Какие «плюшки» предложить выпускникам, если по зарплатам КАМАЗ конкурировать не может? Идеи есть Какие «плюшки» предложить выпускникам, если по зарплатам КАМАЗ конкурировать не может? Идеи есть

КАМАЗ просит у власти отсрочки от армии для своих рабочих

Целевиков КАМАЗа перехватывает… армия. Об этом на совещании Наиля Магдеева с руководителями промышленных предприятий, строительных организаций, директоров среднего профессионального образования неожиданно заявила руководитель блока управления персоналом автогиганта Жанна Халиуллина. По ее словам, приоритет завода — адресная работа с практикантами. Местные колледжи серьезно улучшили подготовку кадров (хотя еще неделю назад Халиуллина выступала с критикой образования страны), а выпускники «как горячие пирожки» — очень востребованы.

За счет КАМАЗа образование получают 120 студентов по целевому набору. «В основном набор ведется в базовых колледжах. Мы платим стипендию. За последние три года у нас всего было заключено практически 300 договоров, — сказала Халиуллина. — Однако трудоустройство целевиков невысокое: примерно 25 процентов ребят, которые заключали с нами студенческие договоры, заключают с нами трудовые. Их просто перекупают другие предприятия города, потому что нехватка таких специалистов очень высокая».

«Мне кажется крайне иррациональным, особенно когда речь идет о высшем образовании, что государство готовит детей, а потом не имеет права попросить их за это быть полезными экономике в той сфере, в которой их обучали, — высказала она свою позицию. — Считаем, что это крайне расточительно. Высшее образование стало дорогим. Возможно, имеет смысл вернуться к этому вопросу».

Какие «плюшки» предложить выпускникам, если по зарплатам КАМАЗ конкурировать не может? Идеи есть. «Если бы выпускники могли, например, год поработать на предприятии, а потом уйти в армию… Наверное, они бы уже обросли связями, у них сложилась бы личная жизнь. Гарантия вернуться в родные пенаты, на наш взгляд, была бы больше, — обратилась спикер к Магдееву. — Мы выступаем с такой инициативой, нас слышат. Но, если и вы подключитесь, мне кажется, тоже будет очень полезно».

82% студентов трудоустраиваются на завод после практики. Но и здесь есть ограничения: КАМАЗ не может принять большое количество несовершеннолетних, потому что они не могут работать на вредных производствах. «У нас почти все категории к ним относятся, несмотря на предпринимаемые нами меры. Это явно устаревшая норма. Мы с ней работаем. Были бы благодарны, если бы вы, Наиль Гамбарович, тоже подключились», — попросила Халиуллина. Что именно КАМАЗ считает устаревшим — то, что производства считаются вредными, или запрет подросткам на них работать, она не пояснила. 

«Понимаем, что средняя зарплата, может быть, недостаточная…»: как КАМАЗ выбирается из кадрового кризиса

Еще одна проблема — те самые «умные» дети, на которых уже жаловался гендиректор автогиганта Сергей Когогин. Они поступают в ссузы, но потом не идут на конвейер, а поступают в вузы. Особенно много таких школьников, обманывающих надежды камазовских боссов, приезжает из районов. «Если уж мы в узком кругу и честно говорим, мне кажется, что можно поменять правила приема. Все-таки дети, поступающие по договорам целевого обучения, должны иметь приоритет перед ребятами из сельских школ с пятерками, которые не имеют планов трудоустраиваться на завод, а просто рассматривают колледж и используют нас как стартовую площадку для поступления в вуз, занимая место ребенка, который готов прийти на завод. Мы писали. Мы обращались. Минобрнауки РТ нам ответило, что правила приема не позволяют. Но, я думаю, с учетом текущей ситуации к этому вопросу можно вернуться», — сказала руководитель блока управления персоналом автогиганта.

Рамиль Халимов: «Количество иногородних студентов ежегодно не сокращается, а значит и конкуренция среди абитуриентов будет только расти» Рамиль Халимов: «Количество иногородних студентов ежегодно не сокращается, а значит, и конкуренция среди абитуриентов будет только расти»

Целевики спасут бизнес Челнов от кадрового голода?

О состоянии дел в системе профессионального образования города доложил замруководителя исполкома Набережных Челнов Рамиль Халимов. Сегодня в городе 17 учреждений профессионального образования: 5 колледжей при вузах и 12 самостоятельных. Всего в колледжах и техникумах обучаются 14 080 студентов. Система подготовки рабочих кадров и специалистов среднего звена в городе ведется по 49 специальностям и 16 профессиям.

Что же выбирает молодежь? Если 10 лет назад был явный перекос в сторону высшего образования, то сегодня он сравнялся. В Челнах, к примеру, 13,6 тыс. студентов учатся в вузах, 14 тыс. — в учреждениях профессионального образования. В этом году 9-й класс окончили 5 203 выпускника. Из них 61%, видимо, под страхом перед ЕГЭ, планируют поступать в ссузы. Таким образом, в колледжи города ринутся почти 3 тыс. ребят.

«Каковы же резервы наших учреждений профессионального образования? В 2022 году они готовы принять 3 197 человек: 2 064 — бюджет и 1 133 — вне бюджета, — привел статистические данные Халимов. — Количество иногородних студентов ежегодно не сокращается, а значит, и конкуренция среди абитуриентов будет только расти».

«Учитывая, что иногородних абитуриентов будет около тысячи, то получается, что у нас, если округлить, на 4 тысячи студентов всего 2 тысячи бюджетных мест, — прокомментировал данные Магдеев. — Получается, что 2 тысячи человек остаются за бортом бюджетных групп. Они пойдут учиться за деньги. А куда они пойдут? Тут вопрос. На юристов и экономистов, которых более чем достаточно? Или на специалистов, которые нам нужны? Задачка…»

Если 10 лет назад был явный перекос в сторону высшего образования, то сегодня он сравнялся. В Челнах, к примеру, 13,6 тыс. студентов учатся в вузах, 14 тыс. — в учреждениях профессионального образования Если 10 лет назад был явный перекос в сторону высшего образования, то сегодня он сравнялся. В Челнах, к примеру, 13,6 тыс. студентов учатся в вузах, 14 тыс. — в учреждениях профессионального образования

Сегодня только 21% студентов Челнов получают рабочие профессии, тогда как именно они, по словам Халимова, хорошо трудоустраиваются после обучения. Так, например, в 2021 году выпущены 4 242 студента очного отделения. Из них всего 4% ребят пока не работают, 1% девушек в декретном отпуске, еще 17% выпускников проходят службу в армии.

«Бюджетных мест для всех желающих недостаточно. Недостаточно также и рабочих и служащих на предприятиях экономики города. Здесь мы должны объединить наши усилия! — уверен Халимов. — Единственным решением полноценного охвата всех желающих обучаться и затем работать в городских предприятиях видим в целевом обучении студентов на внебюджетных местах, оплачиваемых предприятиями города».

В заключение своего выступления он привел в пример Магдеева, который набрал платную группу из будущих учителей начальных классов. Челны ежегодно отстраивают по несколько новых школ и проблема нехватки педагогов была ожидаема. За решение вопроса взялся сам Наиль Гамбарович, который в колледже НГПУ набрал группу целевиков из 25 человек. Стоимость обучения одного студента — 50 тыс. рублей в год. Спустя несколько лет Челны получат 25 учителей начальных классов, которые пойдут работать в школы города. Таким образом, Магдеев надеется решить вопрос кадрового голода в этой сфере. Мэр настоятельно советует бизнесу идти по этому же пути.

«Вы поняли, о чем речь? Я, как работодатель, вижу, что у меня на одном из участков моей деятельности не хватает людей, — пояснил он собравшимся. — Я беру из бюджета деньги, приглашаю ребят, заключаю контракт. Таким образом, снимаю нагрузку с родителей, абитуриент идет туда, куда необходимо нам, городу. А у ребенка появляются обязательства. Я в этой системе вижу только плюсы для системы образования Набережных Челнов. Почему бы вам тоже не сделать так?»

Сейчас все учреждения СПО загружены под завязку, а увеличение приема возможно только в случае увеличения проектных мощностей Сейчас все учреждения СПО загружены под завязку, а увеличение приема возможно только в случае увеличения проектных мощностей

«Рубль, который мы вложили в кадры, возвращается в 3–4 раза больше! Но мы хотим здесь и сейчас…»

«Есть аксиома. Если мы рубль вложим в кадровый потенциал и рубль — в производство, то тот рубль, который мы вложили в кадры, возвращается в 3–4 раза больше. Но мы хотим здесь и сейчас. Вкладывать особо не хотим, — поддержал идею Магдеева директор Набережночелнинского технологического техникума Виктор Суворов. — На нас идет вал абитуриентов, судя по данным. Если не увеличить площади, мы их физически принять не сможем. Конечно, хорошо бы построить, но уже расширить будет достаточно. Наши выпускники, возможно, не идут на производство, потому что условия и зарплата не те. Если бы были условия, то и отрабатывать им не приходилось бы, они бы и сами туда пошли. Но этого пока нет».

Директор Набережночелнинского политехнического колледжа Ильдар Ганиев заявил, что высокий спрос на профессиональные кадры кратно превышает ресурсные возможности ссузов города. По его словам, сейчас все учреждения СПО загружены под завязку, а увеличение приема возможно только в случае увеличения проектных мощностей. «Просто увеличить цифры, к сожалению, не вариант, результата не будет. Это приведет к потере качества обучения, — пояснил сын директора НЧИ КФУ. — Есть также кадровые проблемы — преподаватели специальных дисциплин, мастера производственного обучения, особенно с опытом, остро необходимы. Частично вопрос можно решить привлечением сотрудников ваших предприятий для преподавательской деятельности. Это было бы хорошим вариантом передачи опыта из реального сектора».

Еще одной возникшей проблемой он назвал взлет популярности работы в сфере услуг — доставка еды, продуктов, предприятия быстрого питания и др.: «Они завлекают легким временным заработком без требований к квалификации, тем самым обесценивая профессиональное образование! Не имея возможности совмещать учебу в колледже и работу в этих компаниях, студенты оставляют учебу, — сообщил спикер о положении дел. — Наиль Гамбарович, просим вашей помощи. Необходимо соблюдать ограничение режима работы и форму трудоустройства студентов очной формы обучения, чтобы они могли совмещать учебу и подработку. Нужно законным механизмом рассмотреть эту возможность».

Целевая подготовка на базе колледжа уже ведется. Так, например, КАМАЗ готовит там для себя фрезеровщиков, наладчиков и мастеров слесарных работ. Завод платит студентам дополнительную стипендию и гарантирует трудоустройство по окончании колледжа.

«В текущем году мы совместно с ПАО „КАМАЗ“ подали конкурсную заявку на создание на базе колледжа центра машиностроительного профиля в рамках федерального проекта, в который войдут пять колледжей и КАМАЗ. Цель центра — синхронизация целевой подготовки специалистов по направлению машиностроения, — рассказал Ганиев. — В случае победы центр получит 150 миллионов рублей, из которых 25 миллионов — средства ПАО „КАМАЗ“. Кстати, два дня назад мы получили информацию, что мы прошли первый этап конкурсного отбора. До 25-го числа этого месяца должны получить информацию о том, кто выиграл».

Наиль Магдеев: «От того какую позицию занимает семья — тоже важно то, куда пойдет ребенок» Наиль Магдеев: «От того, какую позицию занимает семья, тоже зависит то, куда пойдет ребенок»

Колледж готовит целевиков и для других компаний. Вдобавок достигнуты договоренности с ЗТО и «Ремдизелем» о наборе коммерческих групп за счет средств предприятий. В этих группах будут обучаться дети сотрудников данных предприятий.

Магдеев поддержал инициативу. «Вот ребенок подходит к родителям и говорит: буду работать этим-то. Да в 9-м классе у них еще ничего не созрело! Как отец с мамой скажут, так сын и будет. Вот они скажут: „Сынок, есть хорошая специальность. Есть КАМАЗ или другой завод. 50 тысяч они за нас платят. Ты учишься и через три года идешь туда работать как специалист. Договорились? Договорились!“ — воспроизвел он воображаемый диалог между родителями и ребенком. — У меня внук закончил 10 классов. Я говорю: „Амир, куда пойдем?“ Учиться надо на такой специальности, где что-то можно сделать руками. Я его уговорил, он пойдет учиться на строителя. Готовится идти в Московский строительный институт. Нормальная же специальность. Строители всегда нужны. То есть от того, какую позицию занимает семья, тоже зависит то, куда пойдет ребенок. Что он еще в 9-м классе понимает?»