная программа для молодых музыкантов?

― К сожалению, это все, что мы успели организовать за короткое время. Пандемия вновь набирает обороты, несколько музыкантов заболели коронавирусом, и я взял паузу, чтобы не заразились другие. А те, кто выздоровел, работают в 2–3 смены, чтобы подготовиться к фестивалю.

― Несмотря на палитру ярких имен, в Казани есть проблема с рождением новой оперной и балетной музыки. Так, в театре имени Джалиля почти нет современного репертуара. Композиторы не хотят писать сложные, большие партитуры?

― А как с этим дела обстоят в «Стасике», Большом театре, Мариинском, Михайловском? Театрам нужен хороший репертуар, однако необходимо и финансирование. Тогда оперу или балет можно не только написать, но и достойно поставить. Мои партитуры хотят воплотить многие российские театры, но не все могут себе это позволить. В Йошкар-Оле недавно поставили мой балет «Белый лебедь», в Якутии — балет «Дети белого солнца».

Многие коллективы предпочитают проверенные классические спектакли, а все новое требует усилий. Хотя и тут есть подвижки. «Кремлевский балет» ставит «Продавца игрушек» Алексея Шелыгина. В театре имени Джалиля идет «Золотая Орда» Резеды Ахияровой. В молодости хочется всего и сразу, но амбиции надо подтверждать творчеством.

― Несмотря на политическую ситуацию, нашей музыкой интересуются за рубежом. Что сегодня в тренде у российских композиторов — авангард или традиция?

― Эпоха авангардной музыки уже прошла, и все зависит от потребностей слушателя. Сейчас мы все больше ценим живое и настоящее — общение, природу, свежий воздух, чистую воду, здоровую еду. Духовная пища тоже должна быть настоящей. Айтишник, ученый или педагог приходит на концерт отдохнуть, попасть в другой мир, услышать волшебные звуки и унести с собой положительные эмоции.

Авангард всегда был «лабораторной» музыкой, а сейчас в тренде мелодия, новые ритмы и акустические тембры. На крупных сценах в 99,9 процента случаев звучит классика, поэтому композиторы должны владеть этим стилем и при необходимости использовать.