Сегодняшнее утро стало для мусульман Казани по-настоящему ранним, ведь праздничный гает-намаз в городских мечетях начинался в 3:41 по московскому времени Сегодняшнее утро стало для мусульман Казани по-настоящему ранним, ведь праздничный гает-намаз в городских мечетях начинался в 3:41 по московскому времени Фото: president.tatarstan.ru

Без муфтия РТ, но с министром строительства РФ

Сегодняшнее утро стало для мусульман Казани по-настоящему ранним, ведь праздничный гает-намаз в городских мечетях начинался в 3:41 по московскому времени. Главный же республиканский гает состоялся в привычном месте — Галеевской мечети Казани, расположенной в комплексе резиденции ДУМ РТ. Правда, обошелся без самого муфтия Татарстана Камиля Самигуллина, который в эти дни находится в хадже. Вместо себя Камиль хазрат «на хозяйстве» оставил собственного первого заместителя Ильфара Хасанова, который, кстати, возглавляет еще и приход мечети Кул-Шариф.

В Галеевской мечети уже в половине третьего утра началась рецитация Корана, здесь на татарский манер суры Священной Книги читал коран-хафиз Саидкамаль Суенов. В четвертом часу у михраба появился мулла в сопровождении почетных гостей — президента Татарстана Рустама Минниханова и крупного федерального гостя, коренного казанца, а ныне федерального министра строительства и жилищно-коммунального хозяйства Ирека Файзуллина.

Ильфар хазрат, взойдя на минбар, приветствовал собравшихся и сообщил, что в адрес мусульман Татарстана приветственную телеграмму направил президент России Владимир Путин. Правда, зачитывать ее не стал, как это обычно делает муфтий Самигуллин, и сразу приступил к оглашению послания Минниханова.

В четвертом часу у михраба появился мулла в сопровождении почетных гостей — президента Татарстана Рустама Минниханова и крупного федерального гостя, коренного казанца, а ныне федерального министра строительства и жилищно-коммунального хозяйства Ирека Файзуллина В четвертом часу у михраба появился мулла в сопровождении почетных гостей — президента Татарстана Рустама Минниханова и крупного федерального гостя, коренного казанца, а ныне федерального министра строительства и жилищно-коммунального хозяйства Ирека Файзуллина Фото: president.tatarstan.ru

«Курбан-байрам, славящийся своими многовековыми традициями милосердия и благотворительности, по праву является одним из наиболее почитаемых и значимых торжеств в нашей республике, — говорилось в телеграмме президента РТ. — Особое звучание он приобретает в нынешнем году — в связи с празднованием на общероссийском уровне 1100-летия принятия ислама Волжской Булгарией. Многие из нас стали свидетелями и участниками поистине исторических событий, ознаменовавших собой этот славный юбилей. Добровольное принятие в 922 году предками татар на государственном уровне ислама во многом предопределило формирование уникальной российской цивилизации, соединяющей традиции Запада и Востока, сделало нас неотъемлемой частью огромного мусульманского мира».

В это время сам Рустам Нургалиевич внимательно слушал, как звучит его же поздравление в устах авторитетного религиозного деятеля. Впрочем, это своего рода добрая традиция, которая повторяется из года в год.

сейчас идут дни Ташрика, мусульмане после обязательной молитвы должны произносить такбира ат-Ташрик: «Аллаху акбар, Аллаху акбар! Ля иляха илляллаху валлаху акбар. Аллаху акбар ва лилляхиль хамд» Сейчас идут дни Ташрика, мусульмане после обязательной молитвы должны произносить такбира ат-Ташрик: «Аллаху акбар, Аллаху акбар! Ля иляха илляллаху валлаху акбар. Аллаху акбар ва лилляхиль хамд» Фото предоставлено мечетью Аль-Марджани

«Что такое богатство по сравнению с наградой от Аллаха? Ничто!»

Ильфар хазрат, продолжая свою проповедь, сказал, что Курбан-байрам является кульминацией хаджа, и напомнил, кого правоверные должны благодарить за возможность совершения паломничества после двухлетнего перерыва. «Хвала Аллаху, в этом году благодаря президенту Татарстана Рустаму Нургалиевичу Минниханову мусульмане России впервые после пандемии получили возможность совершить хадж, — сообщил Хасанов. — В эти дни в священной Мекке и Медине 810 татарстанцев выполняют важное предписание Всевышнего, сейчас они под предводительством нашего муфтия Камиля хазрата находятся в долине Мина». Напомним, что Минниханов еще в конце прошлого года лично обсуждал эти вопросы с руководством Саудовской Аравии во время заседания возглавляемой им группы стратегического видения «Россия — исламский мир», которое проходило в этой стране.

«В эти дни хаджиям приходится много ходить, они должны быть стойки в поклонении, быть искренними, не поддаваться трудностям, — сказал Ильфар хазрат. — Поэтому давайте помолимся за наших паломников. Пусть Аллах своей милостью примет их поклонение, даст им сил. И пожелаем благополучного возвращения на родину».

Хасанов напомнил, что сейчас идут дни Ташрика, мусульмане после обязательной молитвы должны произносить такбира ат-Ташрик: «Аллаху акбар, Аллаху акбар! Ля иляха илляллаху валлаху акбар. Аллаху акбар ва лилляхиль хамд» («Аллах превыше всего, Аллах превыше всего. Нет божества, кроме Аллаха, и Аллах превыше всего. Аллах превыше всего, и Аллаху принадлежит вся хвала»).

Сама же проповедь была посвящена истории праздника жертвоприношения, его сакральному смыслу и призыву во всем полагаться на Аллаха и жертвовать свое имущество на пути к Аллаху. «Что такое богатство по сравнению с наградой от Аллаха? — задавался вопросом оратор с минбара. — Ничто! Радость, которая дается богатством, — однодневная. А вот совершенные при его помощи благодеяния — вечны, и они греют душу. Деньги ведь не унести с собой в могилу, туда идут его совершенные деяния. Ни здоровье, ни честь, ни настоящих друзей, ни любовь не купить за деньги. А вот довольство Аллаха и его прощение — это настоящее счастье».

Заммуфтия РТ в качестве имама провел гает-намаз, Суенов вновь прочитал аяты из Корана, а вот с дуа — мольбой к Всевышнему — обратился главный казый Татарстана Джалиль Фазлыев.

Тем временем на ближайшей к резиденции муфтия площадке по забою животных, в мечети «Аль-Марджани», царствовали традиционные жертвенные барашки Тем временем на ближайшей к резиденции муфтия площадке по забою животных, в мечети Аль-Марджани, царствовали традиционные жертвенные барашки Фото предоставлено мечетью Аль-Марджани

«Люди договариваются: давай на следующий год встретимся возле того самого фонаря»

По окончании намаза многие люди спешили поучаствовать в обряде жертвоприношения. Это была одна из главных тем разговоров, которые вели покидающие Галеевскую мечеть, ведь здесь площадки для забоя скота нет. «В этом году я режу корову вместе со своими сыновьями. Они захотели так, пришлось уступить желанию большинства», — сообщил, к примеру, «БИЗНЕС Online» известный общественный деятель, владелец «Миллят Йорты» Рауф Хасанов.

«Многие жить не могут без мяса, где здесь отсутствие гуманизма?»: как правильно провести Курбан-байрам

Тем временем на ближайшей к резиденции муфтия площадке по забою животных, в мечети Аль-Марджани, царствовали традиционные жертвенные барашки.

Кстати, что касается праздничного богослужения, то оно прошло не на свежем воздухе, как в 2020 и 2021 годах, а вернулось внутрь мечети. «Мы два года подряд в связи с пандемией были вынуждены проводить намаз на улице, люди приходили в масках, перчатках, со своими молитвенными ковриками, — говорит имам-хатыб мечети Мансур Джалялетдин. — Мы стелили ковры прямо на асфальт и там совершали намаз. А теперь наконец-то вернулись в мечеть, это очень радостно!» Мансур хазрат добавляет, что возникает чувство возвращения в родной дом после эвакуации. «Я никак не преувеличиваю, ведь мечеть — это дом Аллаха, — продолжает наш собеседник. — Всевышний услышал наши молитвы, и мы вернулись к привычному формату проведения намаза. Сюда ведь приходят не только молиться, но и встретиться с друзьями, которых видишь 2 раза в год — на Ураза-байрам и Курбан-байрам. Порой люди специально договариваются: давай на следующий год встретимся возле того самого столба или фонаря».

Генеральный директор компании «АКФ „Аудэкс“» и известный среди казанских мусульман меценат Айрат Гимадутдинов как раз из таких завсегдатаев мечети. Он родился и вырос на улице Каюма Насыри. «Моя бабушка пекла блины и приглашала на чай дедушек, которые возвращались из мечети. Тот, кто заходил, нам рассказывал об исламе. Благодаря таким рассказам и сохранилась в сердце вера», — рассказывал сегодня нашему корреспонденту Гимадутдинов. В этом году он режет двух баранов, одного — в Аль-Марджани, другого — в мечети «Ярдэм», где является председателем попечительского совета.

Асхат Хисматов: «Курбан — дело благое, только мне одно не нравится. В газетах пишут, что человек обязательно должен резать животное, если у тебя есть определенная сумма денег. Но это должно исходить из сердца, а нет так, что ты обязан» Асхат Хисматов: «Курбан — дело благое, только мне одно не нравится. В газетах пишут, что человек обязательно должен резать животное, если у него есть определенная сумма денег. Но это должно исходить из сердца, а нет так, что ты обязан» Фото: «БИЗНЕС Online»

Народный артист РТ Асхат Хисматов говорит, что в прежние годы проводил обязательный для Курбан-байрама обряд в разных местах, а сегодня пришел в Аль-Марджани благодаря… рекламе. «Курбан — дело благое, только мне одно не нравится, — указал в разговоре с „БИЗНЕС Online“ актер театра им. Камала. — В газетах пишут, что человек обязательно должен резать животное, если у него есть определенная сумма денег. Но это должно исходить из сердца, а нет так, что ты обязан. Я, как приехал в Казань, ежегодно старался совершать обряд. Сначала здесь, потом в Закабанной мечети, потом стал ездить в Усады к исполнителю мунаджатов Ильясу Халикову. А недавно по радио услышал, как Ансар хазрат приглашал всех в Аль-Марджани, решил вновь прийти сюда».

Имам Аль-Марджани и ответственный за функционирование площадки по забою жертвенных животных Ансар Мифтяхов, улыбаясь, подтверждает, что Асхат-абый принял мудрое решение, вернувшись к ним в мечеть. «В этом году завезли порядка 500 баранов. Как и в прежние годы, у нас проходит все хорошо, приходят и те, кто заранее записался, но и без записи можно прийти. Абсолютно нет никаких проблем», — констатирует наш собеседник. По словам Мифтяхова, все желающие могут прийти и совершить обряд жертвоприношения и в остальные дни праздника Курбан-байрам. По шариату это можно делать до захода солнца в понедельник, 11 июля. Проводить же кораническую трапезу корбан ашы у мусульман принято до конца года, т. е. до окончания 12-го месяца Зуль-хиджа по летоисчислению хиджры. Согласно ему, новый 1444 год наступает для приверженцев ислама 30 июля.