Если за весь прошлый год в Приволжский федеральный округ (ПФО) ввезли 88 автомобилей из Казахстана, то с начала этого — уже больше 2 тысяч штук. Ажиотаж колоссальный, и это только в Поволжье Если за весь прошлый год в Приволжский федеральный округ (ПФО) ввезли 88 автомобилей из Казахстана, то с начала этого — уже больше 2 тыс. штук. Ажиотаж колоссальный, и это только в Поволжье Фото: © Markus van Offern (mvo), via www/www.imago-images.de/ www.globallookpress.com

Россияне ринулись в Казахстан за иномарками

Бурно растущий с начала года ввоз иномарок из Казахстана в Россию вынудил приволжское таможенное управление (базируется в Нижнем Новгороде) в пятницу провести отдельный брифинг на эту тему. Причем площадкой для выступления ведомство выбрало татарстанское агентство по печати и массовым коммуникациям. И. о. начальника службы организации таможенного контроля приволжского таможенного управления Александр Преорчук не стал пояснять, почему выступал через республиканский канал. Можно предположить, что в Татарстане схема с ввозом автомобилей получила наибольшую популярность. Как отметил Преорчук, если за весь прошлый год в Приволжский федеральный округ (ПФО) ввезли 88 автомобилей из Казахстана, то с начала этого — уже больше 2 тыс. штук. Ажиотаж колоссальный, и это только в Поволжье.

По сути, таможня собрала прессу для того, чтобы предупредить — при ввозе автомобилей из соседнего государства россияне сильно рискуют деньгами и временем. «Что происходит? Насколько мы понимаем, на сегодняшний день физические лица видят наиболее благоприятные условия для покупки транспортных средств в Казахстане и перемещения в целях дальнейшего использования на территории РФ», — сказал Преорчук. И такая схема на первый взгляд действительно выглядит выгодной. Во-первых, потому что таможенной границы между Россией и Казахстаном по факту нет. С 2010 года между странами действует единое экономическое и таможенное пространство. Это означает единый таможенный тариф, отсутствие таможенных пошлин и ограничений экономического характера, кроме специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мер. По правилам техрегламента, дилер не сможет ввезти машину без разрешения правообладателя, а вот для физического лица такого запрета нет.

Вячеслав Зубарев на съезде автодилеров: «Такое не представлялось в самых страшных снах!»

С учетом серьезно укрепившегося к тенге рубля цены на автомобили — заманчивые, и особенно привлекательными выглядят модели казахстанской сборки. К примеру, Hyundai Solaris в Казахстане стоит около 7,1 млн тенге, или от 1,15 миллиона рублей, тогда как в России за него просят более 1,4 миллиона. С «китайцами» все еще «вкуснее»: кроссовер Chery Tiggo 8 Pro с адаптивным круиз-контролем в РФ стоит 3 239 900 рублей с учетом скидок. В Казахстане топовый вариант этой же модели продается за 2,05 млн рублей. Производство в Казахстане налажено: кустанайский завод «СарыаркаАвтоПром» выпускает JAC, Chevrolet, KIA, два завода «Астана Моторс» — Hyundai. Оплачивать таможенную пошлину не надо, если автомобиль был произведен в Казахстане и растаможен там. Из обязательных платежей остается только утильсбор, также потребуется установить систему «Эра-Глонасс». В ценовом плане рынок Казахстана, вероятно, более привлекателен, отметил Преорчук.

Таможня собрала прессу для того, чтобы предупредить — при ввозе автомобилей из соседнего государства россияне сильно рискуют деньгами и временем Таможня собрала прессу для того, чтобы предупредить — при ввозе автомобилей из соседнего государства россияне сильно рискуют деньгами и временем Фото: © Markus van Offern (mvo), via www/www.imago-images.de/ www.globallookpress.com

Счастливый обладатель иномарки приезжает из Казахстана, начинает переоформление… и тут возникают проблемы. Дело в том, что в Казахстан автомобили из третьих стран могут ввозиться с уплатой пошлины по пониженной либо нулевой ставке. Такие машины считаются условно выпущенными в стране, и «прелести» единого таможенного союза на них не действуют. Россиянам ввозить такие машины в страну нельзя, пояснил Преорчук. По его словам, разницу в размере пошлины можно уплатить только в Казахстане. Если машину уже ввезли, ее «как минимум придется вернуть», указал участник брифинга. Он не уточнил, что еще грозит нарушителю. Вероятно, автомобилиста также могут наказать за нарушение таможенных правил. 

С учетом серьезно укрепившегося к тенге рубля цены на автомобили — заманчивые, и особенно привлекательными выглядят модели казахстанской сборки С учетом серьезно укрепившегося к тенге рубля цены на автомобили — заманчивые, и особенно привлекательными выглядят модели казахстанской сборки Фото: © Mosad Al-Mahmoum/ZUMAPRESS.com/ www.globallookpress.com

Как избежать проблем и есть ли тут мошенничество?

Что делать? Преорчук попросил предварительно проверять, как и по каким ставкам была оформлена машина, смотреть декларацию. Если ставка пониженная, сначала нужно уладить вопросы в Казахстане, доплатить пошлину. «Хочется, чтобы граждане понимали, что они приобретают. Если этого не будет, в дальнейшем у лица могут возникнуть проблемные вопросы, связанные с вводом в эксплуатацию», — предупредил и. о. начальника службы организации таможенного контроля приволжского таможенного управления. Другими словами, далеко на такой машине не уедешь. При этом нет разницы, куплен автомобиль у частного лица или у дилера.

Еще одна деталь: у владельца «незаконной» машины не будет проблем при пересечении границы, поскольку таможенного контроля нет. Неприятные новости обнаружатся при постановке на учет в России и получении паспорта ТС. Надеяться на то, что владелец в Казахстане предупредит о сложностях, не стоит, намекнул спикер. «Наверное, я бы это отнес к игре [на незнании] покупателем [правил ввоза]. Говорить про какие-то схемы мошенничества я бы не стал, наверное, это не уровень таможни», — отметил представитель ведомства. Но он подтвердил, что многие люди уже столкнулись с проблемой. Сколько именно автомобилей «развернули», спикер уточнить не смог.

Есть и еще один нюанс. Электромобили, выпущенные в Казахстане с «таможенной льготой», запрещено передавать во владение, пользование, распоряжение лицам, постоянно проживающим в Российской Федерации. Для их ввоза в РФ понадобится уплатить таможенные пошлины, налоги в Казахстане. Таким образом, как и в случае с машинами с ДВС, выгода может оказаться ложной. Придется еще и заплатить сверху — за возврат автомобиля на «родину». 

«Под это [ограничение] подпали все люксовые немецкие марки, японские и популярный у нас Toyota Land Cruiser 300. То есть их сейчас ввезти нельзя, и путь через Казахстан практически остается единственным» «Под это [ограничение] попали все люксовые немецкие марки, японские и популярный у нас Toyota Land Cruiser 300. То есть их сейчас ввезти нельзя, и путь через Казахстан практически остается единственным» Фото: © Wenjun Chen/dpa / www.globallookpress.com

«Вероятнее всего, те, кто профессионально занимается ввозом, знают пути-дороги…»

«Казахстан стал одним из главных транспортных коридоров для поставок в Россию по параллельному импорту. Не только автомобили проходят через эту страну, но и автозапчасти, необходимые расходники для производства. По этому показателю Казахстан вышел на первое место, даже обогнав Китай. В данном плане Астана — очень удобный транспортный коридор, соединяющий несколько маршрутов. Например, все, что из Объединенных Арабских Эмиратов, идет к нам через эту страну. Также через нее проходит часть китайского транспортного потока», — рассказал в беседе с «БИЗНЕС Online» заместитель главного редактора журнала «За рулем» Игорь Моржаретто

Эксперт заметил, что поставки через Казахстан обычно дороже, чем из Европы, потому что появляется несколько посредников, а путь доставки длиннее. «Но такой вариант — один из немногих работающих, поэтому надо радоваться, что он есть. Здесь речь идет в первую очередь об европейских и японских автомобилях. Есть маршруты, когда из Казахстана везут те же самые машины, которые продавались когда-то в России, но сейчас заводы встали: KIA, Honda, Volkswagen. Автомобили и в этом случае получаются дороже, чем ранее выходила российская сборка», — указал спикер. Он заметил, что в Казахстане даже появились жалобы на дефицит машин из-за того, что «россияне все разобрали». «С ввозом есть определенные проблемы, потому что необходимо получить ряд документов. А если человек сам собирается поехать в Казахстан, там обязательно обговариваются все детали. Могут возникнуть сложности с документами, что сведет на нет выгоду покупки», — добавил Моржаретто. 

У небывалой популярности казахстанского канала два источника, пояснил автоэксперт Роман Гуляев. Мировые производители вообще не поставляют машины в Россию. Кроме того, из-за санкций к ввозу в целом запрещены автомобили дороже 50 тыс. евро. «Под это [ограничение] попали все люксовые немецкие марки, японские и популярный у нас Toyota Land Cruiser 300. То есть их сейчас ввезти нельзя, и путь через Казахстан практически остается единственным», — указал Гуляев. По его словам, выгода от покупки в соседнем государстве есть, к тому же там транспорт имеется физически, а в России — нет. 

«Вероятнее всего, те, кто профессионально занимается ввозом, знают пути-дороги [обхода таможенных ограничений], — предположил Гуляев. — То есть им известно, что делать, чтобы эта машина была зарегистрирована в ГАИ и чтобы на нее был получен электронный ПТС. ГАИ не может не зарегистрировать машину, если не будет электронного ПТС». Нынешняя ситуация — не уникальная, подчеркнул спикер. «Например, когда ряд марок прекратил поставку автомобилей в Россию, их было выгодно покупать в Беларуси. Соответственно, наоборот, когда Беларусь запретила продажу Skoda у себя, Skoda для белорусов стало возможно приобрести в РФ. Когда доллар вырос, а рублевые цены — нет, как это было в 2014 году, те, кто держал свои сбережения в долларах (а в Казахстане и Беларуси это норма), ринулись покупать подешевевшие в долларах машины», — заключил спикер.