«Он был первым человеком, с кем я познакомился в Казани», — вспоминал вчера в разговоре с «БИЗНЕС Online» Эльмир Низамов. Дело было во внутреннем дворике главного здания Казанской консерватории. Здесь готовились к панихиде по Анатолию Луппову «Он был первым человеком, с кем я познакомился в Казани», — вспоминал вчера в разговоре с «БИЗНЕС Online» Эльмир Низамов. Дело было во внутреннем дворике главного здания Казанской консерватории. Здесь готовились к панихиде по Анатолию Луппову

«Он был настоящим русским интеллигентом»

«Он был первым человеком, с кем я познакомился в Казани», — вспоминал вчера в разговоре с «БИЗНЕС Online» Эльмир Низамов. Дело было во внутреннем дворике главного здания Казанской консерватории. Здесь готовились к панихиде по Анатолию Луппову. Патриарх татарстанской композиторской школы умер на 94-м году жизни, оставив после себя множество произведений и несколько десятков учеников.

«Мы были почти как родственники, я рад, что после себя он оставил так много музыки. Анатолий Борисович всю жизнь проработал в консерватории и был свидетелем ее становления», — продолжает Низамов. Самый успешный композитор РТ из поколения 30-летних, он тоже постигал азы профессионализма под руководством Луппова. Сейчас Низамов возглавляет кафедру композиции Казанской консерватории, которой его учитель командовал в 1970–1980-е. Но и сегодня здесь половина педагогов — ученики Луппова, а Низамов же не без трепета называет его своим дедушкой.

Интересно, что в семье Лупповых не пошли по стопам известного близкого родственника. Его внук рассказал нашему корреспонденту, что не раз дедушка пытался приобщить его к музыке, но не повезло со слухом, из-за чего попытки научиться играть на рояле были оставлены. Но другие советы от деда оказались куда более весомыми. «Когда мне было лет 10, он на даче меня разбудил в 5 часов утра и повез на лодке на середину Волги, — вспомнил собеседник „БИЗНЕС Online“. — Объяснил, чем отличается поклевка судака от поклевки леща. Почему, когда клюют только ерши, не надо уходить с места, а нужно набрать целое ведро ершей, пойти домой и сварить отличную уху. Он был мировым дедом. Никогда от него не исходило никаких скандалов, он был настоящим русским интеллигентом».

«Он был мировым дедом. Никогда от него не было никаких скандалов, он был настоящим русским интеллигентом» «Он был мировым дедом. Никогда от него не исходило никаких скандалов, он был настоящим русским интеллигентом»

Интересно, что на траурную церемонию прибыла целая официальная делегация из Марий Эл. Несмотря на то что Луппов еще с начала 1950-х, времени учебы в Казанской консерватории, постоянно жил в столице РТ, он никогда не забывал о своих национальных корнях. Композитор является родоначальником марийского балета, автором первого в истории марийского балета «Лесная легенда» («Чодра сем»). Причем этот спектакль по-прежнему есть в репертуаре Марийского театра оперы и балета им. Сапаева в Йошкар-Оле. Интересно, что местные СМИ говорят о смерти Луппова не иначе как об уходе «великого марийского композитора».

«Имя Анатолия Борисовича вписано золотыми буквами в историю Республики Марий Эл, — сказала на официальной части церемонии замминистра культуры Марий Эл Елена Бурнашева. — Есть персоны, которые являются столпами культуры того или иного края, он же не только создатель первого балета, но и блестящий педагог и личность, оставившая в сердцах учеников мощный импульс к занятиям творчеством». Также было сказано, что имя Луппова получит Верх-Ушнурская общеобразовательная школа. Сам композитор, посещая в 2019-м родное село, признавался: «Я живу в Казани, но мое сердце здесь, в Верх-Ушнуре».

Рашид Калимуллин: «Его нет, но его музыка останется» Рашид Калимуллин: «Его нет, но его музыка останется»

«Первый раз в жизни я в Казани, когда его нет»

Далее к микрофонам для произнесения речей выходили деятели культуры, и среди них были ученики Луппова. Например, председатель правления союза композиторов РФ, глава союза композиторов РТ Рашид Калимуллин. «Сегодня не самый счастливый день, ведь от нас ушел учитель, — сказал он. — Мне тоже посчастливилось быть его учеником. Он не был человеком, который отучил и забыл, в любое время дня и ночи к нему можно было прийти и показать свои партитуры, получить одобрение или добрую критику. Выпускники Анатолия Борисовича достигли больших высот, кто-то из них ведущий педагог, кто-то руководит союзом композиторов и так далее, он внес неоценимый вклад. Его нет, но его музыка останется».

Еще один известный композитор и педагог Александр Маклыгин говорил о коллеге с улыбкой, рассказывал, что ни разу не видел, чтобы Луппов в консерваторию шел — он летел. «Альма-матер была для него местом работы и душевного спокойствия. Последние годы он сильно переживал, что не может в полной мере присутствовать здесь, приходил на экзамены, чтобы хоть немного, но послушать музыку. Сегодня мы переворачиваем страницу, но к этой истории еще не раз вернемся», — поделился Маклыгин.

«Первый раз в жизни я в Казани, когда его нет. Он воспитывал не только музыканта, но и человека, для меня он был как родной отец, учил, как жить, как работать», — это слова Николая Казакова, художественного руководителя Чувашской филармонии и также ученика ушедшего композитора.

Поэт и либреттист Ренат Харис напомнил,  что был знаком с Лупповым больше полувека: «Я  лично поражен его несколькими произведениями: оперой „Неотосланные письма“ и музыкальным сочинением „Сокровище Золотой Орды“» Поэт и либреттист Ренат Харис напомнил, что был знаком с Лупповым больше полувека: «Я поражен его несколькими произведениями: оперой «Неотосланные письма» и музыкальным сочинением «Сокровище Золотой Орды»

А поэт и либреттист Ренат Харис напомнил, что был знаком с Лупповым больше полувека: «Я поражен его несколькими произведениями: оперой „Неотосланные письма“ и музыкальным сочинением „Сокровище Золотой Орды“». Кстати, за монооперу по знаменитой повести Аделя Кутуя композитор в 1999 году был удостоен премии им. Тукая, главной культурной награды Татарстана. Вот только где сегодня можно услышать это произведение в живом исполнении? «Он был человеком, который умел восхищаться, поэтому и мог восхищать своими произведениями других, — продолжал Харис. — Он познакомил меня со многими своими учениками, но встреча с самим Назибом Жигановым оказала на меня особое влияние, дала толчок моей творческой душе».

«Зульфия Раупова, она в Москве сейчас живет, Оля Бурова — во Франции, Масгуда Шамсутдинова — в Америке. А еще более молодых если назвать, у нас тут две звезды — это Эльмир Низамов и Лена Анисимова», — вспоминал о последних поколениях выращенных кадров Луппов в интервью «БИЗНЕС Online» в 2018-м. Вот уж поистине композитор, который прожил большую и интересную жизнь, окончив свой земной путь вчера на Арском кладбище, продолжит творить теперь уже руками своих учеников…