Андрей Себрант: «Для Цукерберга идеальный потребитель метавселенной лежит где-нибудь в капсуле, в очках» Андрей Себрант: «Для Цукерберга идеальный потребитель метавселенной лежит где-нибудь в капсуле, в очках» Фото: Алексей Белкин

Цукерберг упрощает и «опошляет» метавселенную. «Мне не нравится, как словечко „метавселенная“ используют последний год с легкой или не совсем легкой руки Цукерберга», — с такого камня в огород основателя ныне экстремистской в России корпорации Meta начал лекцию в Казани директор по маркетингу «Яндекса» Андрей Себрант. Он выступил на фестивале TatarstanFuture, стоя в шатре, за которым проходили гонки дронов, и они, по мнению спикера, как раз-таки отражают суть понятия метавселенной. «Ребята не живут в каком-то построенном мире со своими аватарами, тем не менее они все гоняют дроны в шлемах. Современный дрон вести по трассе, следя за ним глазками, нереально — воткнешься в первое же препятствие. Эти ребята живут в метавселенной, где перепутан физический мир реальной трассы, по которой идет дрон, и то, что они видят в очках», — объяснил он. 

При этом многие, по словам Себранта, воспринимают метавселенные как явление из первой «Матрицы». «Для Цукерберга идеальный потребитель метавселенной лежит где-нибудь в капсуле, в очках. Заканчивается это тем, что источник, который должен нам давать актуальную информацию об окружающем мире, то есть „Википедия“, не упоминает физическую сторону метавселенной, несколько раз повторяет слово „виртуальный“ и упоминает очки, с помощью которых нужно с этим миром взаимодействовать», — возмущается Себрант, добавив, что метавселенные противопоставляют реальности и разработчики игр.

Первичный смысл метавселенных намеренно утерян. Не обошлось на лекции и без исторического экскурса. Себрант напомнил, что сам термин впервые использовал писатель-фантаст Нил Стивенсон в романе «Лавина» еще в 1992 году. Он фантазировал, как в любой хибаре у безработного или курьера будет оптоволокно и компьютер с лазером, погружающим героя в метавселенную. «Но почему Стивенсон называет метавселенную именно так, а не виртуальным миром? Что же в его идее такого, что утеряно (мне кажется, намеренно) современными интерпретаторами? Это Вселенная следующего уровня, объединяющая цифровой и виртуальные миры и делающая их сильно влияющими друг на друга. То есть человек, заболевший в том самом вымышленном виртуальном мире, может реально физически сдохнуть в мире реальном», — обращает внимание спикер.

Несколько лет назад достаточно было налепить слово «искусственный интеллект» на что угодно и «поднимешь в два раза больше». Сейчас такой этикеткой стала метавселенная Несколько лет назад достаточно было налепить слово «искусственный интеллект» на что угодно и «поднимешь в 2 раза больше». Сейчас такой этикеткой стала метавселенная Фото: «БИЗНЕС Online»

В метавселенной хорошо жить тем, кто осознает, что он в ней живет. «Офигенно приятно, понятно и эффективно жить в мире, в котором ты что-то понимаешь. Раз уж нам дали такое словечко, необходимо понять, как его правильно использовать», — говорил Себрант, добавляя, что полезно им пользоваться, поскольку в нем много денег. «Компания McKinsey говорит о том, что к 2030 году метавселенная будет стоить $5 триллионов (данные Росстата: за 2021 год ВВП в России составило 131 трлн рублей, т. е. $1,8 трлн). Получается, что метавселенная будет стоить два ВВП России», — подсчитал спикер. Он напомнил, как несколько лет назад достаточно было налепить слово «искусственный интеллект» на что угодно и «поднимешь в 2 раза больше». Сейчас такой этикеткой стала метавселенная. 

Цифровой и физический мир связал iPhone 3G. И дело не только в touch screen, который ликвидировал клавиатуру. 3G — первый протокол сотовой связи, который допускал приличные скорости. «Теперь у тебя в кармане был разлит интернет. Он был в воздухе», — говорил спикер. А модуль GPS позволил связать физическое положение устройства с цифровой картой. Теперь же смартфонами пользуются 83% людей.

3G — первый протокол сотовой связи, который допускал приличные скорости. «Теперь у тебя в кармане был разлит интернет. Он был в воздухе» 3G — первый протокол сотовой связи, который допускал приличные скорости. «Теперь у тебя в кармане был разлит интернет. Он был в воздухе» Фото: Алексей Белкин

Интернет — уже не информационный, а операционный сервис. Себрант рассказал, что основатель «Яндекса» Аркадий Волож давно говорил о том, что интернет прорастает в офлайн. «К примеру, когда вызываешь такси, ты же не получаешь информацию о таксопарке, а нажимаешь кнопочку, и приезжает живая машинка», — привел пример он.

В пандемию людей «сапогами загнали» в цифровые сервисы. «Людей загнали в эту смесь, чтобы выжить в новой реальности, продолжать там работать и питаться», — обратил внимание Себрант и привел множество примеров пересечения двух миров, о которых мы даже не задумываемся. От заказа такси или доставки (например ровером!) до прогноза погоды: «У любой тучи есть цифровой двойник». И не только у тучи, кстати. Все современные промышленные предприятия имеют постоянно работающую с использованием алгоритмов ИИ и синхронизованную виртуальную модель, которая может спрогнозировать, что скоро сломается. «У вас у всех есть узкоспециализированные цифровые двойники. Например, двойник ваших музыкальных пристрастий, который подсказывает вам, какую музыку вам послушать в „Яндексе“», — заключил спикер.

Microsoft на базе пользовательской метавселенной запустил проект AirSim — симулятор для дронов Microsoft на базе пользовательской метавселенной запустил проект AirSim — симулятор для дронов Фото: «БИЗНЕС Online»

Индустриальная метавселенная определяет развитие общества. Физический и виртуальный мир связаны не только потребительской метавселенной, но и индустриальной — последняя не такая красивая для рекламы, но «невероятно денежная». «Софт надо где-то дрессировать. На полигоне сложно и дорого воспроизвести город с небоскребами и сложной застройкой. Microsoft на базе пользовательской метавселенной запустил проект AirSim — симулятор для дронов. Запустив туда вместо людей софт для управления дронами, можно отлично отлаживать все сценарии, для которых сейчас выпускаются промышленные дроны», — привел пример выступающий. 

Порталы в метавселенную стоят на каждом углу. «Когда вы положили в терминал честные помятые рубли, они превратились в некую виртуальную сущность — запись нулей и единиц где-то на сервере банка, — говорил Себрант. — Об этом полезно задумываться, если вы делаете современные сервисы. Как мой материальный сервис выглядит на цифровой стороне? Как мой виртуальный сервис перенести в реальность? Если вы об этом забываете подумать, вы делаете хреновый продукт, потому что современный продукт должен жить на обеих сторонах метавселенной». Другие примеры — меню в QR-кодах в ресторанах, рисунки нейросети и даже деятельность еще одного участника TatarstanFuture — Клавы Коки, которая в Roblox устраивала концерты еще в прошлом году. «Вы понимаете, что бы вы ни делали в реальном мире, вы оставляете много цифровых следов. Хотя бы потому, что сотовый оператор всегда знает, где вы сейчас находитесь», — констатировал Себрант. 

«В прошлом году VR-очки имели около 10 млн. человек, а смартфонами пользуются порядка 6 миллиардов. И нам говорят, что в метавселенной живет только эта доля процента?!» «В прошлом году VR-очки имели около 10 миллионов человек, а смартфонами пользуются порядка 6 миллиардов. И нам говорят, что в метавселенной живет только эта доля процента?!» Фото: «БИЗНЕС Online»

Взаимодействие с виртуальной реальностью необязательно связано с устройствами. «Я так не люблю, когда говорят, что попасть в метавселенную можно только с помощью очков виртуальной реальности. В прошлом году VR-очки имели около 10 миллионов человек, а смартфонами пользуются порядка 6 миллиардов. И нам говорят, что в метавселенной живет только эта доля процента?!» — удивился Себрант. Он также добавил, что для управления смесью физического и виртуального необязательно должно быть устройство. «Вы можете ходить по квартире голым, а умный дом будет исполнять ваши приказы. Забыли телефон? Умный город вас видит. Не так далеко такое будущее, где вы сможете подойти к столбу и с помощью него вызвать такси», — спрогнозировал директор по маркетингу «Яндекса».