Принципиальной разницы в мировых и российских тенденциях электронной торговли нет, констатирует сетевой аналитик Павел Spydell Рябов. Это выжигающий и монополизирующийся рынок, где прибыль растет очень медленно, а побеждают те, кто умеет ждать десятилетиями и, опираясь на экспансию, создает онлайн-империи.
Бизнес экономит на аренде торговых помещений, кассирах и мерчандайзерах, но плодит в неограниченном масштабе курьеров, складских работников и грузчиков
Всё не так однозначно
E-commerce (электронная торговля) — это еще один из трендов последнего десятилетия, который существенно меняет структуру торговли, оказывая влияние на смежные отрасли.
За 10 лет с 2012 по 2022 электронная торговля выросла более, чем в 6 раз по всему миру с $875 млрд до $5,6 трлн, а доля в общемировой рознице увеличилась с 5,5% до 21%. С 2019 года оборот вырос на 65%, с 2017 года рост в 2,4 раза и удвоение доли в общемировой рознице. Впечатляющий прогресс.
Дополнительный импульс e-commerce был дан после COVID, когда розничная торговля принудительно ограничивалась в первую очередь по непродовольственным товарам.
В США тенденция экспансии e-commerce сопоставима с общемировой. В начале 2010 в США через электронные площадки реализовывалось на $40 млрд продукции за квартал, в 1 квартала 2022 уже $250 млрд, а доля выросла с 4% до 14,3%. Степень интеграции у США в e-commerce меньше, чем по крупнейшим странам мира (14-15% против 21%).
Однако, влияние электронной торговли на экономику не столь однозначное. Остается открытым вопрос, насколько и в какой мере электронная торговля увеличивает оборачиваемость товаров? Здесь данные могут различаться радикально в зависимости от типа магазина, региона, структуры продаж и так далее.
Влияние на рентабельность также не столь очевидное. Практически нет историй успеха, где электронная коммерция имела бы высокую маржу. Основная ставки идет на захват рынков и оборот и уже после этого оптимизация издержек — типичный бизнес-кейс Amazon, по которому двигается Ozon. Даже так: самая успешная в мире компания в этом сегменте — Amazon — претендует лишь на 4-6% чистой прибыли от выручки.
Бизнес экономит на аренде торговых помещений, кассирах и мерчандайзерах, но плодит в неограниченном масштабе курьеров, складских работников и грузчиков.
Бизнес не создает высокодоходных рабочих мест в отличие от биотеха и инфотеха. Доля занятых, обслуживающих веб-ресурсы и дата-центры e-commerce компаний ничтожна в сравнении с низкоквалифицированным и низкооплачиваемым персоналом.
Выжигать и монополизировать
В России онлайн-торговля растет весьма активно. В 2018 доля e-commerce в структуре розничных продаж была 5%, в 2019 уже 6%, резкий рост до 9% в 2020 и около 12% в 2021 году.
Свыше 80% от общероссийских продаж приходится на следующие регионы:
• Москва и Московская область — 38% от общероссийского объема онлайн продаж.
• Санкт-Петербург около 19-20%.
• Краснодар — 7%.
• Екатеринбург и Челябинск — по 4%, Новосибирск и Казань по 3-3.5%.
В денежном выражении рынок в 2021 году оценивался в 4,1 трлн рублей по сравнению с 2,7 трлн в 2020-м, 1,7 трлн в 2019-м, 1,3 трлн в 201-м8, а 10 лет назад рынок составлял всего лишь 240 млрд рублей — рост почти в 20 раз!
По структуре выручки основные направления онлайн торговли — это универсальные магазины (38% от совокупной выручки) и электроника/техника (26%).
Ведущие игроки: Wildberries, Ozon, Aliexpress, Yandex Market, Citilink, Dns-shop, Mvideo, Сбермегамаркет, Eldorado, Lamoda.
ТОП-3 сейчас формирует 37% от совокупной выручки ведущих 100 онлайн магазинов России, а ТОП 10 почти 60% против 46% 5-6 лет назад по данным datainsight. Растет концентрация онлайн мегамаркетов, в первую очередь Wildberries и Ozon.
Прогнозируемый темп роста выручки к 2025 году включительно — это, как минимум, удвоение продаж относительно 2021 года, т. е. свыше 8,2 трлн рублей по всем магазинам России.
При столь невероятных темпах роста, ни один из онлайн магазинов России не может похвастаться стабильным, устойчивым и достаточно значительным денежным потоком. Это так везде. Например, Amazon потребовалось 25 лет, чтобы показывать хоть какую-то прибыль, и лишь в 2018 году компания вышла на осязаемые денежные потоки.
Поэтому онлайн-бизнес — это не про прибыль, это про экспансию. Но это «выжигающий» бизнес, т.к с каждым годом отмирает все большее количество участников, система становится более концентрированной, монополизированной.
SPYDELL, 22.08.2022
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 0
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.