Алексей Барыкин (в центре): «Гермоген был харизматичным идейным лидером, который отстаивал свои убеждения до конца и двигал человечество вперед. Такие люди особенно нужны стране сегодня» Алексей Барыкин (в центре): «Гермоген был харизматичным идейным лидером, который отстаивал свои убеждения до конца и двигал человечество вперед. Такие люди особенно нужны стране сегодня»

«Лидеры у нас есть, хотя называть их имена еще рано»

«Фильм посвящен не только подвигу Гермогена — отметил в беседе с нашим корреспондентом Алексей Барыкин. — Он ставит вопрос о философском противостоянии Востока и Запада, православной и католической веры. Раскол церкви исторически сформировал разную систему ценностей внутри наших цивилизаций. Запад сделал ставку на человека с его желаниями и страстями, ради этого они готовы воевать и убивать. Мы же верим, что человек приходит на землю совершенствоваться и проходить испытания, чтобы обрести вечную жизнь. Гермоген был харизматичным идейным лидером, который отстаивал свои убеждения до конца и двигал человечество вперед. Такие люди особенно нужны стране сегодня, и они у нас есть, хотя называть их имена еще рано».

Легендарный исторический деятель и святой, действительно, достойный пример для нынешних церковных и политических лидеров России. В эпоху смуты начала XVII века он, 80-летний старец, защищал традиции православной веры и вдохновил ополчение Минина и Пожарского на освобождение Москвы от поляков. А также духовно возвысил Казань, где служил священником, а позже — митрополитом, построил первый каменный храм на месте Явления иконы Богородицы и написал ей тропарь. Перед показом митрополит Казанский и Татарстанский Кирилл, благословивший киноленту, предложил назвать именем Гермогена улицу в столице РТ.

«Его образ запомнился мне еще с детства, когда я узнал о Гермогене из бабушкиного журнала „Паломник“ за 1912 год, — рассказал владыка Кирилл. — Этот человек долго жил в борьбе, но остался несломленным. Сегодня, когда мы вынуждены приспосабливаться к разным ситуациям, его дух должен дать силу, чтобы мы смогли обрести твердый фундамент под ногами для своей души».

Перед показом Митрополит Казанский и Татарстанский Кирилл, благословивший киноленту, предложил назвать именем Гермогена улицу в столице РТ Перед показом митрополит Казанский и Татарстанский Кирилл, благословивший киноленту, предложил назвать именем Гермогена улицу в столице РТ

Смутное время

Фильму Барыкина, безусловно, в некотором смысле повезло. Картина при поддержке местного мецената Андрея Колмакова родилась еще до начала СВО, но ее события удивительно созвучны современным. Идейные распри относительно будущего страны, давление со стороны Запада, коллективное смущение — все это словно перекочевало из XVII века в наши дни. Выстоять в трудной битве человеку режиссер предлагает с помощью вечных ценностей — отваги, любви к Родине и непоколебимой веры.

Дух патриотизма у зрителя авторы пробуждают с помощью зеленых полей и лесов, монументальных пейзажей Красной площади, Казанского кремля, старинных русских церквей, а также недавно восстановленного собора Казанской иконы Божией Матери (он выступает сквозным «персонажем» барыкинской документально-художественной кинотрилогии, появляясь фрагментарно в первых ее двух частях, «Заступнице» и «Осанне», и целиком в «Святителе»). Рельефные крупные планы, снятые Алексеем Матросовым и Егором Кашинским, позволяют вдохновиться ликами святых на филигранных росписях стен, поставить свечу за державу в главном зале собора и взглянуть на озаренную светом Богородицу, склонившуюся к своему дитяти. Для полноты кадра обширное пространство заполняют русские аксессуары — куклы в национальных костюмах и резные деревянные подсвечники.

«Возрождением храма занималась вся республика — наш первый глава Минтимер Шаймиев, действующий президент Рустам Минниханов, церковь, архитекторы, ученые, строители, меценаты и простые люди, жертвующие на восстановление здания кровные средства, — поделилась со зрителями казанской премьеры депутат Госдумы Татьяна Ларионова. — После просмотра фильма с уважением и восхищением думаешь о русском народе, о православной церкви и понимаешь, какая же ты малая частица бытия и сколько еще нужно сделать, чтобы быть достойным нашей великой истории».


Западники и славянофилы

Следующие по хронологии главы не только пересказывают биографию Гермогена и воссоздают историческую панораму рубежа XVI–XVII веков. Они демонстрируют те самые озвученные режиссером вневременные причины конфликта Запада с Востоком, таящиеся в разнице менталитетов. Мудрый расчет первых и беззаветная жертвенность вторых не складываются в пазл постоянного, пусть и хрупкого мира. Решить возникающие противоречия в этом случае можно лишь противостоянием. А для победы необходим в том числе твердый дух, терпение и духовное смирение.

О совести, чести и страданиях русского народа режиссер напоминает с помощью музыкального оформления, обращаясь к эпизодам «Бориса Годунова» Мусоргского. И хотя действие охватывает без малого полвека (от правления Ивана Грозного до восхождения на трон представителей династии Романовых), щемящий плач и колокольный звон выступают зеркалом эпохи; при этом вполне актуально звучат и сегодня, раскрывая код русского человека, исследованный Достоевским с Некрасовым, и отражая полярные состояния его души — вселенскую скорбь и истовое веселье.

В прокат вся барыкинская кинотрилогия выйдет 4 ноября в День народного единства и иконы Казанской Божией матери В прокат вся барыкинская кинотрилогия выйдет 4 ноября, в День народного единства и Казанской иконы Божией Матери

Богатыри и красавица

Дабы убедить зрителя, Барыкин не изменил своим привычкам и пригласил в проект популярных российских артистов (напомним, что в «Заступнице» и «Осанне» снялись не менее именитые Дмитрий Дюжев, Ольга Будина, Илзе Лиепа, Александр Михайлов…). Актеры перемещаются по живописным локациям и на чистом русском языке восхваляют подвиг Гермогена, призывая последовать его примеру. Статные и неравнодушные, они тоже олицетворяют нашу страну — будь то русская красавица Екатерина Гусева с белым кружевным воротничком на платье (художник Марина Барыкина) или фактурные витязи Александр Балуев и Дмитрий Певцов.

На выходе из зала можно пожалеть лишь о некоторой «заумности» и определенной монотонности фильма, во многом обусловленных жанром. Это недетское кино, которому необходим взрослый думающий зритель, что доказал опыт эксклюзивной казанской премьеры. В прокат вся барыкинская кинотрилогия выйдет 4 ноября, в День народного единства и Казанской иконы Божией Матери.