По инициативе руководителя «Татнефти»  Наиля Маганова решено собрать мастеров тюркских народов, чтобы обсудить общие проблемы, обменяться опытом, наметить дальнейшее сотрудничество По инициативе руководителя «Татнефти» Наиля Маганова решено собрать мастеров тюркских народов, чтобы обсудить общие проблемы, обменяться опытом, наметить дальнейшее сотрудничество

Играй, мой звонкий сазсырнай

Возродить традиции создания исконных музыкальных инструментов народов Поволжья — такая задача стоит перед учеными, этнографами, музыкантами и мастерами-изготовителями Татарстана, ведь по ряду причин связь поколений в деле создания аутентичных музыкальных инструментов в республике утеряна. Поэтому по инициативе руководителя «Татнефти» Наиля Маганова решено собрать мастеров тюркских народов, чтобы обсудить общие проблемы, обменяться опытом, наметить дальнейшее сотрудничество. «Когда два года назад мы прикоснулись к этой теме, даже не представляли себе, с каким богатством столкнемся, — рассказал он. — А когда начали рассуждать, как этим богатством правильно распорядиться, чтобы познакомить соотечественников с этой культурой, показать настоящие истоки, корни, пришли к мысли, что надо посмотреть, где еще остались островки данной культуры. И появилась такая идея: давайте соберемся, попробуем объединиться и сделать эту культуру достоянием всех людей».

Наиль Маганов: «Появилась такая идея: давайте соберемся, попробуем объединиться и сделать эту культуру достоянием всех людей» Наиль Маганов: «Появилась такая идея: давайте соберемся, попробуем объединиться и сделать эту культуру достоянием всех людей»

В Альметьевск, который при поддержке «Татнефти» становится центром возрождения традиционной национальной культуры, приехали гости из Казахстана, Узбекистана, Калмыкии, Горного Алтая, Якутии, Башкортостана и, естественно, Татарстана. Это мастера, музыканты, популяризаторы, преподаватели специализированных учебных заведений. Они привезли с собой национальные инструменты, рассказали о них, дали возможность послушать их звучание. Например, мастер, исполнитель и коллекционер из Казахстана Азамат Бакия не только сыграл на сазсырнае — древнем духовом инструменте, по виду похожем на гусиное яйцо, но и тут же у всех на глазах вылепил его из глины. Также он продемонстрировал, как звучит сабызгы (аналог курая) и шанкобыз (казахский кубыз). Супруга Айжан аккомпанировала ему на жетыгене (похож на русские гусли или тюркский ятаган). «Народ и музыка, музыкальные инструменты тесно связаны, это национальная идентификация народа, — отметил Азамат. — Вы очень правильно сделали, что собрали музыкантов, мастеров, и мы обсудили проблемы с национальной, этнической музыкой, которые есть у всех народов».

Мастера привезли с собой национальные инструменты, рассказали о них, дали возможность послушать их звучание

Мастер из Калмыкии Дорджи Горяев привез традиционный калмыкский инструмент йочин. Он тоже похож на тюркские цимбалы, но звук извлекают молоточки, которыми ударяют по струнам. По звучанию напоминает клавесин. Необыкновенно красивые национальные мелодии исполнила студентка Кызылского колледжа искусств Лиен Кекеляева.

Гости из Горного Алтая представили струнный щипковый топшуур (похож на нашу домру или саз), шоор (курай), струнно-смычковый икили и тоже сыграли несколько мелодий.

Все мастера изготавливают инструменты по образцу древних артефактов Все мастера изготавливают инструменты по образцу древних артефактов

Инструменты не должны лежать мертвым грузом в музеях

Преподаватели и мастера-изготовители из Якутии представили целую экспозицию: чухурба (костяная флейта), талах чухурба (тальниковая флейта), ала ох саа (лук), кыл кылыах (деревянный струнный щипковый инструмент), хомус (кубыз). «Древние традиции надо возродить, чтобы не потерять культуру, язык, — констатировал мастер художественных промыслов и учитель технологии Руслан Захаров. — Звук — это часть языка. Этнозвуки многому учат, это очень большая ценность».

Со своими инструментами познакомили также гости из Узбекистана, Башкортостана, Татарстана.   

Все мастера изготавливают инструменты по образцу древних артефактов, например, некогда найденная якутская костяная флейта вырезана из кости косули еще в каменном веке, за 9 тыс. лет до нашей эры. Копию этого уникального инструмента преподнесли в дар нашей выставке. Вообще почти все гости чем-то пополнили экспозицию. Щедрый подарок сделали казахские и узбекские друзья: они преподнесли музею около двух десятков тюркских инструментов.

Обсуждая проблемы возрождения промыслов по изготовлению традиционных музыкальных инструментов участники круглого стола сошлись во мнении, что мастерам надо, во-первых, общаться и сотрудничать, во-вторых, поддерживать связь с исполнителями и учебными заведениями Обсуждая проблемы возрождения промыслов по изготовлению традиционных музыкальных инструментов, участники круглого стола сошлись во мнении, что мастерам надо, во-первых, общаться и сотрудничать, во-вторых, поддерживать связь с исполнителями и учебными заведениями

Обсуждая проблемы возрождения промыслов по изготовлению традиционных музыкальных инструментов, участники круглого стола сошлись во мнении, что мастерам надо, во-первых, общаться и сотрудничать, во-вторых, поддерживать связь с исполнителями и учебными заведениями, чтобы на основе замечаний и предложений совершенствовать инструменты. И, конечно, музыкальные инструменты должны звучать, а не лежать мертвым грузом в музеях. На них надо играть.

«Очень интересная, яркая встреча, — подвел итог руководитель проектов БФ „Татнефть“ Павел Корчагин. — Она в первую очередь интересна для нас, потому что мы планируем создать в Альметьевске мастерскую или скорее фабрику по изготовлению музыкальных инструментов народов Поволжья. Задача непростая, многоступенчатая. И этот круглый стол станет стартом для данной работы».

Елена Федорова
Фото Ивана Ткаченко

«Нефтяные вести»