«НАШИ» ТИХО ОТСТУПАЮТ
Аналитический центр «БИЗНЕС Online» предлагает вниманию читателей эксклюзивный анализ рынка автомобильного ритейла Татарстана, основанный на данных агентства «Автостат». По итогам первого посткризисного 2011 года, автопарк республики увеличился на 114814 автомобилей. В результате суммарное (новые и подержанные) количество зарегистрированных легковых автомобилей в РТ на конец прошлого года составило 212939 единиц, что на 28,8% больше, чем годом ранее. Для сравнения - в 2010 году наш авторынок подрос лишь на 24%, во многом благодаря утилизации автохлама и льготным автокредитам.
Традиционно наиболее успешным для авторитейлеров оказался последний квартал прошлого года. За этот период татарстанцы приобрели 30368 машин, тогда как с января по сентябрь - 84446 автомобилей. Иными словами, в четвертом квартале 2011 года рынок вырос более чем на 36%.
Рост доходов населения, привлекательные условия по автокредитам и агрессивная маркетинговая политика мировых концернов привели к тому, что иномарок в Татарстане в прошлом году было продано больше, чем отечественных машин. Так, LADA, BOGDAN, GAZ и UAZ в сумме смогли реализовать в республике 48371 автомобиль, а иностранные производители - 66443 или на 18072 больше. Более того, если средний темп роста наших брендов составил 34,3%, то иномарки прибавили 37,2%.
ДОЛИ ЗАРУБЕЖНЫХ И ОТЕЧЕСТВЕННЫХ БРЕНДОВ НА РЫНКЕ РТ, %
«КАЛИНА» ДОГНАЛА ЛИДЕРА – «ВАЗ 2114»
В тройке лидеров рынка по итогам 2011 года оказались LADA, CHEVROLET и DAEWOO. Разумеется, на первом месте АВТОВАЗ с объемом продаж 46401 автомобиль, что на 11836 единиц (34,2%) больше относительно 34565 автомобилей за 9 месяцев 2011 года.
Стоит отметить интересный нюанс. Несмотря на сохранившееся лидерство четырнадцатой модели (10180 проданных машин), разрыв с ней сильно сократила «LADA Калина» (9033). Но если посчитать продажи по всему семейству LADA SAMARA (это 13, 14 и 15 модели), которые составили в сумме 12476 машин, и все «Калины» (в сумме 16845), то последних по итогам 2011 года приобретено на 4369 единиц (!) больше.
Продажи ближайшего конкурента Волжского завода – CHEVROLET – в 4,5 раза ниже. По итогам прошлого года был реализован 10241 автомобиль CHEVROLET. И здесь так же есть структурные подвижки: первое место по популярности заняла LACETTI (2737 проданных машин), а вот вторая строчка неожиданно оказалась за CHEVROLET NIVA (2482). Хотя по итогам первого полугодия 2011 года ее еще занимала AVEO, а по итогам девяти месяцев - CRUZE. Отметим, что такой расклад не может не радовать General Motors, поскольку NIVA – одна из его самых рентабельных моделей.
ДОЛИ ВЕДУЩИХ АВТОМОБИЛЬНЫХ БРЕНДОВ НА РЫНКЕ РТ, %
ТОП-10 МОДЕЛЕЙ ПО ПРОДАЖАМ В 2011 ГОДУ
№ |
Марка |
Модель |
Продано новых |
---|---|---|---|
1 |
LADA |
2114 |
10180 |
2 |
CHEVROLET |
LACETTI |
2737 |
3 |
DAEWOO |
NEXIA |
3400 |
4 |
RENAULT |
LOGAN |
3054 |
5 |
KIA |
RIO |
1870 |
6 |
HYUNDAI |
SOLARIS |
2500 |
7 |
NISSAN |
QASHQAI |
1254 |
8 |
TOYOTA |
RAV4 |
1171 |
9 |
OPEL |
ASTRA |
3018 |
10 |
VOLKSWAGEN |
POLO |
1550 |
LANDROVER, INFINITY И JAGUAR ПРИБАВИЛИ БОЛЕЕ 50% ЗА ЧЕТВЕРТЫЙ КВАРТАЛ
Что касается люксовых брендов, лидерство в этом сегменте удерживает BMW. По итогам 2011 года, татарстанцы приобрели 935 авто Баварского автозавода. По-прежнему у BMW бестселлер в Татарстане – это полноразмерный внедорожник X5 (168), второе место - за седанами пятой серии (131). Вторую строчку в премиум-сегменте занимает AUDI с 667 проданными в Татарстане автомобилями. Здесь №1 среди моделей – паркетник Q5 (231), за которым следует седан А6 (110).
ТОП-15 МАРОК КЛАССА ЛЮКС ПО ПРОДАЖАМ В РТ
№ | Марка | 12 мес. 2011 | 9 мес. 2011 | Абсолютное изменение | Относительное изменение |
---|---|---|---|---|---|
1 | BMW | 935 | 686 | 249 | 36,3 |
2 | AUDI | 667 | 484 | 183 | 37,8 |
3 | MERCEDES | 523 | 364 | 159 | 43,7 |
4 | LEXUS | 332 | 264 | 68 | 25,8 |
5 | LAND ROVER | 268 | 175 | 93 | 53,1 |
6 | VOLVO | 139 | 97 | 42 | 43,3 |
7 | INFINITI | 108 | 69 | 39 | 56,5 |
8 | PORSCHE | 92 | 67 | 25 | 37,3 |
9 | CADILLAC | 53 | 39 | 14 | 35,9 |
10 | JAGUAR | 12 | 8 | 4 | 50,0 |
11 | ACURA | 3 | 1 | 2 | 200,0 |
12 | ASTON MARTIN | 1 | 0 | 1 | |
13 | BENTLEY | 1 | 1 | 0 | |
14 | HUMMER | 1 | 1 | 0 | |
15 | MASERATI | 1 | 1 | 0 |
Некогда бесспорный лидер премиум-сегмента MERCEDES – лишь на третьем месте с показателем в 523 автомобиля. Особым спросом пользуются относительно недорогие седаны С (170) и Е (97) класса. Впрочем, относительно невысокие показатели германской марки в Татарстане объяснить не сложно – далеко не в пользу MERCEDES сыграло банкротство единственного официального дилера в Татарстане.
Тем временем гораздо лучше рынка чувствует себя LAND ROVER, продажи которого в прошлом году составили 268 автомобилей. Хорошо продавались относительно демократичные «Фрилендеры» (116 единиц). Для сравнения: второй по популярности продукт марки – DISCOVERY, которых было продано в Татарстане всего 70 штук. Что интересно, неплохую динамику в республике в прошлом году продемонстрировал INFINITY, который прибавил более 50% в четвертом квартале и увеличил отрыв от PORSCHE до 16 автомобилей, хотя еще по итогам третьего квартала 2011 года отрыв составлял всего 2 машины.
Кроме того, татарстанских автолюбителей под конец прошлого года отчего-то потянуло на аристократичные английские авто. В последнем квартале было приобретено четыре JAGUAR и даже один ASTON MARTIN.
ТОП АВТОМОБИЛЬНЫХ БРЕНДОВ НА РЫНКЕ РТ ПО ИТОГАМ 2011 ГОДА
№ | Марка | Новых за 12 мес. 2011, ед. | Новых за 9 мес. 2011, ед. | Абсолютное изменение 12 мес. к 9 мес. 2011, ед. | Относительное изменение 12 мес. к 9 мес. 2011, % |
---|---|---|---|---|---|
1 | LADA | 46401 | 34565 | 11836 | 34,2 |
2 | CHEVROLET | 10241 | 7851 | 2390 | 30,4 |
3 | DAEWOO | 6069 | 4845 | 1224 | 25,3 |
4 | RENAULT | 5592 | 3835 | 1757 | 45,8 |
5 | KIA | 5419 | 3819 | 1600 | 41,9 |
6 | HYUNDAI | 4386 | 3117 | 1269 | 40,7 |
7 | NISSAN | 4048 | 2658 | 1390 | 52,3 |
8 | TOYOTA | 4030 | 2940 | 1090 | 37,1 |
9 | OPEL | 4025 | 2998 | 1027 | 34,3 |
10 | VOLKSWAGEN | 3024 | 1957 | 1067 | 54,5 |
11 | FORD | 2811 | 1791 | 1020 | 57,0 |
12 | MITSUBISHI | 2312 | 1626 | 686 | 42,2 |
13 | SKODA | 1966 | 1286 | 680 | 52,9 |
14 | BOGDAN | 1462 | 1083 | 379 | 35,0 |
15 | SUZUKI | 1450 | 1104 | 346 | 31,3 |
16 | FIAT | 1193 | 956 | 237 | 24,8 |
17 | ZAZ | 1092 | 837 | 255 | 30,5 |
18 | MAZDA | 1042 | 784 | 258 | 32,9 |
19 | BMW | 935 | 686 | 249 | 36,3 |
20 | LIFAN | 701 | 536 | 165 | 30,8 |
21 | AUDI | 667 | 484 | 183 | 37,8 |
22 | SUBARU | 586 | 449 | 137 | 30,5 |
23 | CITROEN | 543 | 444 | 99 | 22,3 |
24 | MERCEDES | 523 | 364 | 159 | 43,7 |
25 | UAZ | 498 | 373 | 125 | 33,5 |
26 | VORTEX | 471 | 346 | 125 | 36,1 |
27 | HONDA | 422 | 342 | 80 | 23,4 |
28 | PEUGEOT | 390 | 320 | 70 | 21,9 |
29 | GREAT WALL | 348 | 220 | 128 | 58,2 |
30 | LEXUS | 332 | 264 | 68 | 25,8 |
31 | GEELY | 314 | 195 | 119 | 61,0 |
32 | LAND ROVER | 268 | 175 | 93 | 53,1 |
33 | SSANGYONG | 208 | 116 | 92 | 79,3 |
34 | CHERY | 203 | 117 | 86 | 73,5 |
35 | VOLVO | 139 | 97 | 42 | 43,3 |
36 | HAIMA | 110 | 89 | 21 | 23,6 |
37 | INFINITI | 108 | 69 | 39 | 56,5 |
38 | PORSCHE | 92 | 67 | 25 | 37,3 |
39 | CADILLAC | 53 | 39 | 14 | 35,9 |
40 | BYD | 45 | 30 | 15 | 50,0 |
41 | MINI | 27 | 20 | 7 | 35,0 |
42 | TAGAZ | 23 | 10 | 13 | 130,0 |
43 | JEEP | 20 | 11 | 9 | 81,8 |
44 | GAZ | 16 | 14 | 2 | 14,3 |
45 | JAGUAR | 12 | 8 | 4 | 50,0 |
46 | SEAT | 7 | 7 | 0 | 0,0 |
47 | DODGE | 5 | 4 | 1 | 25,0 |
48 | ACURA | 3 | 1 | 2 | 200,0 |
49 | ASTON MARTIN | 1 | 0 | 1 | 0,0 |
50 | BENTLEY | 1 | 1 | 0 | 0,0 |
51 | DAIHATSU | 1 | 0 | 1 | 0,0 |
52 | HUMMER | 1 | 1 | 0 | 0,0 |
53 | MASERATI | 1 | 1 | 0 | 0,0 |
LADA+BOGDAN+UAZ+GAZ | 48377 | 36035 | 12342 | 34,3 | |
ОСТАЛЬНЫЕ | 66437 | 48411 | 18026 | 37,2 | |
Итого по РТ | 114814 | 84446 | 30368 | 36,0 |
АКТИВНЫЙ РОСТ РЫНКА ПРОДОЛЖИТСЯ
Ситуацию на автомобильном рынке РТ и наиболее важные события, произошедшие на нем, газете «БИЗНЕС Online» прокомментировали ведущие эксперты.
Михаил Котляров - замгендиректора автомобильной компании «АКОС»:
- По итогам 2011 года наилучшие результаты среди всех наших марок показали автомобили Nissan (было продано 2350 автомобиля), ГАЗ (1500), Suzuki и KIA (по 1050). Хитом продаж стала модель Nissan Qashqai – за прошлый год было продано 720 автомобилей. Это связано с высокой популярностью внедорожников вообще, с популярностью внедорожников Nissan и Nissan Qashqai в частности, и с удачной ценовой политикой Nissan по автомобилям этого класса. Впрочем, повышенный спрос на кроссоверы виден по всем маркам - и по Nissan, и по KIA, и по Mitsubishi, причем большим спросом пользуются именно малые, или компактные, внедорожники, основоположником которых, как класса, стал Nissan Qashqai. Недалеко от них отстают и средние внедорожники типа Nissan X_Trail, KIA Sorento, Mitsubishi Outlander.
Что касается активного роста автомобильного рынка в четвертом квартале по сравнению с 9 месяцами года – это постоянная норма. Кривая продаж по году такова, что продажи в первые месяцы года почти в два раза ниже, чем в конце. А вот то, что рынок по иномаркам, да и по "Ладам" вырос по сравнению с 2010 годом на 50 процентов - это новая тенденция. Думаю, тут сошлись сразу несколько факторов: и отложенный после кризиса спрос, и система субсидирования кредитов, и утилизация. Не могу назвать это бумом, потому что в 2012 году такого роста рынка не ожидается. Вполне возможен рост на 15 - 20 процентов, хотя аналитики говорят о 5 - 10 процентах. Но я отношусь к умеренным оптимистам и поэтому считаю, что в РТ продолжится активный рост рынка. Но это все увязано на стабильность экономики. Если экономика зашатается, если банки опять перестанут кредитовать население и компании или же сильно увеличат стоимость кредитов, то ни каком росте говорить не придется. Мой прогноз роста авторынка на 2012 год - те же 50 процентов.
Продажи Nissan серьезно выросли в конце 2011 года и продолжают расти по нескольким причинам. Во-первых, у производителя прекрасный модельный ряд: без серьезных автомобилей класса С и выйти в лидеры - это значит очень много. Во-вторых, Nissan вовремя почувствовал конъюнктуру и смог сделать такие ценовые предложения на рынке, которые не смогли выдвинуть другие бренды. В-третьих, привлекательное ценовое предложение было подкреплено наличием автомобилей, которые вовремя смогли приехать к нам.
Сергей Чернов - заместитель генерального директора группы компаний «КАН АВТО»:
- Наилучшие результаты в четвертом квартале 2011 года и за весь прошлый год в целом показали бренды LADA и Chevrolet. Настоящим хитом продаж стали модели "Калина", потому что производитель увеличил количество востребованных покупателями комплектаций авто и повысил их качество, а также Aveo, которая оптимальна по соотношению цена-качество. При этом в кредит в прошлом году было продано 60 процентов всех реализованных "КАН АВТО" автомобилей. Что касается спроса на кроссоверы, то по нашим брендам он постоянен и составляет 7 - 9 процентов от общего объема продаж.
Основным драйвером роста авторынка в четвертом квартале года, во-первых, является ежегодное ожидание изменения цен не в лучшую сторону в январе-феврале следующего года. Во-вторых, люди активнее покупают автомобили в ожидании кризисных явлений, ожидаемых к концу 2012 года, после которых цены на многие авто могут стать недоступными.
Перспективы авторынка РТ в первом квартале 2012 года я оцениваю положительно, поскольку Татарстан - один из благополучных регионов для стабильного роста авторынка.
Opel Astra стала самой популярной моделью в Казани после «вазовских» из-за отсутствия реальной конкуренции со стороны других брендов, и потому что это просто классный во всех отношениях автомобиль.
Популярность марки КIА обусловлена ростом уровня этого бренда во всем. В качестве, дизайне, рекламе, модельном ряде и многом другом. Корейский производитель поставил себе амбициозную цель и делает все, что бы ее достичь. А Chevrolet приходится нелегко в этой конкуренции.
Классику и 14-е модели вытесняет «Гранта». Точнее сказать - успешно заменяет их в этой ценовой нише. А успех, которым пользуется «Калина», по праву завоеван ей же. И не только в России, но и за рубежом. К примеру, сегодня «Калина» там, в доработанном варианте, готовится к производству под брендом «Датсун».
Талгат Хакимов - менеджер по продажам автосалона "Диалог-Авто" (Набережные Челны):
- У нас самые ходовые машины - это Geely MK, Lifan Solano и тагазовская Vortex Tingo. Хитом назвать можно, наверное, Solano. У нее приемлемая цена и богатое оснащение. Покупателей подкупает и богатое базовое оснащение. Самая доступная версия уже оснащена кондиционером, ГУРом, стеклоподъемниками, подушкой безопасности для водителя, подогревом сидений, электрозеркалами с подогревом, автоподзаводом. Кроме того, надо заметить, что это почти D-класс, много автомобиля за небольшие деньги.
В кредит мы продаем порядка 60 процентов автомобилей. В кредит люди много берут. Спрос на кроссоверы отмечается повсеместно. Например, у нас Geely MK Cross пользуется большой популярностью.
Бум наблюдался у нас в конце прошлого года, а то, что сейчас происходит на авторынке, – это, скорее, весеннее оживление. Январь могу назвать не очень хорошим месяцем с точки зрения продаж, февраль тоже, а сейчас наблюдается повышенный интерес покупателей. Весна. Спрос, я думаю, продолжится. У нас сейчас ощущается нехватка некоторых моделей машин.
Читайте также:
Авторынок РТ почувствовал дыхание Фукусимы - 9 мес. 2011
Авторынок-2010: корейский салат из Америки - итоги 2010
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 13
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.