Сегодня у Деревни Универсиады показали новую снегоуборочную технику, закупленную для Казани Сегодня мэру Казани Ильсуру Метшину показали новую снегоуборочную технику. Автопарк предприятий, отвечающих за уборку городских дорог, пополнился 53 новыми машинами. Бюджет РТ выделил на закупку 592 млн рублей Фото: kzn.ru

На смену швейцарским «Бошунгам»: чем порадовала и расстроила новая российская техника?

Сегодня у Деревни Универсиады показали новую снегоуборочную технику, закупленную для Казани. 592 млн рублей выделил бюджет РТ. Автопарк предприятий, отвечающих за уборку городских дорог, пополнился 53 новыми машинами. В последний раз такое обновление проводили в 2011 году. Число машин, готовых бороться в городе со снежной стихией, увеличилось до 570 единиц благодаря 49 комбинированным дорожным машинам круглогодичной работы и 4 роторным снегоочистителям.

«Любой снег зимой — это большая кропотливая работа, — сказал мэр Казани Ильсур Метшин, стоя у припаркованных машин. — Новая техника более совершенная, использованы новые технологии, комфортнее кабина, управление джойстиком… В городе есть все, чтобы содержать улично-дорожную сеть на достойном Казани уровне. Надеемся, продолжим поступательную работу».


Приглядимся к новым «рыжим рыцарям» казанских дорог — комбинированным дорожным машинам. Если 11 лет назад для города закупили «КАМАЗы» с надстройками швейцарской фирмы «Бошунг», то теперь импортное оборудование заменила продукция российского холдинга «Меркатор». На машинах установили систему управления «Бузина», которая не будет отвлекать внимание водителя на пульт управления щеткой, отвалом, прежде установленными на панели приборов. Изменилась форма отвала, появились новые фары, ярче стали проблесковые маячки, есть козырьки от солнца. Появилась новая летняя мойка — с давлением 50 бар вместо прежних 20 бар. Однако есть нюанс. С одной стороны, мощная струя воды лучше промывает асфальт, вымывает песок, грязь с прилотковой части дорог. С другой стороны, напор может разбить стекло остановочных павильонов, рассказывал мэру замруководителя исполкома города Игорь Куляжев на осмотре техники.

«Новая машина на 100 процентов лучше старой! — поделился впечатлениями водитель „Горводзеленхоза“ Алексей Трутнев. — Другое управление навесным оборудованием, легче переключать скорости благодаря постоянно включенной коробке отбора мощности». Впрочем, не все были в восторге от блистающей свежими красками машины. «Старая железная панель была удобнее — меньше пыли собирала, чем пластиковая, — отметил в беседе с нашим изданием другой водитель КДМ. — Салон маркий, пылесборник… Напольные коврики — полный отстой. Много ненужной электроники, которая затрудняет обслуживание. Старый „КАМАЗ“ даже без аккумулятора с толкача заводится, а эта машина без аккумулятора превращается в недвижимость».

Другие водители отбоярились простецким «едет и едет» или «только получили, надо поездить». 

«Хороших дорог, поменьше снега», — желал водителям мэр Казани. Куляжев следом с улыбкой уточнял: «Чем больше снега, тем больше зарплата». К слову, средняя зарплата водителей дорожных служб Казани в сезон составляет 50 тыс. рублей.

«Хороших дорог, поменьше снега», — желал водителям мэр Казани. Куляжев следом с улыбкой уточнял: «чем больше снега, тем больше зарплата» «Хороших дорог, поменьше снега», — пожелал водителям мэр Казани. Куляжев следом с улыбкой уточнял: «Чем больше снега, тем больше зарплата» Фото: kzn.ru

Дорожники готовятся к зиме и стойко переносят критику, а для города проектируют еще две «снегоплавилки»

Часть машин подготовлена к борьбе со снегом — установлено зимнее навесное оборудование, передние отвалы, часть — с цистернами для летнего содержания. Новую технику передадут четырем городским МУПам, отвечающим за уборку дорог:

  • «Горводзеленхоз»;
  • «Городское благоустройство»;
  • «Городские мосты»; 
  • «Дорожное ремонтно-эксплуатационное управление Кировского района».

Предприятия уже закупили реагенты, продолжают ремонт и капитальный ремонт другой снегоуборочной техники. Поначалу из-за санкций возникли трудности с итальянскими насосами, но проблему решили.

Напомним, с декабря по март 2022 года Казань приняла 176 мм осадков, что на 77% выше нормы. С улиц вывезли 1,1 млн т снега, или 130 тыс. «КАМАЗов», — 60% отправили на «снегоплавилки», а 40% сгрузили на временных площадках. Трудности дорожникам создавали не объемы, а залповые снегопады. Например, за сутки в январе и феврале на город ложилась половина месячной нормы. Теперь для города также проектируют две дополнительные снегоплавильные камеры на действующих станциях в Левченко и у Речного техникума. Так что призрак снежных буранов грядущей зимы давал знать о себе даже в дрожащем солнечном мареве: еще три месяца, и начнется зимний сезон. А там и поток жалоб в соцсетях на неубранные улицы. 

«Людям никогда не угодишь, недовольные всегда найдутся, — так относится к негативным отзывам горожан о качестве уборки дорог водитель с 40-летним стажем из „Горводзеленхоза“ Валерий Маслов. — Кому-то нравится, а кто-то все время недовольный. Таким хоть дома убери, все равно будут недовольны».

Часть машин подготовлены к борьбе со снегом — установлено зимнее навесное оборудование, передние отвалы, часть — с цистернами для летнего содержания Часть машин подготовлена к борьбе со снегом — установлено зимнее навесное оборудование, передние отвалы, часть — с цистернами для летнего содержания Фото: kzn.ru

Что мешает работе: нелетающие машины казанцев и дефицит рабочих

Новая городская застройка Казани расширяет зону уборки дорог. Так, площадь городских дорог с 2005 года увеличилась вдвое до 22 млн кв. м, а за минувший год длина казанских дорог выросла на 24 км до 1 974 километров. При этом число машин за 17 лет выросло со 135 тыс. до 450 тысяч. «И во время уборки эти машины не летают», — отметил последствия роста автомобилизации мэр Казани.

С октября 2021 года за зимней уборкой дорог в тестовом режиме помогала следить система мониторинга уборки улично-дорожной сети «СитиСофт». Для этого на автомобили закрепили дополнительные датчики, которые выдают данные для оценки работы.

«В эту зиму программу запустим полноценно. Часть машин уже оснащена датчиками, а часть будет оснащаться», — рассказал Куляжев.

Пожалуй, единственная беда, что остается теперь, — это дефицит кадров, который по-прежнему мешает качеству уборки. Весной 2022 года власти города сообщали, что только 5% дорожных машин укомплектовано водителями-механизаторами для двух смен — на время аномальных снегопадов нужен такой график. Не хватает и дорожных рабочих: тротуары чистят 600 работников, а надо 1,4 тысячи. Итого предприятиям благоустройства требуются 1,2 тыс. человек. Может, с завершением трассы М12 эта проблема отпадет сама собой через пару лет?