Евгений Сатановский — президент Института Ближнего Востока Евгений Сатановский президент Института Ближнего Востока
— Российскому образованию до мирового уровня мешают добраться люди, занимающиеся российским образованием все последние несколько десятилетий. Поэтому для начала я распрощался бы с господином или товарищем, уж не знаю как, Андреем Фурсенко, всеми его бывшими заместителями вроде Исаака Калины, с самим министром образования и просвещения, а также всей той бессмысленной чиновничьей шарагой, которая высасывает из образования его суть, превращая основополагающее направление созидания страны и государства в услугу. Вот это тяжелое жлобство на тему того, что при Советском Союзе образование давало человека-творца, а сегодня нужен квалифицированный потребитель, как искренне, честно сказал Фурсенко, я бы убрал к хренам собачьим.
Что до телефонов… Вы знаете, я учился, когда телефонов в школах у детей не было. И Ушинский учился, когда телефонов в школах у детей не было. И Пушкин, и Менделеев, и Гинзбург… И вообще, все остальные, от кого в стране был какой-нибудь толк за последние лет эдак 300. И, ничего, выучились.
Марат Лотфуллин — президент ассоциации работников образования и культуры РТ Марат Лотфуллин президент ассоциации работников образования и культуры РТ
— Во-первых, надо отменить понятия «отсев» и «успеваемость». Отсев — это когда ученик получает двойку и остается на второй год. Успеваемость — когда работу учителя судят по показателю успеваемости, качество образования оценивается по оценкам учителя, которые он ставит. Таких вещей не должно быть, в мире такого нет. Более того, в мире среднее образование трехуровневое: есть технологическое среднее образование, есть средняя школа, а есть гимназии, лицеи. И распределение по этим учреждениям делается не по желанию родителей, а по результатам экзаменов учащихся после пятого класса. Наша система образования тоже перешла к обязательному среднему образованию, но при этом суть этого европейского образования они не поняли. Среднее образование разноуровневое, то есть способности людей разные, а у нас любому человеку выдают аттестат о среднем образовании.
Самое главное, двойку не ставят, потому что это плохо для учителя, — вот это надо убрать. Это введено в 1965 году, был лозунг: «Нет плохих учеников, а есть плохие учителя». Но мы знаем, что плохие ученики тоже бывают! Когда учитель не ставит двойку тем, кто не может заниматься, перестают заниматься те, кто может. Такие вещи должны быть убраны. Потом, надо убрать соревнование по баллам ЕГЭ, потому что баллы ЕГЭ вечно расти не могут. Баллы ЕГЭ — это вообще не знания, а оценки интеллекта учащегося. Например, есть в Казани школа №65, которая рядом со 122-й, 102-й, 2-й гимназией. Все, кто не попал туда, идут в 65-ю, но на основе этого никогда нельзя сказать, что эта школа хорошая или плохая. Каких ребят они набрали, такие баллы у них и будут, это как в спорте.
Сейчас по приказу министерства высшего образования люди, имеющие 40 баллов по ЕГЭ, имеют право поступать в вуз, а надо сделать низший порог в 70 баллов. Люди, набравшие менее 70 баллов, не имеют права получать высшее образование, потому что они его реально не могут получить!
А то, что нельзя пользоваться телефонами, никакого отношения к качеству образованию не имеет, это чисто комсомольский прием. Чтобы повысить качество образования в России, надо начинать ставить двойки и учителей оценивать не по оценкам. Кроме того, надо у школ снять показатели успеваемости и отсева. После 1965 года, когда запретили ставить двойки, мой отец, директор с 25-летним стажем, сказал, что среднее образование в нашей стране кончилось, а через 30 лет и высшего образования не будет. Его слова оказались верными, сейчас у нас и высшего образования нет. Наши выпускники неконкурентны, у них, конечно, аттестат и диплом имеются, но они нигде в мире не признаются.
Василь Гайфуллин — министр образования Татарстана (1990-1997) Василь Гайфуллин министр образования Татарстана (1990–1997)
— Я бы ничего не стал менять, а вернул бы принципы советской школы, ту учебную программу. Я считаю, что нельзя копировать зарубежные программы обучения, у нас есть свои. ЕГЭ тоже не нужен, надо вернуться к старой системе, должны быть выпускные экзамены, на них можно проверить знания, которые получил ученик в школе. А по результатам ЕГЭ этого не сделаешь. Что мешает добраться до мирового уровня? Так у нас и было раньше образование мирового уровня, наоборот, с нас брали пример. Мы были лучшими по химии, физике, математике, биологии и так далее. Единственное, что было не на высоте, — изучение иностранных языков, это хромало. А остальные предметы преподавались на мировом уровне.
Павел Шмаков — директор школы «СОлНЦе» Павел Шмаков директор школы «СОлНЦе»
— Я не министр образования Татарстана, не знаю татарский язык, поэтому меня не выберут. А в нашей школе будет все так, как есть. У нас очень такая красивая позиция, к которой невозможно придраться. На уроках у нас можно пользоваться телефонами, если учителю это нужно для проведения урока. Тем более то, что говорит минобрнауки, — это только рекомендация, необязательная вещь пока еще. Просто так нельзя пользоваться телефонами, развлекаться, в игры играть, но, если тебе нужно посмотреть, как сверху выглядит Индийский океан на уроке географии, то пожалуйста. У меня пока еще государство не снабдило каждого ученика компьютерами, должным количеством проекторов и прочим. Поэтому это можно, но только с разрешения учителя. На переменах тоже не рекомендовано пользоваться телефонами, но, если тебе телефон нужен, подойди к любому учителю и скажи, что, например, он тебе нужен, чтобы маме позвонить или книгу почитать… Кроме того, мы еще попросили родителей подарить нам книги, нам принесли тысячи книг, свобода — бери и уноси домой любую книгу, дети читают много и телефонами пользуются только тогда, когда им надо.
Российскому образованию мешают — об этом еще классики писали — чиновники, дураки и дороги. У нас, слава богу, нормальный мэр Метшин и нормальный президент Минниханов, а вот в середине есть прослойка чиновников, которые все время мешают работать. Я вам приведу пример из области образования: у нас с 15 лет разрешено работать, с 14 лет можно работать с разрешения родителей, а с 13 — с разрешения органов опеки. Так вот, у меня куча школьников с 14 лет ведут крохотные кружки — по вязанию, истории, чтению книг, а когда у меня 13-летние пытаются вести, я приходил в опеку, а там говорят: «Зачем нам надо брать на себя ответственность?» То есть опека мешает вводить детей в трудовой мир.
Валентик Катасонов — ученый-экономист Валентик Катасонов ученый-экономист
— Я бы, знаете, не хотел в качестве образца для подражания брать мировой уровень. Помню, 30 с лишним лет назад я в Америке посещал некоторые университеты, а в некоторых даже читал лекции. И был крайне удивлен невысоким, мягко выражаясь, уровнем высшего образования в Америке и высокой идеологизацией этого образования. Я тогда еще, помню, в начале 90-х годов подумал: не дай бог, если все это до нас докатится. И вот до нас это все докатилось. Мы, может быть, даже еще и переплюнули Америку. Поэтому насчет «мирового уровня» я думаю, что это не тот критерий, не тот ориентир, который нам нужен. И уж если говорить об ориентире, то это, наверное, советское образование. А может, даже дореволюционное российское образование. Я именно там ищу ориентиры, а не в этом тухлом и гнилом Западе.
Начинать надо сверху, конечно. Нам нужна национальная идея. А Конституция Российской Федерации запрещает национальную идею. Вот в Америке, например, эта национальная идея из любого утюга звучит. Это идеология, которую я бы назвал «религия денег». «Деньги — это все в нашей жизни!» Естественно, что для российской культуры, российской цивилизации эта идеология является убийственной. Поэтому надо как можно скорее определяться с нашей национальной идеей. Без этого можно, конечно, учить детей таблице умножения, высшей математике. Но ведь в советское время никто особенно не скрывал, что в процессе обучения формируется мировоззрение молодого человека. Сейчас оно тоже формируется, но именно таким образом, что из молодого поколения формируется поколение рабов. Да, молодежи насаждается именно рабское сознание. А может быть, даже сознание янычар, их воспитывают людьми, ненавидящими собственную родину. Это самое страшное. Поэтому, конечно, необходимы совершенно другие программы. Но они не появятся ранее чем произойдет появление национальной идеологии. А ее пока нет.
Павел Сигал — президент АО «Автоградбанк» Павел Сигал президент АО «Автоградбанк»
— Начну с того, что запрет пользоваться телефонами в школе абсолютно оправдан и правилен. Потому что я думаю, что сейчас старшеклассники, даже средние классы торчат в телефонах постоянно. Но это первый момент. Насколько я знаю, сейчас пытаются сделать унификацию учебников. Раньше имелся набор рекомендованных учебников, и их было много. Они были разные и учитель мог сам выбирать те, которыми нужно пользоваться. Сейчас я точно не могу сказать, как обстоит дело, но, по-моему, учителю уже совсем не оставили выбора. Оставили только «совсем рекомендованные». На мой взгляд, это неправильно. На мой взгляд, у учеников должен иметься доступ к разным учебникам.
И я не считаю, что наше школьное образование такое уж плохое. Все-таки основы общей подготовки школьников, опирающиеся на широту преподаваемых предметов, у нас присутствуют. Вот даже мой сын говорит: «Зачем мне биология? Я не собираюсь стать биологом». Или дочь может сказать: «А зачем мне обществоведение, если я хочу заниматься чем-то другим?» На мой взгляд, это неправильный подход. То широкое образование, которое давали сначала царские гимназии, а потом советские школы, по крайней мере советские школы позднего периода, когда мы учились, было правильным. Поэтому что тут менять? Наверное, эти принципы нужно оставить.
А насчет того, что мешает российскому образованию добраться до мирового уровня… А кто мерил школьное образование — насколько оно мировое? Насколько я знаю, американские школы разительно отличаются друг от друга. Есть ряд элитных школ, которые дают высокое образование. И огромное количество школ, особенно в бедных, черных, латиноамериканских кварталах, в которых образование значительно слабее. И такая же ситуация в ряде европейских стран. Поэтому нельзя сказать, что наше образование совсем уж плохое и нам надо любой ценой что-то радикально менять, тянуться до какого-то мирового уровня. И у нас в Казани сейчас есть ряд специализированных гимназий и школ с глубоким изучением каких-то предметов, которые дают хорошее образование. Меньше идеологии — вот это, наверное, нужно, но, как это будет трансформироваться, я не знаю. Вот я слышал, что в начале уроков будут обязательно исполнять гимн России. Ну если в американских школах в начале уроков исполняют гимн Соединенных Штатов Америки, что тут плохого…
Рашит Низамов — ректор КГАСУ Рашит Низамов ректор КГАСУ
— Я не большой специалист в сфере среднего образования, но хочу сказать, что была советская школа и я в ней учился. И там все было правильно, системно, организованно. Поэтому просто нужно посмотреть, насколько в этой системе нужны смартфоны и прочие умные вещи. Ведь иногда без них не обойдешься. И тогда, наверное, получится правильное направление. Поэтому ориентир — советская школа. Только так могу сказать.
Дамир Мухетдинов — первый заместитель председателя ДУМ РФ Дамир Мухетдинов первый заместитель председателя ДУМ РФ
— Самое главное, я не удовлетворен самой программой. Вот что меня, как отца четверых сыновей, волнует. Программа не отображает всей пестроты многонациональности, многорелигиозности нашего государства. Прослеживается исламофобский сегмент, это было в царской России, в советское время: есть старший брат и понаехавшие, недобитые народы, которых присоединили, завоевали, неся им свет просвещения, образования. Взять, например, один из учебников четвертого класса по истории: история Хазарского каганата — два абзаца, история Волжской Булгарии — два абзаца. Это несопоставимо, крупнейшие государства Средневековья, которые на порядок были выше Киевской Руси и любых других государств, которые также располагались на территории современной РФ. В негативном ключе постоянно освещается история Золотой Орды, тематика ислама, арабских походов. Западоцентричность имеет место быть. С учетом того, что на государственном уровне Россия порывает с Западом, говорит о своей евразийской сути, значит, надо срочно пересматривать идеологическое содержание учебных пособий. И акцент делать не на верховенстве одной религии, одного народа, а именно на том, что сила нашего государства в его многорелигиозности и многонациональном составе.
Тем более, исходя из истории, тюркские народы первыми создавали сильнейшую государственность на территории нашей страны. То же самое касается литературы: много примеров из западной поэзии, западных авторов изучаем, но абсолютно не говорится о вкладе Ибн Сины, Навои, Рудаки. Если сейчас наши школы уже укомплектованы в огромном количестве узбеками, киргизами, таджиками, особенно это видно в московских школах, значит, необходимо привнести в учебную программу изучение стихов Саади, Хафиза, Навои, Джами. Если русские писатели во времена Пушкина и Лермонтова так же, как и Байрон с Гете, вдохновлялись и писали в подражание Саади или Хафизу, то почему эти произведения не достойны того, чтобы они изучались в рамках учебной программы?
Мешают российскому образованию мозги, которые зашорены в советское время вот этой коммунистической, атеистической пропагандой, которая не хочет пустить в себя бога, впустить в себя какие-то общие универсальные ценности. А с другой стороны, они впитали остатки шовинистической культуры, которая формировалась в рамках Российской империи, которую тот же Ленин уже назвал «тюрьмой народов», где есть великий народ и остальные дикари, которые нуждаются в просвещении. Вот такое отношение к своей культуре, к своим народам свысока не дает нашим чиновникам посмотреть глубоко и более широко на предметы школьных и университетских программ.
Радик Салихов — директор Института истории имени Шигабутдина Марджани АН РТ Радик Салихов директор Института истории им. Марджани АН РТ
— Мне кажется, что наша система образования довольно качественная и высокого уровня, наверное, она одна из самых передовых в мире, и это без преувеличения. Даже само отношение ко Дню знаний как к такому всенародному празднику — это такое наше российское национальное явление. Оно отражает такой консенсус общества и власти в том, что в стране царит культ просвещения. Образование, наверное, нужно модернизировать, потому что оно должно приспосабливаться к реалиям сегодняшнего дня, будущему, поспевать за ним. Наверное, я подумал, как распределить нагрузку сбалансированно, чтобы дети не были чересчур перегруженными какими-то определенными предметами. Бывают у них очень тяжелые дни, маленькие дети носят огромные портфели. Может, лучше больше заниматься в электронном формате. Конечно, я бы в первую очередь обратил внимание на качество жизни и образование наших педагогов, потому что их надо поддержать в первую очередь. Они должны получать достойную зарплату, постоянно самосовершенствоваться, проходить обучение. Основа нашего российского образования все-таки учитель. Тогда и молодежь пойдет в школу работать, и мужчины.
Артем Прокофьев — депутат Госдумы РФ Артем Прокофьев депутат Госдумы РФ
— Я считаю, что многие стандарты классической советской школы были отброшены в 90-е годы, и зря. Сейчас мы видим, что в этом направлении движение есть, нужно возвращаться к таким классическим стандартам. Потому что советская школа была примером для всего мира, мы с вами знаем знаменитую историю о полете Гагарина. Почему СССР тогда опередил США? В том числе это стандарты советской школы, которая создала такую могучую базу. Мы же понимаем, что именно на базе школьного образования, на этом фундаменте строятся все знания, которые человек получает в вузах и так далее. Это было незаслуженно отброшено, предпринимались даже попытки опорочить советскую школу, что было ошибкой. К этому надо возвращаться. И, конечно, мы же с вами понимаем, какова была роль учителя в советское время. Разумеется, эта составляющая требует особого внимания.
Поменял бы и вопрос к подходу предметов, к подаче информации. До сих пор не зря мы открываем советский учебник и видим, насколько все просто, ясно там изложено. Это вопрос экзаменов: нельзя же переделывать всю старшую школу только для подготовке к ЕГЭ. Это же вопрос для всех понятный.