Сегодня и завтра в Болгаре показывают оперу Эльмира Низамова «Кара пулат», но спектакль идет не в привычных декорациях на сцене театра, а на территории Болгарского музея-заповедника под открытым небом. Одним из гостей пятничного показа стал госсоветник РТ Минтимер Шаймиев, который в 2015-м был инициатором постановки по «Кара пулат», а в этом году предложил показать оперу в формате опен-эйр.

До начала спектакля Шаймиев осмотрел выставку художников — участников всероссийского пленэра «История Волжской Булгарии глазами российских художников», посвященную 1100-летию принятия ислама Волжской Булгарией, а затем сказал несколько слов перед показом.

Фото: Гульназ Бадретдин

«Я каждый раз думаю, как мы сумели за такой короткий промежуток времени взяться за восстановление вековой мечты (восстановление Болгара — прим. ред.), — сообщил Минтимер Шарипович. — Мы еще сами не осознаем, что натворили. Событие эпохальное. В этом году отмечаем 1100-летие принятия ислама. Спокойно, без каких либо противоречий и конфликтов с другими народами. Татарстанцы, за что бы ни взялись, все могут. Нам удалось доказать через весь мир, через ЮНЕСКО, что на этой земле действительно был создан Болгар. Весь мир это событие признал. Это стало праздником».

Что касается «Кара пулат», то, по словам Шаймиева, решено на регулярной основе показывать эту оперу. «Первые исполнители главных ролей в „Кара пулат“ уже стали оперными певцами мирового уровня, — сказал госсоветник. — В это невозможно поверить. Мы должны довести эту оперу до мирового уровня». Напомним, первый исполнитель партии Турыбатыра Рузиль Гатин сегодня поет в Большом театре и Ла Скала.

Фото: Гульназ Бадретдин

Режиссером-постановщиком премьерной постановки оперы «Кара пулат» в 2015 году выступил народный артист Татарстана Георгий Ковтун. Режиссером версии оперы в формате опен-эйр стал Ильгиз Зайниев. В основу сюжета оперы положена татарская легенда о 12 девушках, которые были сожжены воинами Тамерлана. Воины самаркандского эмира Тамерлана при взятии Великого Болгара захватили 12 девушек-красавиц, одна из которых — дочь булгарского хана. Воины должны доставить ее самому Тамерлану в качестве наложницы, но никак не могут узнать, которая из них ханская дочь. Они подвергают девушек различным испытаниям, но верные подруги ханской дочери не выдают ее и всячески огораживают, вводя воинов Тамерлана в заблуждение. Однако кто-то доносит, что ханская дочь не горит в огне. Нукер самаркандского эмира приказывает загнать всех девушек в каменную палату, обложить ее дровами и поджечь.