1. Второй этаж галереи «БИЗON» с этой недели украшает персональная выставка Расиха Ахметвалиева, известного живописца из Уфы, 8 лет жившего и творившего во Франции и выставлявшегося в лучших парижских галереях. Ахметвалиев — художник-космополит, вдумчивый философ, фантазер и мечтатель, воспевающий в своих полотнах благородную мужественность и ирреальную женскую красоту.

  2. Одной из первых в «БИЗОN» пришла известный художник, поэт, и искусствовед Розалина Шагеева. Давняя поклонница творчества Ахметвалиева (кстати говоря, почти 30 лет назад именно она привезла в Казань работы знаменитой группы «Чингисхан», одним из идеологов которой как раз и являлся Расих-эфенди или, если угодно, месье Расих) неспешно перемещалась от одной картины к другой и поделилась с «БИЗНЕС Оnline» мнением о выставке: «Ахметвалиев — уникальная личность, а его работы — это драгоценные камни. Они воплощают нежность, целомудрие и сдержанность. Каждый мотив доходит до сердца и трогает. В полотнах Расиха нет ничего абсурдного, броского, а есть дуновение ветра и солнечное сияние, пропущенные через фильтр души. Все охлаждено или разогрето для того, чтобы зрителю было комфортно».

  3. В первый день работы выставки сам художник провел авторскую экскурсию и артист-ток. Тихий, скромный Ахметвалиев редко говорит о своем творчестве, но все же раскрыл гостям некоторые секреты мастерства. На вопрос «Кто его вдохновляет?» с легкой улыбкой ответил: «Сестры, жены матери — все вы мои музы».

  4. Интересно, что художник многие годы востребован на самых разных престижных площадках в России — от Уфы до Москвы и Питера (про Запад мы уже писали, что там он плодотворно прожил 8 лет), но так случилось, что ни разу никому не удавалось организовать его персональную выставку в Казани (в коллективных выставках той же творческой группы «Чингисхан» он был представлен в столице РТ). Относительно недавно Ахметвалиева с выставкой приглашал крупнейший частный музей Питера «Эрарта». И вот то, что не могло случиться на протяжении 30 лет (!), произошло — «БИЗОN» и Расих-эфенди нашли ключи друг к другу. Неудивительно, что вернисаж по случаю открытия экспозиции с поэтичным названием «Опираясь на небо» (оно навеяно песней Push the skyaway знаменитого австралийца Ника Кейва) вызывал такой ажиотаж — он собрал художников, фотографов, бизнесменов, медиаперсон и критиков не только из Казани, но и из Москвы, Санкт-Петербурга, Уфы, Нижнего Новгорода, Набережных Челнов и других городов. На фото — предприниматель, глава АНО КПЦ «Искусство жить» Айсылу Насыбуллина.

  5. Небо в представлении Ахметвалиева живет в наших душах. Выставка предлагает гостям опереться на собственный внутренний мир и насладиться его гармонией. По словам самого героя вечера, картина «должна быть ключом, как бы физико-математической формулой, к которой зритель подставит свои значения и по-своему переживет увиденное».

  6. Автор подчеркнул на открытии экспозиции свою близость традиции и верность избранным сюжетам: «Сегодня художнику доступно множество материалов. Я же всегда остаюсь в неких рамках, использую только холст и масло (позже Ахметвалиев добавил, что пробовал работать с акрилом, — прим. ред.). Экспозиция раскрывает 5–6 тем, которые я в своих работах постоянно углубляю и расширяю». Одна из них  — загадочные, прекрасные дамы.

  7. Во время авторской экскурсии по выставке он увлеченно вспоминал о дорогих сердцу местах. Картина «Стамбул», по словам автора, воплощает саму суть царственного города. С матового пейзажа на зрителя «смотрят» Босфор (для него автор использовал особый «турецкий» оттенок краски) и мечеть Сулеймание.

  8. Турецкое полотно заинтересовало народного художника РТ Мадияра Хазиева, специально с командой единомышленников приехавшего в Казань из Челнов по случаю такого события. «Мне нравится, как Расих объединяет „восточное“, „старинное“ и „современное“, как использует стилизацию и символы. Его условный Стамбул оставляет ощущение красоты и теплоты. Ахметвалиев — мастер мирового масштаба, я рад, что он приехал в Казань».

  9. А в этой абстрактной картине художник выразил воспоминания о летней Уфе. Нетривиальные оттенки зеленого и голубого воссоздают облик тихого, спящего города без машин и заводов. Изображение высоко оценила член союза фотографов РТ и руководитель мини-галереи «Сфера» Алсу Шакирова: «„Лето в Уфе“ идеально подойдет под светлый интерьер, впишется в большое пространство. Каждый день из него можно выхватывать новый уголок и постигать новые истории. Для меня это и есть современное искусство».

  10. Светлые, пастельные краски действительно завораживают, а причудливый диалог Востока и Запада, сплав художественных стилей (реализма, импрессионизма, супрематизма) побуждают отвлечься от реальности и подолгу задерживаться у каждой работы. «Очень красиво и свежо! — говорит нашему корреспонденту фешен-фотограф и блогер Дилюса Гимадеева (на фото слева). — Меня цепляют цвета и маленькие милые детали. Особенно понравилась картина „Восход“».

  11. Сочную, графичную картину «Зима. Всадник», навеянную полотнами кубистов, автор создал к своему дню рождения (24 декабря). Именно в это время на Земле дни становятся длиннее, а ночи — короче. По замыслу художника, замороженный воин-защитник достиг пика зимы и ожидает весну.

  12. «Восход», напротив, покоряет незаметными изящными переливами, свойственными эстетике импрессионизма. По матовой цветовой гамме и образности полотно корреспондирует с «Закатом на Сене в Лавакуре» Клода Моне. А наслоение окружностей символизирует цикл вечной жизни.

  13. Единственное яркое пятно на картине напомнило некоторым гостям вернисажа птицу.

  14. Жемчужиной экспозиции служит цикл Ахметвалиева «Вдохновение», навеянный живописью разных стран. Художник искусно переосмысливает образы известных мастеров. «Французское вдохновение» (на фото — слева) — его оммаж Ренуару. Моряка в тельняшке (одного из главных ренуаровских героев) Ахметвалиев пишет в виде творца на берегу Ла-Манша. Картину приметила совладелица уфимской галереи «Мирас» Ольга Рамазанова. «Французский шарм, готический старинный Онфлер, вид из окна — все это меня трогает. Впечатляют холодные цвета и гармоничная композиция работы. Она очень романтична», — поделилась она с «БИЗНЕС Online».

  15. В «Русском вдохновении» Ахметвалиев синтезировал жанр русской иконы с традициями отечественного авангарда и, в частности, супрематизма. По словам художника, «образ „Троицы“ Андрея Рублева сплетается с мотивами картин Малевича, образуя полуреалистичную, фактурную композицию».

  16. На противоположной стороне зала расположилось несколько «женских» полотен живописца. Летящие и безмятежные, они словно сотканы из воздуха. И не зря: дама для Ахметвалиева — существо эфирное, ирреальное и недосягаемое. Женщина «С книгой об искусстве» (на фото — слева) покорила Наталью Катаеву, мать гендиректора Санкт-Петербургской галереи La petite opera Марии Катаевой. «Для меня эта картина — что-то необыкновенное! Не могу от нее оторваться, — призналась гостья. — Смотрю и вижу некий потаенный смысл».

  17. Сестру Марии Ольгу Медяник, специально приехавшую в Казань из Сарова познакомиться с творчеством Ахметвалиева, впечатлили суровые воины. «Я впервые вижу всадников, представленных столь тонко, изящно и разнообразно. Для меня это особая тема, связанная с ответственностью и мотивацией. Когда я только начинала свой бизнес, мне приснился сон про всадника, и сегодня, спустя 20 лет, я будто вернулась в то состояние», — рассказала она нашему корреспонденту.

  18. Вдохновляться выставкой гости продолжали и после экскурсии, уже самостоятельно оценивая полотна, обмениваясь мнениями и познавая свой внутренний мир. Светлая, уютная экспозиция раскрывает лучшие грани творчества Ахметвалиева, побуждая прикоснуться к мечте вместе с именитым художником из Уфы.

  19. Напомним, что галерея «БИЗON» располагается на первом этаже ТЦ «Родина» (ул. Баумана, 44/8) в центре Казани и работает ежедневно с 12:00 до 20:00. Стоимость билетов на выставку «Опираясь на небо»: 200 рублей. Пенсионеры могут посмотреть экспозицию бесплатно. Причем по одному билету вы можете увидеть сразу две экспозиции, в галерее также работает выставка «Рискуя собственной шубой» от фотохудожника с мировым именем Юлдус Бахтиозиной.