«„Итиль» обращается, прежде всего, к молодежи. Мы спросили себя, интересуется ли она национальной историей, и сегодня будем искать ответы, — напутствовала на открытии главный идеолог фестиваля, заместитель руководителя исполкома Казани Гузель Сагитова «Итиль» обращается прежде всего к молодежи. Мы спросили себя, интересуется ли она национальной историей, и сегодня будем искать ответы», — напутствовала на открытии главный идеолог фестиваля, заместитель руководителя исполкома Казани Гузель Сагитова Фото: kzn.ru

Татарский хоровод и «Пельменные истории»

«„Итиль“ обращается прежде всего к молодежи. Мы спросили себя, интересуется ли она национальной историей, и сегодня будем искать ответы, — напутствовала на открытии главный идеолог фестиваля, заместитель руководителя исполкома Казани Гузель Сагитова. — В сравнении с прошлым годом у нас более камерный формат, надеюсь, что всем будет тепло. Наслаждайтесь и впитывайте культуру народов!»

А впитывать в парке им. Горького действительно было что. Гостям фестиваль предложил этнические развлечения на любой вкус и кошелек. Любители эстетики и моды оценили ярмарку ремесленников из городов Поволжья. Для них известные дизайнеры расшили узорами подушки и шоперы, вырезали атласные пояса, мастерили разноцветные серьги и посуду. «Люди смотрят, интересуются, покупают. Я модернизирую красный марийский орнамент и очень люблю этническую культуру. Рада быть здесь», — отметила вышивальщица из Марий Эл Алина Хорошавина. 

Ценители пищи земной обосновались на уютном фуд-корте на зеленом поле парка. В домиках, источая сладкий аромат, красовались блюда национальной и адаптированной кухни народов Поволжья. А смаковали горячие оладушки, потягивали самоварный чай и слушали «Пельменные истории» гости за общим столом, символизирующим единство и дружбу народов.

Для активистов на малой сцене в конце парка прошли пластические перформансы и мастер-классы. Известный казанский коллектив Наиля Ибрагимова «Пантера» приобщил желающих к тонкостям национального балета. Уфимская танцовщица Нэркас Юлдашева учила медитировать под музыку. А на мастер-классе «Ярмэк вагы» участникам рассказали, как татарский народный танец живет в современных реалиях, и уже через 10 минут гости увлеченно кружились в хороводе, чередуя пятку с носком и скрещивая стопы.

Занятия нашли и самым юным посетителям «Итиля». В бесплатной детской мастерской они с интересом плели браслеты из атласных лент, мастерили кукол из лыка и тканей, расписывали деревянные фигурки, рисовали национальный орнамент, делали аппликации из мозаики и занимались каллиграфией.

Ценители пищи земной обосновались на уютном фудкорте на зеленом поле парка. В домиках, источая сладкий аромат, красовались блюда национальной и адаптированной кухни народов Поволжья Ценители пищи земной обосновались на уютном фуд-корте на зеленом поле парка. В домиках, источая сладкий аромат, красовались блюда национальной и адаптированной кухни народов Поволжья Фото: kzn.ru

«Этническая музыка была актуальна всегда, но ей уделяли мало внимания»

Концертная программа форума была призвана показать разнообразие и актуальность новой этнической музыки. Перспективы и способы ее развития остаются прежними. Артисты смело вступают в диалог с наследием предков, смешивают «западное» и «восточное», аутентичное и современное, создавая неожиданные коллаборации. С утра результаты творческих поисков представили финалисты всероссийского музыкального конкурса «ЭтноLife».

Новые грани этно-рока гостям открыла СайлыкО из Республики Тыва. Открытый звук и тяжелый бит артистка музыкального театра «Саяны» встроила в шаманский ритуал с элементами горлового пения и звукоподражания. В «Песне о реках» солистка кричала, как птица, и рычала, как хищник, демонстрируя филигранное переключение регистров. А в композиции «Енисей» подражала звукам электрогитары и тувинских инструментов. «Я не ограничиваюсь одним жанром, а люблю экспериментировать, смешивать архаичное и современное, — подчеркнула СайлыкО (имя артистки означает „певчая птица“). — На фестивале я познакомилась с ребятами из разных уголков страны, радует, что это не единичный проект и каждый год талантливые артисты смогут здесь проявлять себя».

Яркий синтез русского фольклора и электроники представило московское трио Vetka. Богатство мелодики, подчеркнутое витиеватыми соло и рельефными подголосками, артистки заковали в изломанную ритмическую сетку и приправили «стеклянным» компьютерным саундом. А в песне «По травкам, по муравкам», созданной в рамках «ЭтноLife», объединили элементы народной пляски и танца-диско. «Этническая музыка была актуальна всегда, но ей уделяли мало внимания, — отметила солистка коллектива Светлана Шульдешова. — Здесь мы собрались для того, чтобы объединить многонациональную культуру страны, чтобы народная музыка звучала чаще, ярче и была популярна среди молодых».

Концертная программа форума была настроена показать разнообразие и актуальность новой этнической музыки Концертная программа форума была настроена показать разнообразие и актуальность новой этнической музыки Фото: kzn.ru

Марийские панки

Бо́льшая часть молодежи подтянулась к главной сцене уже ближе к вечеру, когда жара спала, а накал страстей и экспериментов возрос. В транс гостей погрузила казанская группа Juna, чей медитативный инди-фолк сравнивают со стилистикой песен самой Бьорк. Вооружившись гонгом, солистка Ания Файзрахманова мерно раскачивалась в такт музыке, транслируя волны релакса. Особенно удалась ей «Смертная колыбельная», где мягкий тембр певицы сплетался с хрустальными переливами бар чаймса, и гипнотический трек из фэнтези-фолк-спектакля «Жанна д'Арк».

Интернациональная группа Zakaria, собранная из выпускниц Казанской консерватории, представила материал из фольклорных экспедиций на 6 языках (русском, чувашском, мордовском, татарском (в том числе мишарский диалект), удмуртском, башкирском) и преобразила его до неузнаваемости. Старинную русскую плясовую «Ох, мамочка» девушки превратили в юмористический кукольный марш. А классические татарские такмаки разбавили энергичным рэпом, скандируя название коллектива.

Овациями и плясками публика встретила группу «У ЕН» («Новый человек»), объединившую марийский фольклор с панком, свингом и инструментальным театром. Огненной атмосферой проникся каждый: согнувшись в три погибели, «племянники Чака Норриса» (так назвали себя артисты) самозабвенно отплясывали под джазовые соло тромбона и ритмические техно-формулы. А в рэповых скороговорках рассказали, как делают музыкальные инструменты, размахивая ими, словно копьями и луками.

Кульминацией же вечера стал выход второго хэдлайнера форума —  Тины Кузнецовойи ее коллектива Zventa Sventana Кульминацией же вечера стал выход второго хедлайнера форума — Тины Кузнецовой и ее коллектива Zventa Sventana Фотография предоставлена дирекцией парков и скверов Казани

«Поздравляю всех нас, таких плодовитых и талантливых людей родной земли»

Энергию и драйв музыкантов подхватили и хедлайнеры фестиваля «Аигел». Элементы русского и татарского песенного фольклора электронный дуэт вплетал в стилистику хип-хопа. В отличие от коллег, сделавших ставку на новые для казанской публики композиции, «Аигел» предпочла брать зрителя признанными хитами и не ошиблась. Звездного «Татарина» (клип на эту песню набрал на YouTube 87 млн просмотров) с певицей пели все зрители, а песня «Офигенно» прозвучала в форме переклички.

Кульминацией же вечера стал выход второго хедлайнера форума — Тины Кузнецовой и ее коллектива Zventa Sventana. Перед ним публику разогрели смельчаки из толпы, присоединившиеся к творческим поискам артистов. В ночной тишине патриотично звучали марийская песня о дружбе народов, русская «Черема», «Елисейские поля» и чувашская «Таши». Сама певица, появившись на сцене в русском сарафане, восхитилась своими коллегами: «Дорогая, любимая Казань! Поздравляю с этим прекрасным событием всех нас, таких плодовитых и талантливых людей родной земли!» Эффектный букет композиций Zventa Sventana продемонстрировал результат экспериментов солистки, синтезирующей фольклор с электронной музыкой, и празднично завершил вечер.